Моджахеды Татарстана?

Мы в СМИ
Видео, на котором семеро вооруженных мужчин в лесу клянутся в верности известному чеченскому террористу Доку Умарову, было размещено на ресурсе Yuotube 19 июля... В день, когда в Казани был взорван автомобиль, в котором находился муфтий Татарстана Илдус Файзов, и был расстрелян идеолог традиционного ислама, начальник учебного отдела ДУМ РТ Валиулла Якупов. Интервью с руководителем Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раисом Сулеймановым.

Это не фантастика: «Я, Мухаммед, военный амир Татарстана, хочу сделать заявление... Мы, моджахеды Татарстана, присягаем Докку Абу-Усману на верность, клянемся выполнять все его приказы». Видео, на котором семеро вооруженных мужчин в лесу клянутся в верности известному чеченскому террористу Доку Умарову, было размещено на ресурсе Yuotube 19 июля... В день, когда в Казани был взорван автомобиль, в котором находился муфтий Татарстана Илдус Файзов, и был расстрелян идеолог традиционного ислама, начальник учебного отдела ДУМ РТ Валиулла Якупов.

«Это свидетельствует, что ваххабизм, который здесь 20 лет развивался, он из латентной, «уютной» фазы перешел к фазе милитаристской, - говорит руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. - А 28 июля власти разрешили этой публике провести митинг в Казани...».

 

- Как, по-вашему, может этот человек быть просто «засланцем» с Северного Кавказа или он местный?

- Похоже, местный. И точно татарин: слышен мишарский акцент. Северокавказский след здесь виден в образе действий. Доку Умаров делал свои заявления в Сети с открытым лицом, и вот «амир», т.е. военный руководитель этих «моджахедов Татарстана», на видео с открытым лицом. Раз не боится показать лицо, значит, он уже сидит в лесу - возможно, в Закамском регионе или ближе к Башкирии... А остальные - они в масках - к нему приезжают. Как на Северном Кавказе: там молодежь уходит в лес, а побыв там, возвращается в город - что-то вроде летнего лагеря с приобретением военных навыков... И нурлатские боевики, случайно обнаруженные в 2010 году, предполагали по такому же принципу действовать. 

 

- Чтобы делать запасы питания, оружия (а только на этом ролике видно 5 пистолетов и 2 «калашникова»), нужны деньги. Откуда?..

- На Кавказе пошли по пути рэкета предпринимателей... У нас - тоже! Если раньше к торгующим на рынках, скажем, Казани подходили просто крепкие братки и предлагали платить за «крышу», то теперь у мусульман требуют закят (милостыню), а у немусульман - джизью (налог на неверных)... Представьте, какие деньги выходят. Фактически бандитский рэкет уже стал религиозным рэкетом. Это промысел ваххабитов из числа бывших братков, которые в тюрьме приняли эту идеологию. Идеологом «тюремного джихада» считают прежнего начальника отдела ДУМ РТ, отвечавшего за связи с силовыми структурами, за работу с заключенными - сейчас он в числе арестованных в связи с терактами 19 июля. Идея была: зэки должны стать авангардом джихада.

- Что психологически понятно: люди обозлены...

- И к тому же уже брали в руки оружие. А учение ваххабизма не требует отказа от бандитского образа жизни. Так вот когда в прошлом году, после прихода нового муфтия Илдуса Файзова, работой с заключенными занялся в ДУМе новый человек, он рассказывал: «Мы были в шоке, сколько там ваххабитской литературы!». Работники УФСИН - они ведь в этом не разбираются, а называется она безобидно...

- Много лет Татарстан не только в России приводили в пример как «мусульманский регион», в котором, о чудо, нет религиозных экстремистов...

- Послушайте, эта иллюзия стабильности была создана властями, она им выгодна, поэтому они отказывались признавать наличие проблем, а потом и сами начали верить, что у нас все нормально! Но посмотрите на факты. 1999 год: Денис Сайтаков из ваххабитского медресе «Йолдыз» в Челнах оказался одним из организаторов взрывов в Москве. 2003 и 2005 год: серия терактов на газопроводах. 2010-й - нурлатские события... 

