Volna-O

Волна Ольга Андреевна – студентка социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Зачастую люди, даже в условиях анонимного опроса, стремятся давать наиболее социально одобряемые ответы, которые далеко не всегда соответствуют реально доминирующим в их сознании ценностным ориентациям, тем самым проявляя свой конформизм. Этот факт стоит учитывать при анализе результатов массовых социологических исследований по данной тематике, и он не позволяет утверждать существование неоспоримых законов в отношении половой дифференциации религиозных и семейных ориентаций. Тем не менее, можно говорить о наличии некоторых тенденций, существующих в данных сферах.

Попытка анализа результатов массовых социологических опросов по вопросам религии и семьи представляет известный научный интерес, поскольку позволяет выявить на первый взгляд совсем не очевидные закономерности в дифференциации ценностей, установок и моделей поведения представителей разных полов относительно религии и семьи. Учитывая тот факт, что в социологии как науке, ставящей своей целью «раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений»[1] очень сложно говорить о существовании незыблемых и неопровержимых законов, выявление некоторых существующих на определенный момент времени тенденций в поведении индивидов представляется одной из наиболее реальных для воплощения исследовательских задач. Более того, поиск «локальных» закономерностей позволяет в перспективе проследить динамику их изменчивости; также представляется возможным проследить наличие или отсутствие взаимосвязи между религиозностью человека и степенью проявленности в его сознании про-семейных ценностей.

Далее будет приведен анализ результатов, полученных в процессе проведения массовых социологических опросов, затрагивающих тематику религиозных и семейных ориентаций и осуществленных на базе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Федеральной службы государственной статистики и аналитического центра Юрия Левады «Левада-Центр»

В мае 2008 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведён опрос, целью которого было выяснение религиозной самоидентификации респондентов и того места, которое религия занимает в системе ценностных ориентаций и мировоззрении россиян. В опросе приняли участие 1600 человек в 140 населенных пунктах, расположенных в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность исследования не превышала 3,4%.

В результате анализа ответов респондентов на вопрос анкеты «Последователем какого мировоззрения или религии вы себя считаете?» были получены следующие данные:

  • абсолютное большинство опрошенных россиян – 73% – идентифицируют себя по конфессиональной принадлежности с православием;
  • 6% опрошенных исповедуют ислам;
  • 3% респондентов относят себя к верующим, но ни с какой конкретной конфессией не идентифицируют;
  • 10% респондентов считают себя неверующими;
  • 7% колеблются между верой и неверием;
  • ни один из опрошенных респондентов не отнёс себя к католицизму, протестантизму и буддизму;
  • 1% опрошенных россиян затруднился определить свою религиозную самоидентификацию.

В контексте данной исследовательской работы основное значение имеет половая характеристика респондентов. Корреляционная таблица признаков «пол» и «религиозная самоидентификация» представлена ниже.

Табл. 1

Последователем какого мировоззрения или религии вы себя считаете?

  Всего опрошенных (% по столбцу)                                Пол
Мужчины (% по столбцу)   Женщины (% по столбцу)
Православия 73 66 79
Ислама 6 5 6
Католицизма 0 0 0
Протестантизма (ЕХБ, пятидесятничества, адвентизма, лютерантства, баптизма и т.д.) 0 0 0
Буддизма 0 0 0
Являюсь верующим, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежу 3 3 3
Неверующий 10 16 6
Колеблюсь между верой и неверием 7 9 5
Затрудняюсь ответить 1 1 1

На основании анализа данного фрагмента корреляционной таблицы, представленной в полном виде на официальном сайте ВЦИОМ[2], можно прийти к следующим выводам:

  • Женщины чаще относят себя к последователям какой-либо религии: среди женщин процент идентифицирующих себя с православием равен 79%, среди мужчин – 66%; доля исповедующих ислам среди опрошенных женщин равна 6%, среди мужчин – 5%;
  • Среди опрошенных мужчин неверующих больше, чем среди женщин: к категории «неверующих» отнесли себя 16% мужчин и 6% женщин.

