В Таджикистане возрождают Великий шёлковый путь

Мы в СМИ
В Душанбе завершилось заседание межправительственной комиссии стран-участниц программы TRACECA. В это объединение входят 13 государств. Их цель - проложить единый транспортный мост от берегов Амударьи до Дуная. Сами инициаторы проекта настроены оптимистично, а вот независимые наблюдатели дают идее скептическую оценку. С подробностями - корреспондент "Голоса России" в Таджикистане.

Проект TRACECA, фактически - это попытка возродить Великий шелковый путь, созданием общего транспортного коридора. Не случайно участниками проекта являются все страны Центральной Азии, Закавказья, а также Молдавия, Украина, Румыния, Болгария и Турция. Самой инициативе в нынешнем году исполнится 20 лет. Поэтому на юбилейном заседании в Душанбе подводили промежуточные итоги. Главный результат очевиден: объем грузоперевозок между 13 странами-участницами объединения хотя и увеличился в 18 раз, но все еще не достиг потенциальной величины. Более того, показатели в последние пять лет почти не меняются. По мнению некоторых наблюдателей, всему виной последствия экономического кризиса 2008 года, однако, другие аналитики утверждают, что несовершенна сама инициатива. Вот что сказал по поводу проекта TRACECA эксперт Российского института стратегических исследований Дмитрий Попов:

"Масштабные проекты, инициированные Евросоюзом и США в 1990-е годы, были обусловлены интересами геополитической борьбы и во многом были лишены экономической платформы. Здесь можно назвать такие программы, как TRACECA, INOGATE, Южный энергетический коридор. Скажем, идея прокладки трубопровода по дну Каспия изначально развивалась в недрах Совета безопасности США, а не в кабинетах экономических министерств или экономических компаний. Поэтому стоит ли удивляться, что со временем эти проекты приобрели характер некой пиар-компании. И, конечно, любому специалисту понятно, что через Таджикистан в рамках TRACECA проложить трансконтинентальный мост в Европу невозможно. Хотя именно эта идея озвучивается обычно в связи с этой программой".

- Страны ШОС согласны возродить Шелковый путь

По мнению Дмитрия Попова, железнодорожная и автомобильная система в Таджикистане разделена на несколько участков. Прокладывать же новые трассы в горных условиях весьма сложно. К тому же соседний Узбекистан вот уже несколько лет проводит в отношении Душанбе политику экономической изоляции. Поэтому Таджикистан получит куда больше выгод от создания коммуникационных линий со странами Южной и Восточной Азии, нежели от транспортного моста в Европу по программе TRACECA, подчеркивает российский аналитик:

"Более реальными на сегодняшний день для Таджикистана выглядят программы создания инфраструктуры в направлении Китая, которые финансируются правительством КНР. А также отметим проекты в сторону Афганистана, которые спонсируются международными финансовыми институтами в рамках американской программы Нового шелкового пути".

- Проект "Новый шелковый путь" против Евразийского Союза

На заседании участников программы TRACECA в Душанбе было отмечено, что в республике реализуются 11 транспортных проектов. Но наблюдатели говорят, что большая часть из них направлена не на север в сторону Европы, а на объединение единой транспортной сетью регионов внутри самого Таджикистана. Что же касается выхода из коммуникационного тупика, то и здесь политика Душанбе направлена не на Европу, а на Китай, Афганистан и Киргизию.

Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2013_09_18/V-Tadzhikistane-vozrozhdajut-Velikij-shelkovij-put-0561/