Наконец, поставили нового муфтия Илдуса Файзова - отлично сделали, но ему не стали помогать, ему стали мешать! Муфтий как начал рассуждать: ваххабиты ведь здесь не так просто появились, среду для их появления всегда создает ваххабитский имам. Таким образом, муфтий решил осуществить ротацию духовенства. Удалены были имамы-мухтасибы в Буинске, в Тюлячинском районе, в Альметьевске, но главная мечеть республики Кул Шариф... Власти испугались, что несколько сотен бородачей, которые в апреле этого года приехали на защиту смещаемого имама Рамиля Юнусова, устроят что-то такое... Но что они устроили бы? Ну, вышли бы на митинг, там, наверное, кричали бы, собрали бы подписи под обращением на имя кого-то... И разошлись бы!

- Но, на взгляд из Москвы, это выглядело бы нехорошо, а это, похоже, единственное, чего опасаются наши власти.

- Выходит, да! И Кремль посоветовал «помириться», Юнусов остался имам-хатыбом главной мечети. Зато сразу после июльского теракта Рамиль Мунаварович вдруг срочно уезжает в Лондон...

- В мечети уже опровергли эту информацию, говорят, в Казани он...

- Ну так пусть тогда покажется! Вообще, в Кул Шарифе многое непрозрачно. Очевидно, что мечеть приносит деньги, но сколько и на что? В день там совершаются до 20 - 30 никахов, каждый стоит от 16 тысяч рублей... И так в месяц набегает несколько миллионов рублей, которые не облагаются налогом. А закят, который кладут в ящик для пожертвований?.. Я как-то последил полчаса: люди по 50 - 100 рублей кладут, и за полчаса было 30 - 40 пожертвований... Эти деньги тоже не облагаются налогом, и сложно проследить, на что они идут. Зато если посмотреть на «Лексус» имам-хатыба главной мечети, то он не дешевле машин Минниханова. Тут много вопросов...

- Бог с ними, с деньгами, но как возникло мнение, что имам-хатыб главной мечети Татарстана придерживается, скажем так, нетрадиционного ислама?

- Рамиль Юнусов был имамом в Нижнекамске, а когда в 2005 году мэр Нижнекамска Ильсур Метшин был назначен мэром Казани, Юнусов уже стал имам-хатыбом мечети Кул Шариф. Но до июня 2011 года он оставался директором нижнекамского медресе. Когда Валиулла Якупов стал начальником учебного отдела, стали проверять, какие в татарстанских медресе учебники. И назначенный директором медресе в Нижнекамске в сентябре 2011 года ханафитский проповедник Рафик Исламгалиев оказался в шоке: там учили имамов по ваххабитской литературе из Саудовской Аравии! 

Основной предмет, формирующий мировоззрение будущего имама - акыда, вероубеждение. Его в этом медресе преподавали по богослову XIII - XIV вв. Ибн Таймийа, это самый главный идеолог ваххабизма. А у татар принято преподавать по Аль Матуриди; в самом общем виде, по этому учению если ты считаешь себя мусульманином и говоришь, что ты мусульманин - этого достаточно, ты мусульманин. А по учению ваххабитов этого недостаточно, ты должен делами доказать, что ты мусульманин, в том числе священной обязанностью мусульманина является джихад... И если ты, скажем, не молишься по пять раз в день, то тебя воспринимают как немусульманина, по отношению к которому допустимо все.

В том же Нижнекамске и в Челнах были случаи, когда по этим соображениям уводили жен. Было так. Женщина начинала ходить в мечеть, а ее муж был светский - и ваххабиты ей говорили: раз твой муж не ходит постоянно в мечеть, он кяфир, и твой брак не считается законным, ты можешь заключить никах с другим. В Челнах один депутат местного совета уехал в командировку, вернулся - а его жена живет с другим мужчиной... 