Дифференциация степени религиозности мужчин и женщин наглядно представлена на следующей гистограмме:

Рис.1.Гендерная дифференциация религиозности респондентов.

ВЦИОМ, 2008 г.

18-22 января и 22-25 февраля 2008 года Аналитическим Центром Юрия Левады «Левада-Центр» было проведено социологическое исследование по проблеме религиозности взрослого населения. Выборочная совокупность данного исследования насчитывает 1600 человек; статистическая погрешность не превышает 3%.

Обработка и анализ первичной социологической информации, полученной в результате проведения данного опроса, выявляет те же тенденции в дифференциации мужской и женской религиозности, а именно: женщины демонстрируют большую религиозность, чем мужчины.

Ответы респондентов на вопрос анкеты «Вы считаете себя очень религиозным, в какой-то мере религиозным, не слишком религиозным или совершенно не религиозным человеком?» распределились следующим образом:

Табл. 2

Гендерная дифференциация степени религиозности респондентов

Как становится очевидно из приведённой таблицы, женщины чаще, чем мужчины, относят себя к категориям «очень религиозных» и «в какой-то мере религиозных» людей, тогда как мужчины чаще идентифицируют себя как «не слишком религиозных» и «совершенно не религиозных» людей, причём доля «совершенно не религиозных» людей среди мужчин выше, чем среди женщин в 2,5 раза.

Далее будут проанализированы данные массовых социологических опросов, проводившихся Федеральной службой государственной статистики и «Левада-Центром» в 2009 и 2015 годах соответственно. Данный анализ позволит выявить сходства и различия семейных ценностей и установок представителей разных полов.

Осенью 2009 г. Федеральной службой государственной статистики было проведено социологическое исследование под названием “Семья и рождаемость”. Опрос был проведен в 30 субъектах Российской Федерации и включал как городское (71,4%), так и сельское население (28,6%). Общее число респондентов составило 1999 человек, среди которых 1118 женщин и 881 мужчина. В опросе приняли участие женщины в возрасте до 45 лет, среди мужчин ограничений по возрасту не было[3].

Первым аспектом, выбранным мной для анализа, стала гендерная дифференциация отношения респондентов к регистрации брака – как первого, так и повторного.

Табл.3

Отношение к регистрации брака

Если в отношении регистрации первого брака мнения респондентов обоих полов распределились примерно одинаково, причем мужчины оказались более категоричными в это отношении: процент мужчин, посчитавших регистрацию первого брака обязательной, превысил аналогичный показатель у женщин (соответственно 63,4% и 61,2%), то в отношении регистрации последующего брака мы можем наблюдать некоторые различия. Около половины респондентов обоих полов посчитали регистрацию повторного брака желательной; мужчины реже, чем женщины называли регистрацию повторного брака обязательной: 17,2% против 21,8% и чаще – нежелательной: 24,9% против 21,7% соответственно. Можно заключить, что мужчины более благосклонно, нежели женщины, относятся к регистрации первого брака, тогда как в отношении регистрации повторного брака можно проследить обратную тенденцию: женщины чаще, чем мужчины, называют эту регистрацию «обязательной» и реже – «нежелательной».

Изучение распределения ответов респондентов относительно желаемого и ожидаемого числа детей в семье показало, что мужчины склонны желать большего числа детей, нежели женщины. Общая тенденция такова, что люди (как мужчины, так и женщины) хотят иметь двух или трех детей, но в реальности ожидают от семейной жизни одного-двух детей. Респонденты, которые не хотят в течение своей семейной жизни заводить детей вовсе и те, кто хочет и планирует иметь четырех и более детей встречаются крайне редко.

Табл. 4

Распределение по желаемому и ожидаемому числу детей

Далее приведен анализ данных социологического опроса, проведенного в период с 23-го по 26-ое  января 2015 года Левада-центром. В опросе приняло участие 1600 человек в возрасте от 18 лет, проживающие в 134 населенных пунктах 46 регионов России как в городской, так и в сельской местности. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%[4].

