Участники форума «Москва - Третий Рим»: Запад всё ещё боится Россию

Мы в СМИ
Президент фонда Исторической перспективы доктор исторических наук Наталия Нарочницкая выразила уверенность, что современный Запад сегодня намеренно использует концепцию "Москва - Третий Рим" в качестве идейных основ русского империализма.

МОСКВА — РИА Новости, Милена Фаустова. Страны Запада изначально неверно трактовали историческую концепцию "Москва — Третий Рим", наделив ее политическим, а не духовным смыслом, а потому нынешние санкции — продолжение давнего противостояния России и Запада, в котором ощущается ревность и неуверенность стран ЕС перед цивилизационной самостоятельностью страны. К такому выводу пришли участники конференции "Москва — Третий Рим", которая прошла во вторник в рамках работы церковно-общественной выставки–форума "Православная Русь".

Президент фонда Исторической перспективы доктор исторических наук Наталия Нарочницкая выразила уверенность, что современный Запад сегодня намеренно использует концепцию "Москва — Третий Рим" в качестве идейных основ русского империализма. "Знакомство с этой концепций западной историографией начинается после русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Тогда европейские историки стали утверждать, что после крушения Византии Россия стала претендовать на роль гегемона и господства на ее территории. Но для средневековых мыслителей сводить господство Рима к Византии было бы не только опасным и бессмысленным, но и означало повторить ее (Византии) печальную судьбу", — подчеркнула Нарочницкая.

Ревность Запада

Она отметила, что сама доктрина, озвученная в начале XVI века монахом псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем, никогда не носила какой-либо политический подтекст, а носила только духовное обоснование.

"На самом деле, в доктрине о Третьем Риме, которая умещается в 10-15 строках, вообще нет ни слова о гегемонии или поощрении территориального расширения, как нет там формулы "Москва — Третий Рим". Русская концепция была сформулирована в начале XVI века и изложена в официальном документе 1589 года, когда учреждалось патриаршество на Руси. Там Третьим Римом именовалась даже не Москва, а великая Россия в целом, царство. Это свидетельствует о связи концепции событиями церковной жизни, о неразделимости судеб священства и царства, то есть о чисто религиозном осмыслении этой парадигмы", — уверена историк.

По ее мнению, негативное отношение к России и тогда, и сегодня вызвано ревнивым отношением Запада к тогдашней "Московии".

"Причина в том, что после завоевания и гибели Константинополя турки черной тучей нависли над Европой. Тогда даже возникла идея нового крестового похода. Тогда же произошло и расширение Московии, которое у Западной Европы побуждало некое ревнивое отношение. После монгольского нашествия Русь настолько быстро расширилась и стала могучей, что в Европе не могли это пережить», — отметила Наталья Нарочницкая, добавив, что "именно с тех пор и начинается поношение России как агрессора".

По ее мнению, новый виток непростых отношений, который сегодня существует между Россией и Западом вызван тем, что, "несмотря на то, что Запад построил свой Рай на земле, он так и не освободился от страха неуверенности перед самостоятельностью и силой России".

Россия как отдельная цивилизация

О сегодняшнем страхе Запада перед Россией как последовательнице идей Византийской империи говорили и другие участники конференции. Так, декан исторического факультета МГУ имени Ломоносова Сергей Карпов заявил, что Россия, никогда не помышляя на территории Византии, в духовном плане переняла ее лучшие идеи.

"Главным отличием Византии была ее связь с законом, моралью и нравственностью. Именно передача этой связи закона-морали-нравственности-миссионерства от Византии к Руси и стала заменой разрозненной системы, существовавшей до Ивана III, той системой, которая стала возможной и укрепляющей разные народы под единым скипетром", — отметил Карпов.

В свою очередь директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников подчеркнул, что неуверенность Запада, в том числе, и перед современной Россией исходит от того, что они воспринимают нас как отдельную, альтернативную и самостоятельную цивилизацию.

"Мы не просто империя духа. Мы альтернатива той западной цивилизации, которая уже сложилась. И наша Российская империя также была альтернативной восточно-православной цивилизацией. Именно поэтому мы и тогда, и сегодня вызываем раздражение и чувство опасности на Западе, потому что мы — не просто большое, мощное, крепкое, сильное государство, но самостоятельная цивилизация", — сказал он.

Решетников подчеркнул, что сегодня сам русский народ и его правители должны осознать, что больше нет спора о том, какой путь развития выбрать России — восточный или западный, поскольку "наш путь давно определен".

"Мне полжизни довелось работать на Балканах, и я часто задумывался о той непонятной любви, когда приезжал в какое-нибудь село и старики целовали руки и плакали только потому, что я — русский. К сожалению, мы недооцениваем эту таинственную и сакральную связь, когда болгары, сербы, греки всегда смотрели на Восток, на Россию. Ведь в свое время все эти страны — Сербия, Болгария, Греция и другие — входили в византийскую цивилизацию, и все эти народы и сейчас тянуться к ней. Поэтому сегодня перед Россией стоит задача вернуться к цивилизационному подходу и понять, что мы давно решили спор между Востоком и Западом и давно стали отдельной цивилизацией. Миссия от Византии к нам была как раз цивилизационной", — заключил Леонид Решетников.

РИА Новости:  http://ria.ru/religion/20141111/1032857174.html#ixzz3IuxypasS