Экономическое развитие стран СНГ, достаточно динамично осуществлявшееся до 2013-2014 года, в последнее время серьезно осложнилось на фоне ряда возникших новых вызовов и угроз как внешнего, так и внутреннего характера.
Резко негативное воздействие на состояние товарооборота с Россией оказал военно-политический кризис на Украине, существенно ухудшивший экономические показатели СНГ. Еще более раскачали СНГ соглашения об ассоциации, заключенные Украиной и Молдовой с ЕС и приведшие, помимо роста турбулентности в экономиках обеих стран, к возникновению проблемы совместимости одновременного участия этих государств в СНГ и ассоциации с ЕС.
Негативно отразились на состоянии экономики стран-членов экономические санкции Запада в отношении России. Общие финансовые потери Белоруссии от введения антироссийских санкций оцениваются, как заявил президент А.Лукашенко 1 июня 2015 года, в 3 млрд. долл. По мнению казахстанских экономистов, санкции против России наносят удар и по Казахстану, прежде всего в связи с опасениями иностранных инвесторов вкладывать капитал в местную экономику.
Все эти проблемы усугубились имевшей место девальваций валют ряда стран СНГ, падением в последние годы мировых цен на сырье,. Так, в декабре 2014 года цена нефти марки «Юралс» снизилась относительно предыдущего месяца на 22 % (61,1 доллара за баррель), что ниже уровня декабря 2013 года на 44,4 %, бензина – на 37,8 и 49,1 %, дизельного топлива – на 20,9 и 38,6 % соответственно.
Сказалась и ставшая все более заметной политическая разбалансированность СНГ, развитие центробежных тенденций в виде стремления ряда государств Содружества одновременно действовать на различных международных площадках, зачастую конкурирующих с СНГ. Между всеми странами-членами практически отсутствуют горизонтальные экономические оси, все линии взаимодействия по-прежнему так или иначе проходят через Россию, за исключением пар Белоруссия-Казахстан и Казахстан-Киргизия. Фактически Россия в одиночку поддерживает экономический механизм Содружества в более или менее связанном состоянии.
Дестабилизирующий характер носит стремление Турции вовлечь в орбиту своего влияния Азербайджан.
Новую потенциальную угрозу стабильности СНГ создает стремление США и ведомых ими стран осуществить фрагментацию под своей эгидой мирового торгово-экономического пространства, создать новые торгово-экономические партнерства на основе зон свободной торговли по периметру СНГ, способные еще более ухудшить условия международной торговли для стран СНГ. Это ставит вопросы о месте СНГ в обновляемой мировой экономической архитектуре, о необходимости реагировать на меры Запада.
Как следствие указанных негативных тенденций, в последние годы значительно упало производство во всех государствах-членах, что отразилось на состоянии ВВП, хотя темпы его снижения в 4-м квартале прошлого и 1-м квартале нынешнего года несколько замедлились. Так, несколько улучшился показатель ВВП для группы стран – экспортеров нефти и газа (по классификации Евразийского банка развития) – Россия, Казахстан, Азербайджан: по итогам IV квартала он составил -3,2% после -3,7% за предыдущий отчетный период.
В IV квартале 2015 года ВВП России не продемонстрировал какой-либо значимой динамики помимо сугубо сезонной – в экономике продолжилась стагнация, установившаяся после существенного падения активности в первой половине года. В Казахстане имело место ускорение роста ВВП в IV квартале 2015 года (1,7% в годовом выражении и 1,2% по итогам 2015 года) На фоне снижения цен на сырьевые продукты и ограниченного внешнего спроса торговых партнеров сохранение роста можно отнести на счет антикризисных мер государства. Для экономики Азербайджана характерно замедление роста на фоне сложностей с платежным балансом, дефицитом госбюджета и инфляции Рост ВВП резко снизилось в IV квартале 2015г., составив по итогам года до 1,1% в годовом выражении (3,7% за январь – сентябрь).
Что касается группы стран Содружества с развитым экспортом (Украина, Беларусь, Узбекистан), то снижение ее ВВП по сравнению с тем же кварталом 2014 года несколько уменьшилось в масштабе, составив по итогам 2015 года 2,5% после 6,4% в III квартале и двузначных показателей спада в I полугодии. Это улучшение определялось определенной остановкой падения украинской экономики благодаря снижению интенсивности внутреннего вооруженного конфликта в стране. Спад в экономике Белоруссии, напротив, углубился, хотя и не радикальным образом. В 2015 году экономика Узбекистана была подвержены негативному воздействию ухудшающегося внешнего фона. Усиливающееся к концу года снижение мировых цен на сырье (энергоресурсы, металлы, хлопок и т.д.), ухудшающиеся показатели ключевых торговых партнеров (Россия, Китай, Европа) оказали прямое негативное воздействие на объемы экспортных поступлений.