Табл.5

Нормально ли вступать в половые связи до заключения брака?

В отношении наличия половых связей до брака мужчины, естественно, занимают гораздо более либеральную позицию, чем женщины: 63% мужчин и лишь 47% женщин считают, что иметь сексуальные отношения до брака – это нормально. Недопустимым такое положение вещей считает 26 % мужчин и 39 % женщин. Эти данные сполна подтверждают расхожее мнение, бытующее в обыденном сознании: что «мужчина ради секса готов даже на брак, а женщина ради брака готова даже на секс».

Следующим рассмотренным вопросом стало отношение к супружеской верности, а точнее, к её отсутствию:

Табл. 6

Нормально ли иметь, помимо мужа (жены), любовника (любовницу)?

В целом представители обоих полов отрицательно относятся к наличию у человека, состоящего в браке, любовника или любовницы: менее четверти опрошенных посчитали данную ситуацию нормальной, тогда как 63 % всех респондентов выразили негативное отношение к постоянным сексуальным отношениям «на стороне». Половая дифференциация мнений по этому вопросу очень значительна: если среди женщин лишь 16% посчитали наличие любовника/любовницы нормальным, то среди представителей сильного пола утвердительно на данный вопрос ответила треть всех респондентов-мужчин – 34%. Ненормальной такую ситуацию считает превалирующее большинство женщин – 70%, тогда как среди мужчин аналогичный показатель равен лишь 55%.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам относительно половой дифференциации религиозных и семейных установок: женщины демонстрируют большую религиозность, нежели мужчины и чаще относят себя к последователям какой-либо религии. И напротив, среди людей, идентифицирующих себя как «неверующих» большинство – мужчины.

В отношении семейных ориентаций выявленные тенденции не столь однозначны. Так, и мужчины, и женщины в абсолютном своем большинстве благосклонно относятся к регистрации первого брака, но что касается брака повторного, мужчины реже, чем женщины, называют его регистрацию обязательной. В целом, мужчины больше склонны откладывать момент официальной регистрации взаимоотношений.

Как показывают данные статистики, мужчины склонны желать и ожидать большего числа детей, нежели женщины. Видимо, в данном аспекте проявляется способность женщины регулировать количество детей в соответствии с собственным видением семьи. Общая тенденция такова, что люди (как мужчины, так и женщины) хотят иметь двух или трех детей, но в реальности ожидают от семейной жизни одного-двух детей. Что касается наличия половых связей до брака, мужчины относятся к ним гораздо более лояльно, нежели женщины. Относительно наличия у человека, состоящего в браке, любовника или любовницы, мужчины также придерживаются более либеральных взглядов, но все же можно утверждать, что в большинстве своем представители обоих полов относятся к данному феномену отрицательно.

Видимо, неправомерно утверждать существование прямой зависимости между религиозностью человека и степенью проявленности в его сознании и поведении про-семейных ориентаций: мужчины, в большинстве своем характеризующиеся меньшей религиозностью, нежели женщины, тем не менее, демонстрируют установку на рождение и воспитание большего числа детей. Очевидно, что в условиях подобной дискретности и неоднозначности ситуации фокус внимания при формировании про-семейных ценностей стоит перенести с индивида на семью. Именно с этой позиции в дальнейшем следует проводить исследования по данной теме.

[1]Осипова Н.Г. Профессия – социолог : учебное пособие / Н. Г. Осипова. – М. : КДУ, 2009. С. 11

[2]Всероссийский центр изучения общественного мнения [Офиц. сайт]// [Электронный ресурс]. URL:http://wciom.ru

[3] См.: Федеральная служба государственной статистики. [Офиц. сайт].Социологический опрос «Семья и рождаемость». // [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm(дата обращения: 12.03.2015).

[4] См.: Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». [Офиц. сайт].Социологическое исследование «Измена: табу или норма?» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/19-02-2015/izmeny-tabu-ili-norma (дата обращения: 12.03.2015).