Политическая экспансия Грузии на постсоветском пространстве

Мы в СМИ
 В статье начальник сектора Центральноазиатских исследований РИСИ Дмитрий Александров и эксперт центра «Креативная дипломатия», автор книги «Цена реформ, или почему у Грузии не получилось» Никита Мендкович рассматривают опыт грузинской экспансии на примере событий в Киргизии.

Мендкович Н.А., историк, экономист, эксперт Центра «Креативная дипломатия»,

Александров Д. А., начальник сектора Центральноазиатских исследований РИСИ

Для многих государств постсоветского пространства характерна определенная ограниченность внешней политики, основные цели которой сводятся к защите своих интересов в рамках узкого географического региона, и установление двусторонних отношений с Россией и западными партнерами.

Исключением в данном контексте является Грузия, которая во второй половине 2000-х гг. поставила перед собой амбициозные внешнеполитические задачи, связанные с идеологической и политической экспансией на основе экспорта собственной официальной идеологии и опыта ее реализации. Эта тенденция достигла таких масштабов, что представители Грузии пытались вести подобную деятельность даже в Афганистане1.

В своей предыдущей работе один из соавторов кратко описал информационно-политическую стратегию Грузии, основным инструментом которой являются попытки экспорта собственной государственной идеологии – синтеза упрощенного экономического неолиберализма и элементов полицейской диктатуры2.

Несмотря на смену правящего режима в Грузии (в свете итогов последних парламентских выборов), анализ этого опыта актуален, т.к. представляет общий интерес для понимания механизмов информационного и политического противоборства на постсоветском пространстве, которые могут быть использованы и Россией, и ее соперниками.

В данной статье мы попытаемся рассмотреть опыт грузинской экспансии на примере событий в Киргизии.

Эта страна долгое время находилась на периферии внешнеполитического внимания Тбилиси, поскольку его интересы там представляло грузинское посольство, находящееся в Казахстане. Интерес Грузии к Киргизии возрос после переворота 2010 г., когда президентом «переходного периода» стала Роза Отунбаева. Работая в конце 1980-х гг. в МИД СССР, она считалась выдвиженцем Шеварднадзе, хотя существует мнение, что в период пребывания в Грузии в качестве заместителя спецпредставителя Генсека ООН по урегулированию грузино-абхазского конфликта (2002-2003 гг.) она поддерживала связи с М.Саакашвили и даже содействовала ему в подготовке «революции роз»3.

С приходом Отунбаевой к власти резко возросла интенсивность контактов между президентами Грузии и Киргизии. В ходе телефонных разговоров президент Грузии проявлял готовность оказать своей новой коллеге «поддержку во всех вопросах»4, а на международном саммите в Нью-Йорке Саакашвили и Отунбаева провели официальные переговоры об обмене «опытом реформ»5.

Важным шагом укрепления позиций Грузии в Киргизии стало то, что Отунбаева наняла для обеспечения работы временной администрации грузинскую пиар-компанию «Policy and Management Consulting Group», возглавляемую А.Алексишвили, членом правительства Грузии в 2004-2007 гг.6 В результате этого грузинские представители получили доступ в ближайшее окружение президента и политическую элиту республики. Следует отметить, что контракт оплачивался американским агентством USAID.

Подобное участие грузинских представителей в деятельности госорганов Киргизии практикуется и на более низком уровне. Есть информация, что в работе республиканского ГКНБ участвуют офицеры грузинских спецслужб. Важно учитывать, что глава Комитета Ш.Атаханов весьма благосклонно отзывался о грузинской национальной идеологии7.

Помимо Отунбаевой и Атаханова, в поддержку «грузинского вектора» выступила целая группа киргизских политиков и чиновников высокого ранга, среди которых стоит отметить бывшего министра иностранных дел Р.Казакбаева, бывшего главу президентской администрации Э.Каптагаева, одного из лидеров парламентской фракции партии «Ата-Мекен» Р.Жеенбекова.

Для закрепления достигнутых успехов Грузия пыталась также использовать экономические рычаги. В последние годы отмечается значительный рост торгового оборота между двумя странами. Его объем с $3,5 млн. в 2009 г. возрос до $9 млн. в 2011-м. Это произошло преимущественно за счет увеличения грузинского экспорта (включая реэкспорт европейских товаров, подержанных иномарок), размер которого достиг за 9 месяцев 2012 г. $6,6 млн. (см. табл.)8

Торговый оборот Грузии и Киргизии в 2009-2012 гг.