Рост ВВП в странах – экспортерах трудовых ресурсов (Армения, Киргизия, Молдова, Таджикистан) продолжил снижаться, составив в целом для этой группы 0,5% по сравнению с IV кварталом 2014 г. Этот показатель равнялся 4,6%, 5,4% и 2,8% в I, II и III кварталах соответственно.
После девяти месяцев роста ВВП, обусловленного внутренними предложениями со стороны сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности (запуск Техутского медно-молибденового комбината), экономика Армении замедлилась в IV квартале 2015г. Рост ВВП составил 1,9% в годовом выражении и 3% по итогам года (3,4% в 2014г.). Наиболее значительное снижение роста ВВП (с 5% до -2,3%) наблюдалось в Киргизии. Оно было вызвано колебаниями в объемах добычи золота на месторождении Кумтор, которые часто оказывают значительное, влияние на экономическую динамику в этой стране. В Молдове снизился объем ВВП на фоне плохого урожая, политической нестабильности, кредитного сжатия. По итогам IV квартала 2015 года ВВП молдавской экономики продемонстрировал негативный годовой рост на уровне -3,7%. Снижение показателей роста в Таджикистане было меньшим по масштабу, однако имело более широкий характер, затронув различные отрасли промышленности (в частности, обрабатывающие), торговлю, сферу услуг и строительство.
В Туркменистане (классификации ЕАБР не относит его ни одну из перечисленных групп стран) сохранялись относительно высокие темпы роста ВВП и сбалансированность госфинансов. Тем не менее в результате внешних шоков динамика ключевых отраслей промышленности стала замедляться. В результате рост в промышленности составил 4,8% в годовом выражении.
Товарооборот стран СНГ достаточно динамично развивался вплоть до 2014 года. Экспорт и импорт всех стран СНГ вырос за период 2000-2014 гг. в общей сложности в 3-4 раза. Однако в 2013-2014 году в государствах – участниках СНГ начало наблюдаться снижение основных показателей внешней торговли товарами по сравнению с предыдущими годами. Снижение объемов экспортно-импортных операций в 2014 году во многом связано с ситуацией на мировых товарно-сырьевых рынках.
Объем взаимной торговли между государствами – участниками СНГ также снизился в последние годы. В 2014 году он уменьшился по сравнению с 2013 годом на 16,9 % (в 2013 – на 9,3 %). Объемы торговли снизились во всех государствах – участниках СНГ, кроме Армении и Таджикистана.
Объем взаимного экспорта государств – участников СНГ сократился в 2014 году на 15,3 % и составил 113 млрд. долл., а импорта – на 18,5 % и составил 101,9 млрд. долл. Наибольшее сокращение экспорта в 2014 году произошло в Азербайджане, Киргизии, Молдове, России и Украине, импорта – в Азербайджане, Казахстане, Молдове, России и Украине.
По данным Минэкономразвития, товарооборот России со странами СНГ по итогам 2015 года сократился и составил 60,5 млрд. долл., примерно на 5% снизился экспорт, на 20% — импорт. Более 80% товарооборота с Белоруссией было проведено в рублях, примерно 40% с Казахстаном. Взаиморасчеты в национальных валютах растут.
Первое место (после России) второй год подряд в товарообороте со странами СНГ занимает Белоруссия — около 25 млрд. долл., и впервые по итогам прошлого года на втором месте расположился Казахстан — около 15,5 млрд. долл. Украина не добралась даже до отметки 15 млрд. долл. по итогам 2015 года. Кроме того, перед украинскими производителями с начала 2016 года возникли дополнительные трудности, связанные отменой режима льготной торговли, что связано с началом действия экономического блока соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Западные санкции, введенные против РФ, а также ответные меры российского правительства в целом не привели к замещению на рынке Российской Федерации товаров из западных стран товарами из стран СНГ. По мнению ряда экспертов, данная ситуация может быть связана с отсутствием гарантий для поставщиков и производителей из стран СНГ. Они видят для себя риски в том, что если Запад снимет свои ограничения, и будут возвращены прежние правила игры, то такой поворот станет очень серьезным ударом не только для производителей внутри России, но и для внешних торговых партнеров страны.
Большинство экспертов связывают надежды на экономическую стабилизацию в СНГ с постепенным развитием Евразийского экономического союза (ЕАЭС), эффективность которого, однако, тормозится нынешним кризисом в России и других странах Содружества.
Перспективы экономического роста СНГ будут определяться и тем, в какой мере государства-участники смогут найти ответы на новые внешние вызовы. Ведущаяся в настоящее время в рамках СНГ дискуссия о будущем Содружества, приуроченная к 25-летию организации, надо полагать, внесет свой вклад в решение указанных вопросов. Определенный оптимизм в этом плане связан с тем, что ни одно государство-член, даже те, кто апатично участвуют сейчас в деятельности Содружества, не подвергают сомнению его востребованность. Политическая воля к преодолению разобщенности, развитию единого поля взаимодействия могла бы стать мощным оружием в борьбе с новыми рисками.