Новые украинские власти идут на интеграцию с Евросоюзом, невзирая на все негативные последствия

Аналитика
Опасения по поводу экономической части Соглашения Киева с ЕС имеют серьёзные основания

27 июня 2014 года в Брюсселе подписана экономическая часть Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Политическая часть данного соглашения была официально утверждена еще 21 марта. Экономическая часть является наиболее важной составляющей – она предусматривает создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС (DCFTA). От лица Киева его подписал новый украинский президент Петр Порошенко.

Подобное двухэтапное подписание Соглашения изначально не предусматривалось. Оно является следствием опасений украинцев перед возможными экономическими последствиями данного договора, который возлагает на Киев множество обязательств, касающихся изменений в экономической и финансовой политике, проведения целой серии реформ, призванных внедрить в стране экономические, финансовые и отчасти политические стандарты Евросоюза. После избрания главой государства Петра Порошенко у страны формально есть законный президент (пусть и не в полной мере признанный Россией), на которого может быть возложена политическая и моральная ответственность за столь серьезный шаг. 

Опасения по поводу экономической части Соглашения с ЕС имеют под собой серьезные основания – оно будет иметь далеко идущие последствия для украинской экономики. Соглашение предполагает отмену почти всех (98%) таможенных пошлин на европейские товары, ввозимые на территорию Украины. Со своей стороны, Евросоюз, желая поддержать прозападное правительство в Киеве, с 11 марта 2014 г. уже отменил в одностороннем порядке пошлины на большую группу украинских товаров, ввозимых в Европу. Это решение должно было действовать до 1 ноября нынешнего года, однако с подписанием экономической части Соглашения об ассоциации, оно получает постоянный статус.

Новые украинские власти взяли курс на скорейшую интеграцию с Евросоюзом, невзирая на возможные негативные последствия. Вступление в ассоциацию с ЕС означает, что Украина не сможет присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Более того, российские власти неоднократно заявляли о том, что в случае вхождения Украины в ЗСТ с Евросоюзом она не сможет рассчитывать на льготный режим торговли с Россией, который действует сейчас. Впредь украинские товары будут облагаться такими же пошлинами, как и товары других зарубежных стран. Это решение выглядит неизбежным в свете того, что под видом украинских товаров на российский рынок теперь может хлынуть продукция (прежде всего, сельскохозяйственная) государств Евросоюза.

Таким образом, вступление  в силу Соглашения грозит для украинских производителей частичной потерей российского рынка. Взамен этого, киевское правительство надеется переориентироваться на европейский рынок, но сделать это будет проблематично. Во-первых, Украина имеет стабильно отрицательное сальдо в торговле с Евросоюзом, которое составило 10,1 млрд евро в 2013 году (импорт из Европы на 23,9 млрд против экспорта на 13,8 млрд), причем ситуация год от года ухудшается – в 2012 году было 9,2 млрд (импорт 23,8 млрд, экспорт 14,6 млрд евро) .

Во-вторых, украинский экспорт в Европу носит преимущественно сырьевой характер – это зерно, семена подсолнечника, сталь, руда и металлолом, электроэнергия, химические удобрения, уголь, древесина. Нарастить его быстро не получится. Что касается украинских товаров для потребителей, они оказываются неконкурентоспособными на европейском рынке – как по причине своего сравнительно низкого качества, так и по причине специфических требований, предъявляемых Евросоюзом к продукции, которая может продаваться на его территории.

От поставщиков на европейском рынке требуется соблюдать технологические, санитарные, фитосанитарные и прочие нормы, принятые Еврокомиссией. Это называется нетарифными барьерами – они сейчас активно применяются развитыми странами (США, ЕС) для защиты своего внутреннего рынка от иностранной продукции. Сюда относятся требования к сертификации товара, соблюдению определенных характеристик и критериев, происхождению товара, соответствия внешнего вида, упаковки и т.п.

Стандарты Евросоюза в области продуктов питания являются одними из самых жестких в мире и активно используются европейцами с целью отсеивания возможных иностранных конкурентов. Еврокомиссия резко ограничивает возможность продавать генетически модифицированные продукты, предъявляет особые требования к форме овощей и фруктов (пресловутая кривизна огурцов и бананов), к маркировке и происхождению товара. Процессы сертификации и разрешения торговли продуктами питания в ЕС максимально усложнены и забюрократизированы – с тем, чтобы европейские производители, знакомые с местными правилами, были в более выгодной ситуации. Украинские производители зачастую не соответствуют специфическим европейским требованиям, а пройти процедуру сертификации оказывается чрезмерно дорого и сложно.

По условиям Соглашения, Украина обязуется перейти на стандарты ЕС, отменить нормы ГОСТ, которые им противоречат, внедрить на своей территории европейское законодательство, касающееся защиты прав интеллектуальной собственности и неукоснительно требовать его соблюдения от национальных производителей. Все украинские производители должны будут отказаться от европейских «географических указаний происхождения товара», среди которых такие известные названия как шампанское, коньяк, портвейн, пармезан, фета, токай и прочие (в Соглашении приводится длинный список).

Европейские требования должны будут распространить свое действие на всех украинских производителей, а не только тех, которые экспортируют свои продукцию в ЕС. Те, кто не перестроился – не смогут продавать свою продукцию даже на внутреннем рынке, а их место займут товары европейских фирм.