 

2009

2010

2011

2012

Экспорт

2 528,0

3 309,2

7 605,2

6636,2

Импорт

1 065,0

1 361,6

1 413,3

1606,5

Оборот

3 593,0

4 670,8

9 018,5

8242,7

В 2011 г. была создана межправительственная комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Грузинская сторона также заявляет о планах популяризации своих черноморских курортов и возможностях прямого авиационного сообщения между Тбилиси и Бишкеком. Впрочем, необходимо отметить, что потенциал экономического сотрудничества двух республик ограничен объективными факторами, что не позволяет ожидать перехода двусторонней торговли на принципиально новый уровень.

Довольно заметной акцией Грузии стала отправка в 2010 г. пострадавшим в трагических событиях на юге Киргизии партии гуманитарной помощи, в которую входили лекарство, врачебные инструменты и оборудование в объеме 8,2 т. Однако она завершилась скандалом: 70% входивших в состав гуманитарного груза лекарств оказались просроченными. Тбилиси категорически отверг подобные обвинения, однако инцидент вполне реален с учетом слабого контроля в республике за оборотом лекарственных препаратов на грузинском рынке9.

После ухода с поста президента в 2011 г. г-жа Отунбаева и ее соратники предприняли все меры для сохранения влияния Грузии в стране. Символом преемственности политики Тбилиси в Бишкеке стал официальный визит Михаила Саакашвили на инаугурационные торжества нового президента Киргизии10.

Поскольку инаугурация готовилась командой Р.Отунбаевой, появление президента Грузии в числе главных приглашенных на данное мероприятие было рассчитанным ходом, направленным на сближение Грузии и Киргизии. В свою очередь М.Саакашвили умело превратил свой визит в пиар-мероприятие по продвижению положительного образа Грузии с вкраплением прозападных и антироссийских пропагандистских элементов. Саакашвили не только встретился с вновь избранным главой государства А.Атамбаевым, но даже выступил с лекцией о реформах в Грузии перед студентами Американского университета в Центральной Азии (АУЦА) в Бишкеке11.

Стоит отметить, что, несмотря на усилия «прогрузинской партии» в политической элите Киргизии, интенсивность двусторонних связей после прихода к власти президента А.Атамбаева все же снизилась, хотя и остается на высоком уровне.

В течение 2012 г. грузинские лоббисты в Киргизии упорно продвигали соглашение о зоне свободной торговли, исключении двойного налогообложения, а также о метрологии и стандартизации12. Данное соглашение, видимо, будет подписано, несмотря на то, что в парламенте оно подверглось жесткой критике. Ряд депутатов Жогорку Кенеша справедливо отметили, что польза для Киргизии от заключения подобных договоренностей отсутствует, учитывая очень низкие показатели взаимного товарооборота, коррупционную составляющую, и поступление в зону свободной торговли товаров неясного происхождения без сертификата качества13. Кроме того, это соглашение может отрицательно сказаться на перспективах вступления Киргизии в Таможенный союз.

Признаком сохранения интенсивных двусторонних контактов на политическом уровне является предстоящее открытие постоянного офиса почетного консула Грузии в Киргизии, о чем недавно заявил посол Грузии в РК и Казахстане Д.Мумладзе14. Стоит отметить, что киргизское правительство в нынешнем году продолжил консультировать одиозный экономист Каха Бендукидзе.

Однако основной формой осуществления грузинского влияния в Киргизии пока остается интенсивный обмен делегациями чиновников, политических и общественных деятелей, в ходе которых представители РК подвергались идеологической обработке. Особое значение имели визиты парламентских делегаций в Тбилиси, когда представители Киргизии информировались о позитивных преобразованиях, проведенных в Грузии после 2004 г.15

«Обмен опытом» осуществлялся и в ходе визитов делегаций официальных ведомств Киргизии, в т.ч. МВД, которые широко освещались грузинскими СМИ16. Подобные ознакомительные поездки проводились также для киргизских экспертов, сотрудников неправительственных организаций и молодых специалистов. Все мероприятия оплачивались и организовывались западными НПО, включая «Фонд Сороса»17.

