grudina_t.n

Грудина Татьяна Николаевна – кандидат социологических наук, научный сотрудник кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ

Рис. 1. Страны мира с самым высоким уровнем абортов. Число абортов на 1000 женщин в возрасте 15-44 лет[1]

Препятствия на пути к рождению детей возникали всегда. В древние времена, Гиппократ выступал против плодоизгнания как безнравственного поступка, порочащего имя врача. В своей первой письменной присяге (клятве Гиппократа) врачи произносили слова: «…Я не вручу никакой женщине абортивного пессария»[2].

В средние века аборт рассматривался как тяжкое преступление, равносильное убийству родственника. В XVI в. почти во всех европейских странах (Англия, 1524; Германия, 1533; Франция, 1562) производство аборта каралось смертной казнью, которая в последствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. Такое положение дел сохранилось во многих странах вплоть до первой половины XX века»[3].

В дореволюционной России совершение аборта считалось уголовным преступлением и наказывалось сроком от 4 до 5 лет (позднее, в Уложении 1903 года, срок наказания был снижен до 3 лет). После Октябрьской революции в ноябре 1920 года, наказание отменили. Лишь последствия Гражданской войны, голод, раскулачивания и массовые репрессии способствовали изменению политики партии в тридцатые годы относительно вопроса абортов. «В результате роста благосостояния советского народа и с целью повышения рождаемости 27 июля 1936 г. было принято решение ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличения материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным и т.д.». Лица, нарушившие закон, привлекались к уголовной ответственности»[4].

Результаты легализации абортов в России в 1920 году дали свои «плоды». Ярким примером тому может служить ситуация в г. Москве, когда в 1934 году на одно рождение (см. табл. 1). приходилось 2,7 аборта (в учреждениях Наркомздрава)[5].

Год/Город Москва Ленинград
1924 27 20
1925 38 42
1926 61 49
1927 86 86
1928 135
1930 173
1931 140 174
1933 226 152
1934 272
1936 141 117
1937 31 26
1938 38 37
1939 48 52
1940 52 54

Табл. 1. Число абортов на 100 родов в 1924-1940 годах

Активная работа по распространению абортов среди населения проводилась в разных странах. С целью реализации идей по ограничению рождаемости в начале ХХ века в США образовалось движение, одним из организаторов которого была Маргарет Сэнджер (активно поддерживала взгляды Томаса Мальтуса). Она считала, что «наиболее аморальной практикой в наше время является произведение на свет слишком большого числа детей»[6], а ответственность за социальные проблемы возлагала на большие семьи: «повсюду мы видим, что бедность и большие семьи сопутствуют друг другу. Те, кто наименее пригодны составлять нацию, размножаются наиболее быстро. Люди, которые не могут обеспечить своих собственных детей, поддерживаются Церковью и государством, для того, чтобы производить большие семьи…Фонды, которые следовало бы использовать для поддержания стандартов нашей цивилизации, ориентированы на поддержку тех, которым вообще не следовало бы родить»[7].

В 1913 году М. Сэнджер организовала Национальную Лигу контроля рождаемости, а также несколько печатных органов. Со страниц издаваемого М. Сэнджер журнала, исходили обращения к американским единомышленникам с призывом «действовать без промедления» в отношении размножения неполноценного населения. Аборты провозглашались безопасными, а рождение детей опасным для здоровья женщин.

Накануне Великой Отечественной войны, через те же издания активно выдвигались идеи о необходимости сознательно проводить политику, направленную на сокращение населения: «средствами пропаганды, через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т.п. мы должны постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей. Нужно показать, каких больших средств стоит воспитание детей, и что можно приобрести на эти средства. Нужно говорить о большой опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей и т.п.  Наряду с этим должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств. Необходимо наладить широкое производство этих средств. Распространение этих средств ни в коей мере не должны ограничиваться. Следует всячески способствовать расширению сети абортариев. Можно, например, организовать специальную переподготовку акушерок и фельдшериц и обучать их производить аборты. Чем качественнее будут производить аборты, тем с большим доверием к ним будет относиться население. Вполне понятно, что врачи должны иметь разрешения проводить аборты. И это не должно считаться нарушением врачебной практики. Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матери уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней… Наряду с проведением этих мероприятий в области здравоохранения не должно чиниться никаких препятствий разводам»[8]. Результаты указанных мероприятий можно «в расцвете» наблюдать сегодня.