Со своей стороны, европейским производителям не стоит слишком опасаться украинской конкуренции – ведь ввозимое из Украины сырье нужно Европе для производства готовой продукции, которая затем экспортируется в другие страны. Характерно, что Киеву запрещено вводить экспортные пошлины, чтобы ограничивать вывоз необработанного сырья (например, лома цветных металлов, живого скота и др.)

Чтобы защитить свой рынок, Евросоюз потребовал прописать в Соглашении тарифные квоты на ввоз широкого круга украинской сельскохозяйственной продукции. Они распространяются на практически все виды мяса (говядина, свинина, баранина, птица), молоко, молочные продукты и молочный порошок, сливочное масло и спреды, яйца, мед, сахар, большинство зерновых (пшеница, ячмень, овес, кукуруза), а также  муку, этанол, сигары и сигареты и пр. Со своей стороны, Украина сохраняет лишь квоты на свинину, мясо птицы и сахар из Европы. Все, что импортируется сверх тарифной квоты, может быть обложено повышенной пошлиной.

По ряду наиболее чувствительных для Украины товаров (сельскохозяйственная продукция, металлы) Соглашением вводится переходный период в 10 лет, на автомобили – 15 лет. На протяжении этого периода тарифы должны быть постепенно снижены и в итоге отменены.

Со стороны ЕС в отмене пошлин в основном заинтересованы производители технологичной продукции, которая составляет основу европейского экспорта. Евросоюз оказывается более заинтересованным в либерализации торговли с Украиной – поскольку его экономика более конкурентоспособна, тогда как Украине для защиты внутреннего рынка было бы целесообразно сохранять импортные пошлины. Но Киев пошел здесь на серьезные уступки Брюсселю, надеясь продвинуться в направлении вступления в ЕС – что в настоящее время выглядит явной утопией.

Кроме того, киевские власти надеются, что после создания ЗСТ в страну потекут инвестиции из Евросоюза, а европейские компании будут создавать новые предприятия для экспорта своей продукции в ЕС, поскольку на Украине дешевле рабочая сила и ниже налоги. Однако в реализуемости данной модели есть определенные сомнения. Вполне вероятно, что никакого особенного притока инвестиций из Европы не случится, поскольку на Украине слишком плохой инвестиционный климат, особенно в условиях политической нестабильности, гражданской войны в Донбассе и «разобранного» состояния украинского государственного аппарата.

Помимо прочего, Соглашение подробно регулирует вопросы, касающиеся торговли и транзита «энергетических товаров» – нефти, газа и электроэнергии. Украина обязуется обеспечить свободную конкуренцию на энергетическом рынке. Ей предписано установить свободные рыночные цены на газ и электричество для промышленных потребителей (но не граждан). Вводится также обязательство установить равные цены на энергетические товары для внутренних и внешних потребителей – т.е. ликвидировать практику, которую европейцы именуют «двойным ценообразованием». Это означает существенное повышение цен.

Особенно подчеркивается обязательство Украины и ЕС обеспечить свободный транзит энергетических товаров по своей территории (не задерживать и не отбирать газ, нефть, электроэнергию). В случае нарушения предусмотрены меры ответственности Украины перед ЕС.

В Соглашении прописан график реализации большого количества экономических и политических реформ, принятия новых законов и нормативных актов. Реализовать их в столь жесткие сроки в условиях политической неразберихи и гражданской войны будет крайне трудно, если вообще возможно. 

По условиям Соглашения, Украина обязуется отменить таможенные пошлины, сумма которых составляет примерно 400 млн евро в год. Это станет чувствительным ударом для государственного бюджета, который и без того испытывает колоссальные трудности и поддерживается на плаву исключительно за счет западных кредитов. Параллельно с этим, украинское государство будет вынуждено резко увеличить расходы, касающиеся реализации предписанных Брюсселем реформ, которые затрагивают экономическое и финансовое регулирование, энергетику, деятельность многих госорганов, госзакупки, суды и пр. Это неизбежно приведет к ухудшению финансового положения государства.

Уже сейчас очевидно, что следствием вступления Украины в зону свободной торговли будет закрепление сырьевой ориентации и деиндустриализация ее экономики – как уже было с другими странами Восточной Европы, вступившими в Евросоюз. Украинская промышленность будет не в состоянии конкурировать с европейскими производителями.

Слабый украинский автопром рискует полностью прекратить свое существование. Аналогичный ущерб может быть нанесен и другим, все еще продолжающим свою деятельность технологичным отраслям  (авиастроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение). Добавим сюда запрет на военно-техническое сотрудничество с Россией, наложенный Петром Порошенко, который неизбежно ударит по украинской оборонной промышленности.

 Наиболее пострадавшими от европейской конкуренции станут отрасли, занимающиеся производством готовой продукции, в то время как сырьевые могут даже выиграть или хотя бы не почувствуют никаких перемен. В результате реализации Соглашения украинские потребители получат более доступные и качественные европейские потребительские товары, поставки которых теперь не будут ограничены таможенными барьерами. Однако при этом украинская промышленность проиграет в конкурентной борьбе, что означает закрытие предприятий и потерю рабочих мест. Следует ожидать роста безработицы, снижения уровня жизни значительной части населения, усиления экономической миграции.