Чаще всего представители РК выносили достаточно позитивные впечатления из этих поездок, давая на родине высокую оценку успехам Грузии18. Позже эта реакция ретранслировалась на уровне республиканских СМИ19.

Среди значимых мероприятий подобного рода можно выделить прошедший в мае грузинско-киргизский «круглый стол» «Перспективы и успехи реформы в социальной сфере», который, по сути, представлял собой консультации на правительственном уровне с участием представителей министерств юстиции, финансов, социального развития, таможенной службы и других ведомств двух стран20.

В результате можно говорить о возникновении некой моды на Грузию в политической элите Киргизии. Ряд авторов склонен связывать эту тенденцию с вакуумом идей и стратегических планов в руководстве республики, который, благодаря усилиям Тбилиси, частично был заполнен «грузинской моделью реформ»21.

Правда, в последнее время в республиканских СМИ стали появляться материалы, посвященные критическому анализу режима Саакашвили и новейшего опыта Грузии22. Киргизские СМИ все чаще предоставляют свои страницы умеренной грузинской оппозиции23.

Таким образом, вплоть до недавнего времени Грузия проводила активную информационно-идеологическую политику в отношении Киргизии. Ее основной формат – реклама собственного политического курса как примера для подражания и воспроизведения в Киргизии. Одновременно для укрепления влияния на Бишкек использовались экономические рычаги, однако они играли меньшую роль в этой деятельности.

Говоря о взаимоотношениях Грузии и Киргизии, нельзя не учитывать и более широкого геополитического контекста. Очевидно, что Грузия в Центральной Азии, помимо реализации собственных замыслов, является проводником американских интересов в регионе. Не случайно значительная часть мероприятий, связанных с политикой Грузии на данном направлении, пользовалась финансовой поддержкой американских государственных структур и НПО. Ряд киргизских политиков и чиновников, известных своими проамериканскими взглядами, активно поддерживают «грузинский вектор», а прозападные СМИ без устали рекламируют т.н. «успехи» грузинских реформ.

Цели американских политических проектировщиков в Киргизии, как и во всех остальных республиках Центральной Азии, вполне очевидны: формирование и приход к власти проамериканской элиты. И в этом смысле воздействие через «грузинских реформаторов» - лишь часть большого эксперимента по внутренней трансформации элит и обществ Центральной Азии в нужном для США и Запада направлении.

Вместе с тем, следует учесть, что итоги последних парламентских выборов в Грузии крайне неблагоприятно сказались на итогах грузинской политики в Киргизии, т.к. привели к дискредитации ранее продвигаемой модели. Но есть основания полагать, что новое правительство попытается использовать накопленные связи с политиками Киргизии и экспертами для сохранения своего влияния в регионе. К тому же в данном вопросе многое зависит от позиции Белого дома, поскольку, как известно, американское руководство не склонно спешно сворачивать свои геополитические проекты.

Источник: Новое восточное обозрение.


1. Грузия поделится с Афганистаном опытом экономических реформ // Афганистан.ру, 16 июля 2012.

2. Мендкович Н.А. Грузинский опыт информационной войны // Новое Восточное Обозрение, 20 июня 2012.

6. Розовая роза // Белый Парус (Кыргызстан), 23 мая 2010.

8. Внешняя торговля Кыргызской Республики 2006-2010 // Национальный статистический комитет Киргизии, 2011. Сайт Национального Статистического Управления Грузии, 2012.

10. Панфилова В. Киргизия перешла от Отунбаевой к Атамбаеву // Независимая газета, 1 декабря 2011.

13. Г.Скрипкина: В договоре Кыргызстана с Грузией о создании зоны свободной торговли в некоторых пунктах заложены коррупционные схемы // 24kg.org. 4 июня 2012.

20. Ащеулов Д. Социальную сферу ожидают реформы//Слово Кыргызстана, 6 июня 2012.

21. Орлов Д. Правительство.kg: на манеже все те же // 24kg.org, 10 сентября 2012.

22. Ткачев Ю. Грузинское чудо реальность или миф? // Бишкек-инфо, 3 сентября 2012.

23. Оторбаева А. Тато Ласхишвили об успехах грузинских реформ и о том, чего не видят приезжающие за опытом // 24kg.org, 7 августа 2012.