
Считаю опыт сравнительного исследования советской и евразийской интеграции весьма полезным.
Интересно отметить, что по случаю 90-летия образования Советского Союза 25 декабря с.г. в Москве состоится собрание профсоюза трудящихся-мигрантов, возможно – мероприятия по линии коммунистических партий. Больше, насколько известно, никто к этой теме не обращается. А лидер Национально-демократической партии России В.Тор высказал резко отрицательное отношение к мероприятию мигрантов – мол, гастарбайтеры питаются соками России.
Заслуживает внимания историков опыт формирования СССР с 1918 по 1922г. и далее. Технологически – нормальный процесс координации, потом интеграции РСФСР, Белорусской и Украинской ССР, Закавказской ССР, затем – Среднеазиатских республик и т.д. сначала в военных, затем экономических, внешнеполитических вопросах, затем, по пере консолидации власти большевиков, во всех других сферах. Главным в интеграции было то, что во всех частях бывшей Российской империи большевики защищали свою идеологию и право на власть, которое завоевывалось в ходе гражданской войны ценой огромных человеческих потерь и повсеместной экономической разрухи, не говоря уже о потерях в культурной сфере. Интеграции требовали интересы выживания, охраны границ, восстановления хозяйственной деятельности и начала пути к «светлому будущему».
Внимания требует и причины развала советской интеграции - роль внешнего фактора в распаде СССР и провала политики КПСС практически во всех сферах - кстати, 8 декабря со дня подписания соглашений в Вискулях прошел уже 21 год. Здесь еще предстоит много выяснять. Распад СССР тоже был сопряжен с колоссальными потерями – прежде всего, безвременным уходом из жизни миллионов людей во всех составных частях Союза по причине резкого обвала экономики и социальной защиты, и деградацией всех сторон жизнедеятельности подавляющего большинства населения в результате реформ. В ноябре 1991г., до развала СССР, Б.Н.Ельцина посетил президент Всемирного банка Л.Престон, который изложил следующую технологию проведения реформ: накопление финансовых ресурсов, т.к. реформы – дело дорогостоящее; подготовка всеобъемлющей детальной программы и маршрутной карты реформ; подготовка правовой основы реформ; подготовка кадров разного уровня для осуществления реформ во всех сферах и на различных уровнях; проведение тщательно широкой пи-ар компании для населения с целью разъяснить гражданам смысл, цели и конкретные параметры реформ с тем, чтобы реформы были понятны людям и их издержки минимизированы; и лишь после этого следует выбирать наиболее благоприятный с политической и экономической точек зрения момент для запуска реформ. Ничего из этих технологий реализовано не было. Результаты известны.
Как теперь, на какой основе вновь продвигать евразийскую интеграцию? Какое будет к ней отношение после всего того, во что бывшие союзные республики были ввергнуты дезинтеграторами Союза? Кто будет локомотивом интеграции, кто будет нести неизбежные расходы?
К проблеме надо отнестись реалистично. При нынешнем состоянии экономики, политики, образования и культуры, духовной сферы во всех странах СНГ – какая это будет интеграция? Сможет ли Россия, со всем комплексом ее проблем, стать локомотивом интеграции? Не следует забывать, что в финансово-экономическом блоке России господствуют либералы, которые, мягко говоря, не испытывают энтузиазма при словах «евразийская интеграция». Кроме того, интеграции будут противодействовать наши так называемые «партнеры» - Х.Клинтон уже объявила крайне негативную позицию США, а западные и иные игроки обладают большим влиянием на постсоветском пространстве. Рынок, торговля? Они не решат проблем и не смогут сами по себе регулировать процессы интеграции. Приемлемой для всех потенциальных участников евразийского проекта идеологии нет, интересы и ориентация государств СНГ разошлись достаточно далеко, взаимоотношения с Россией у многих неоднозначные. Наверное, России надо навести порядок у себя дома, справиться со своим ворохом проблем - от коррупции и бизнес-климата до морали в обществе, а потом приступать к разговорам об интеграции. Сейчас же ничего реально не готово, лозунги евразийской интеграции - это политтехнология, пи-ар. Лозунги сами по себе хорошие, но не хотелось бы, чтобы они были скомпрометированы, как многие предыдущие, тоже вполне правильные. И здесь стоит вспомнить рекомендации Л.Престона – технологии реформ применимы и к интеграции: сначала обеспечить ресурсы, тщательно подготовиться, а уже потом – пиар.
Что касается трудовой миграции, то здесь так же нужно прежде всего понять причины создавшегося положения, а не строить политику, исходя из последствий. Причины миграции - в развале СССР и обвале экономики, социальные и другие последствия которого еще далеко не преодолены ни в России, ни еще в большей степени в бывших советских республиках, особенно в Средней Азии. На постсоветском пространстве промышленные и сельскохозяйственные предприятия в большинстве своем перестали существовать, работать людям негде, перспектив улучшения ситуации нет. Такие же проблемы и в России, в частности, на Северном Кавказе. И люди будут ехать куда угодно, на каких угодно условиях, лишь бы найти какую-то работу и прокормить свои семьи. Они будут преодолевать любые препятствия, терпеть от российских чиновников, полиции и работодателей всевозможные лишения, и никакие административные режимы сдержать их не смогут. Точно так же обстоит дело с миграцией в Европу из Северной Африки.
Наверное, стоит и здесь проявить реализм и, прежде всего, осознать корни проблемы, после чего попытаться совместно со странами СНГ выработать реалистическую и, что важно, гуманную политику в вопросах миграции с учетом интересов и России, и наших партнеров. Если посмотреть на вопросы миграции шире, не только со стороны ФМС, МВД и российских коррупционеров-работодателей, но и в плане перспектив евразийской интеграции, то проблема миграции, при умелом заинтересованном подходе, может перейти из категории раздражителей в категорию возможностей, потому что даже во времена Советского Союза никогда взаимное общение народов не было столь интенсивным, как сейчас из-за миграции. Если Россия вновь обретет образ справедливого «старшего брата», а сейчас у нее скорее облик злого богатого хозяина, это будет большим подспорьем реинтеграции евразийского пространства во всех сферах. Все зависит от российской стороны, однако трудно сказать, насколько реальна такая перспектива.
Источник: Институт Русского зарубежья.