- А глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль сразу после убийства Якупова сказал: Валиулла раньше и сам был ваххабитом, ходил в коротких штанах... Ну а ренегаты, мол, всегда самые яростные гонители прежних соратников...

- В самом начале 90-х было ощущение духовно-религиозного ренессанса, и проблема была в том, что любой араб, будь он хоть студент-медик, для наших выглядел чуть ли не как пророк Мухаммед. Ну, своих-то богословских кадров почти не было, традиция была практически прервана, не на что было опираться. И когда приехали арабские миссионеры с деньгами и обещаниями помочь братьям-татарам, реакция была положительная. И на старых фотографиях можно увидеть Валиуллу с густой бородой в арабской одежде. Но вскоре он понял, что в этот «пакет» входит, и отказался от этого.

- Кстати, о деньгах. Одна из версий мотивов двойного теракта - передел бизнеса на хадже...

- Вы бы видели, как Валиулла жил - очень скромно,  маленькая хрущевка, заставленная книгами... К хаджу он никакого отношения не имел. Но вообще с хаджем интересная история... Паломники едут из Казани до Мекки около двух недель, и все время гид что-то рассказывает... А рассказы эти вел ваххабитский проповедник - это было условие саудовских кураторов. Новый муфтий обратил на это внимание и предложил заменить их нашими,  ханафитскими. Ему было отказано. После этого и была создана новая компания для организации хаджа. Это было сделано не для того, чтобы бабло поделить, а чтобы исправить идеологию.

Сейчас и укрепление ваххабизма хотят объяснить деньгами.  Но это не работает. Вот тот же Доку Умаров: он сидит в лесу уже 10 с лишним лет, в землянке, моется в роднике... Он делает это из-за денег? Ждет, пока у него на швейцарском счету накопится круглая сумма, и он уедет на Канарские острова? А нурлатский боевик Спиридонов: папа - бывший прокурор мог устроить его куда угодно, и тот явно не нуждался в деньгах, но взял оружие и пошел воевать... Ваххабизм дает драйв, ощущение построения некоего идеального общества. Они даже копируют в чем-то Че Гевару - береты эти в придачу к бороде... Молодежи свойствен поиск идеалов, но государство таковых идеалов не предлагает.

- Насколько сейчас ДУМ РТ контролирует то, что делается в мечетях, характер проповеднической деятельности? 

- Сейчас дело идет по пути создания частных исламских центров. Например, исламский центр «Семья» в Высокой Горе или построенный Гусманом Исхаковым центр изучения Корана в поселке Вознесение... Они не подчиняются муфтияту. И такая же ситуация с некоторыми мечетями. Например, в мечети при гостинице «Гольфстрим» в Казани работают арабские проповедники по книгам, которые нашим Советом улемов уже признаны не соответствующими традиционному исламу. А в казанской мечети «Аль-Ихлас» имам - судимый как член «Хизб ут-Тахрир»!.. По исследованиям нашего центра, ваххабитов порядка трех тысяч на Татарстан.

- А как это можно подсчитать?

- Если имам мечети - ваххабит (а это видно по его проповедям), то в его общине актив, человек 20, ваххабиты. Вот в Апанаевскую мечеть, где Валиулла был имамом, ваххабиты не ходят, а в мечети Нурулла их полно по пятницам... 

- Я невольно услышала ваш телефонный разговор. Похоже, вас кто-то спрашивал, не получали ли вы в последнее время угроз...

- Понимаете, когда первый раз получаешь «предупреждение» - страшно, а в сто первый - начинаешь иронизировать. И когда собираемся на каких-то конференциях, мы подшучиваем на эту тему. Подшучивали с тем же Валиуллой... А если зайдете на некоторые исламские сайты, там такие записи про муфтия можно увидеть!.. Почему прокуратура не реагирует, непонятно... 

Источник: Газета «Вечерняя Казань».