Сухум. 30 декабря. Апсныпресс. Елена Полуян. Тему защиты прав нерожденного ребенка и противодействия абортам собрались обсудить депутаты Народного Собрания – Парламента РА и Сухумского городского Собрания, представители Абхазской Православной Церкви, медики, научные и общественные деятели Абхазии и России.

Открывая дискуссию, председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Сухумского городского Собрания Энвер Чамагуа подчеркнул: «С радостью встретил изменения в Конституцию, которые защищают жизнь ребенка с момента зачатия. Это реальное спасение нашего народа от демографической катастрофы».

Он привел аргументы о необходимости такой инициативы. Так, по его словам, с момента зачатия образуется живой организм, который несет в себе генетический код и весь потенциал человеческой личности. Он способен испытывать чувство боли, обладает желанием жизни, и, что самое главное – плод, это существо, наделенное бессмертной человеческой душой. И если считать оправданным убийство неродившегося человека, применяя ту же логику, следует разрешить лишать жизни людей престарелых, больных и т. д.

Чамагуа дал оценку и деятельности врачей, производящих аборты, и родителей, готовых на это. «На совести у гангстеров в белых халатах тысячи убитых. Если бы их бросили в яму, наполненную кровью убитых ими детей, они бы захлебнулись в ней. Убийство детей – это сгусток эгоизма, жестокости, трусости и лицемерия». Депутат рассказал истоки подобных жертвоприношений: в Карфагене стоял идол по имени Молох – демон богатства, наслаждения, гедонизма, сделанный из меди и серебра. Внутри его разжигали огонь, металл раскалялся, и тогда на протянутые руки идола клали детей, которых добровольно приносили родители, молящие демона о богатстве. Убийство ребенка считалось высшей жертвой демону. «Некоторые оправдываются и говорят: мы делали аборты из-за нужды. Но парадокс: у бедных более многочисленные семьи», – подчеркнул Чамагуа. По его словам, статистика абортов находится в тесной взаимосвязи со статистикой разводов и психических заболеваний. С 1993 года в РА произведено 14 000 абортов. И это только официальные цифры.

«Те родители, которые убивают младенцев, убивают будущее своей Родины. Они ведут геноцид против собственного народа. Никакой альтернативы запрету абортов в Абхазии нет и быть не может. Это вопрос выживания нашего народа, вопрос национальной безопасности», – сказал он в заключение.

В свою очередь, и. о. управляющего Абхазской Православной Церкви, иерей Виссарион Аплиаа отметил, что буквально несколько дней нас отделяет от празднования Рождества Господа нашего Иисуса Христа. И в эти дни особенно актуально вспомнить о заповедях Божиих. «Смысл законопроекта теснее всего согласуется с Законами Божиими. Родители несут огромную ответственность перед богом за жизнь своих детей», – сказал он. Иерей подчеркнул, что зачастую аборты производятся, чтобы скрыть позор незамужней женщины. Поэтому очень важно активнее проводить соответствующее воспитание детей с самого раннего возраста: в детских садах и школах.

Статистику вопроса привел научный сотрудник кафедры эмбриологии МГУ Александр Молчанов: «С 1989 г. аборты в Чили запрещены полностью и без исключений. И это не привело к росту числа незаконных абортов. Напротив, их число сократилось на 70%. В настоящее время Чили является страной с одним из самых низких уровней материнской смертности в мире. При запрете абортов в России, в 1937 году родилось на 1 млн детей больше, материнская смертность составила 910 человек. Почти четверть-вековое исследование, проведённое в Дании, показало, что показатели смертности у женщин, сделавших аборт на ранних сроках, почти в два раза выше, а у тех, кто сделал аборт на поздних сроках, – в четыре раза выше, чем у родивших».

Уникальность абхазской инициативы подчеркнул начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем института стратегических исследований при Президенте РФ Игорь Белобородов. «Абсолютно уверен, если то, что вы делаете, состоится, то по-абхазски заговорят во многих странах мира. Может быть не в буквальном смысле, но это событие обязательно всколыхнет многих. Очень важный тест сегодня проходит Абхазское общество – на выживаемость, на жизнеспособность. И самым лучшим ответом, правильна ли инициатива законодателей, является реакция врагов РА. Как они прореагируют? А они будут указывать пальцем и говорить: у нас демократия, а у них ее нет. Но есть одна закономерность в странах, узаконивших аборты – будучи извращением, этот факт постепенно превращается в легализацию однополых браков. Это звенья одной цепи!» – сказал он.

Белобородов привел ответы на возможные возражения против законодательной инициативы. По его словам, неправильна сама постановка вопроса: запретить можно только что-то естественное, но нет ни одной традиции в обществе, которая приветствовала бы аборты. Зато, в 2012 году ученые всего мира собрались в Сан-Хосе и приняли международную резолюцию – право на аборты не существует в природе. В то же время существует право на жизнь и, особенно, нерожденного ребенка! «Неизвестно сколько в России и в Абхазии потеряли, производя аборты, выдающихся людей», – сказал Белобородов. Другое возражение – а если родится больной ребенок? «Но разве мало гениальных людей, которые являются инвалидами! И очень много примеров, когда такие люди влияли на историю», – сказал ученый. Еще один момент, на который обращают внимание противники абортов: рост подпольных операций. «Хочу сказать с полной ответственностью и привести доказательства – дело обстоит ровно наоборот. Когда в Польше в 1993 году запретили аборты, резко упала материнская смертность, повысилась репродуктивность женского здоровья и, что интересно, сократилось число выкидышей», – отметил Белобородов. При этом он подчеркнул: «Гитлеровская Германия продвигали абортную деятельность на чужих оккупированных территориях. Но у себя – ни в коем случае. Немкам аборты были запрещены!» По его словам, в мире всего 25% стран, где аборты узаконены. «Именно Абхазия стала первой страной в православном мире, где внесена такая законодательная инициатива. И то, что она повлияет на политику в этом вопросе в России – я вас уверяю!» – сказал Белобородов.

С другой стороны, озабоченность возможностью претворения инициативы в жизнь высказал врач-неонатолог Азамат Хибба. «Построение общества полностью свободного от абортов, от преступлений, от человеческих пороков – это утопия. Но сама цель – благая!» При этом он отметил, что закон разрабатывается мужским коллективом. А женская логика такова – в том государстве, где женщина не уверена в будущем своего ребенка, она пойдет на аборт. «Поэтому нужно прописать этапность поддержки женщин, определить меру ответственности родителей», – сказал он. При этом Александр Белобородов подчеркнул: «Мужчина на эту проблему должен реагировать в первую очередь. Потому что там, где существует нормальный мужчина, женщина не пойдет и не сделает аборт. Не представляю такой ситуации в нормальной семье! Мужчины расслабились и позволили женщине самой решать те вопросы, которые должны решаться совместно. А ведь мужчина должен быть защитником своих детей и женщины».

Необходимость проработки в законопроекте механизма его реализации и мер поддержки материнства и детства подчеркнул депутат Парламента РА Беслан Цвинария. Об этом же сказал и иеромонах Василиск (Лейба): «Если у нас в роддомах тратится 30 тысяч на рождение и выписку из больницы ребенка – займитесь этим. Разве существует такой прейскурант?! Подавайте заявления, протестуйте! Надо работать всем обществом, чтобы принимать такие законы».

«Трудно было во все времена, – отметила в дискуссии адвокат Мазонна Цвижба. – Мы и не ожидали, что такой закон будет принят просто и гладко. Пусть эта инициатива будет началом возрождения нашей нации в послевоенную эпоху, нам необходимо проснуться!»