Доклад с пробелами

Мы в СМИ
К очередной ежегодной сессии Мюнхенской конференции по безопасности, которая состоится в баварской столице 6–8 февраля 2015 года, её председатель, бывший высокопоставленный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер распространил специальный доклад, названный «Разрушающийся порядок, неохотно соглашающиеся хранители». По его убеждению, этот дискуссионный документ призван инициировать содержательную экспертную дискуссию накануне и во время проведения самой конференции, а также способствовать поиску взаимоприемлемых решений в ходе обмена мнениями.

К очередной ежегодной сессии Мюнхенской конференции по безопасности, которая состоится в баварской столице 6–8 февраля 2015 года, её председатель, бывший высокопоставленный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер распространил специальный доклад, названный «Разрушающийся порядок, неохотно соглашающиеся хранители». По его убеждению, этот дискуссионный документ призван инициировать содержательную экспертную дискуссию накануне и во время проведения самой конференции, а также способствовать поиску взаимоприемлемых решений в ходе обмена мнениями.

В докладе изложены ключевые вопросы современной международной и региональной политики в сфере безопасности, требующие незамедлительных взвешенных и конструктивных решений, с акцентом на политику США, Германии и России, проводимую ими на европейском континенте. Однако документ содержит ряд недостатков, которые следует иметь в виду при подготовке предстоящей встречи в Мюнхене и последующих докладов.

В частности, практически проигнорированы такие важнейшие для глобальной и европейской безопасности темы, как продолжающееся развёртывание американской системы ПРО в Европе; сохраняющееся на европейском континенте американское тактическое ядерное оружие, которое подвергается глубокой модернизации; неурегулированность проблемы предотвращения размещения оружия в космическом пространстве, наличие у Соединённых Штатов стратегии наступательного ядерного сдерживания, которая предусматривает нанесение первого ядерного удара по большой группе государств.

Между тем развёртывание на европейском континенте и вокруг него многослойной системы ПРО США ведёт к тому, что в ближайшие годы количество ракет-перехватчиков создаваемого противоракетного щита превысит лимиты, установленные на стратегические наступательные ядерные вооружения по Пражскому договору о сокращении СНВ (Договор СНВ-3). В результате возникнет ситуация, когда США смогут нанести первый ядерный удар по любому «несостоятельному или враждебному государству» и прикрыться от удара возмездия таким щитом.

В докладе также обойдён молчанием факт оперативно-стратегической «сцепки» ракетно-ядерных вооружений с противоракетными системами и обычными вооружениями, что было зафиксировано на двух последних саммитах НАТО в Чикаго и Ньюпорте.

Кстати, Пентагон и государственный департамент США квалифицируют одновременно как стратегическое оружие три из пяти видов тактических ядерных авиабомб, поскольку они могут доставляться к целям не только истребителями-бомбардировщиками средней дальности, но и стратегическими тяжёлыми бомбардировщиками, которые способны с дозаправкой в воздухе преодолевать расстояния межконтинентальной дальности – вплоть до 18 000 км.

Ничего не сказано о целесообразности подготовки нового договора по обычным вооружённым силам в Европе, который не содержал бы огрехов прежнего договорного акта и был бы в отличие от него ратифицирован всеми его участниками, входящими в НАТО. Прежний ДОВСЕ вообще не был ратифицирован ни одним государством – членом альянса, подписавшим его, хотя Россия, как известно, сделала это.

В представленном дискуссионном материале утверждается, что количество вооружённых сил и вооружений в Европе в целом резко снизилось за последние 20 лет. Вместе с тем проигнорирован тот факт, что после антиконституционного государственного переворота на Украине в феврале 2014 года присутствие воинских контингентов США и НАТО в Восточной и Южной Европе значительно возросло, в том числе в пять раз усилилась военная активность НАТО в непосредственной близости от российских границ. На саммите НАТО в Ньюпорте в сентябре 2014 года было объявлено не только о намерении значительно повысить эффективность сил быстрого реагирования альянса, но и об обязательстве создать объединённые оперативные силы повышенной степени готовности, находящиеся в готовности к развёртыванию в течение нескольких дней «для парирования вызовов, которые могут возникнуть прежде всего на периферии территории стран – членов НАТО».


В докладе нет ни слова о многочисленных жертвах военных преступлений и политике геноцида, проводимой киевским режимом на юго-востоке Украины, масштабных разрушениях жилого фонда, социально-транспортной и энергетической инфраструктуры этого региона. В нём также не найти фактов применения против мирных жителей Донбасса кассетных боеприпасов и фосфорных бомб, запрещённых соответствующими международными конвенциями, применения оперативных баллистических ракет с головной частью в 500 кг взрывчатки, а также РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч».


Европа – по-прежнему регион с неравномерной картой угроз, причём безопасность одной группы государств обеспечивается за счёт подрыва безопасности другой группы стран. Но в указанном докладе этот очевидный парадокс не упомянут. Интересно почему? При этом в документе содержатся предвзятые формулировки применительно к России. Так, утверждается, что многие страны в настоящее время всё чаще рассматривают Россию в качестве государства, ослабляющего международную безопасность и стабильность, нежели способствующего их укреплению. Также приводится цитата из итогового документа ньюпортовского саммита НАТО об «агрессии» России против Украины. Хотя хорошо известно, что Москва не совершала никаких актов агрессии против этой страны ни в связи с воссоединением Крыма с исторической Родиной, ни в связи с масштабной необъявленной войной нынешних киевских лидеров против граждан Донбасса.

При этом в докладе нет ни слова о многочисленных жертвах военных преступлений и политике геноцида, проводимой киевским режимом на юго-востоке Украины, масштабных разрушениях жилого фонда, социально-транспортной и энергетической инфраструктуры этого региона. В нём также не найти фактов применения против мирных жителей Донбасса кассетных боеприпасов и фосфорных бомб, запрещённых соответствующими международными конвенциями, применения оперативных баллистических ракет с головной частью в 500 кг взрывчатки, а также РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч».

Фактически именно Украина – государство-агрессор против своего собственного народа. Проводя такую политику, Украина грубо нарушает Устав ООН, Хельсинкский Заключительный акт, документы ОБСЕ и Будапештский меморандум 1994 года. И, к сожалению, страны НАТО и ЕС помогают ей в этом. Не только морально или экономически, но и поставками летальных видов вооружений. Оправдывая вмешательство ведущих стран трансатлантического блока во главе с США во внутриукраинские дела, мюнхенский доклад Ишингера продолжает стимулировать киевские власти к продолжению братоубийственной войны, которая к тому же подрывает основы европейской безопасности.

Естественно, что такое однобокое изложение проблем безопасности стало итогом того, что в состав рабочей группы по подготовке доклада не были приглашены российские представители. Налицо также полное отсутствие в докладе ссылок на какие-то объективные российские исследования и монографии по проблемам европейской безопасности.

В предисловии к своему труду Вольфганг Ишингер выразил надежду на то, что последующие доклады Мюнхенской конференции по безопасности будут включать больше ярких исследовательских работ, и обещает, что он сделает всё возможное, чтобы будущие мюнхенские доклады стали более читаемыми.

Так что же помешало ему сделать это сейчас?