Позиция Церкви в отношении абортов во все времена была однозначной: аборт рассматривался как тяжкий грех[9]. «Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы». (Святой Василий Великий. Правила 2-е и 8-е). И дальше уточняется, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Вот что говорил об абортах преподобный старец Паисий Святогорец: “Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ — для того, чтобы его воспитать”[10].

Взгляд церкви на аборт согласуется с некоторыми научными данными: с точки зрения современной биологии жизнь человека начинается в момент зачатия.[11]Русская Православная Церковь в настоящее время, когда аборт официально разрешен на государственном уровне, всячески способствует его предупреждению[12], выстраивается активный диалог с властью по обсуждению предложений. В январе текущего года, выступая с докладом на III Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе ФС РФ, Святейший Патриарх Кирилл предложил «выведение операции по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования (ОМС), которое поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, которые категорически не приемлют аборты»[13]. Данную инициативу поддержали депутаты Елена Борисовна Мизулина, Сергей Попов и внесли в Госдуму в апреле законопроект о запрете абортов в частных клиниках и выведении их из системы ОМС[14]. Документ вызвал неоднозначную реакцию. Закон сегодня отклонен, но к нему обежали вернуться[15]. Меж тем, палата представителей США одобрила законопроект о запрете финансирования абортов налогоплательщиками в январе 2015 года[16], ссылаясь на то, что «государство не может использовать государственные средства для поддержки и продвижения добровольного прерывания беременности, вынуждая налогоплательщиков финансировать это насилие»[17]. В это же время, Европейский Парламент принял резолюцию, которая признает аборт как фундаментальное право и как часть репродуктивных прав, несмотря на то, что этот вопрос остается в рамках национальной политики правительств стран членов ЕС. Также Европарламент планирует принять другой проабортный документ: статья 15 этого документа признает аборт “средством спасения жизни женщины”. В целом, ситуация движется к усилению проабортной тематики в странах ЕС и возможному давлению на страны, которые защищают жизнь своих граждан до рождения[18].

По мнению Алана Кейса, американского неоконсерватора, активиста про-лайф[19] движения и экс-кандидата в президенты США, целесообразность ограничения абортов и самым важным результатом их запрета являются изменения, которые происходят в сердцах людей. «Возросшее количество абортов означает отход общества от преданности жизни и преданности будущему. Когда общество смотрит на то, что происходит, и подходит к такой грани, когда говорит: «Нет. Мы не можем продолжать так дальше. Потому что, если мы ничего не поменяем, мы принесем в жертву наше будущее. Если такое осознание происходит, результатом становится запрет абортов, важность которого заключается не в том, что он принесет мгновенные изменения демографической ситуации. Изменения в демографии, безусловно, наступят. Но самое главные изменения – изменения в сердцах, возвращение преданности браку, семье, стабильности»[20]. Подобной точки зрения придерживается известный американский фамилист Алан Карлсон[21], который поддерживает ограничение и запрет абортов в контексте ориентации политики на защиту семьи. По его мнению, ограничение абортов может иметь эффект, хотя он не будет переломным. Достаточно вспомнить ситуацию в Румынии в 80-х годах. Тогда государство перешло от политики поддержки к запрету абортов. Было увеличение рождаемости, но детей бросали в детских домах. Матери и отцы отказывались от них. Получилось решение одной проблемы с помощью создания другой проблемы. Без всякого сомнения аборт – это лишение человека жизни. Строгие ограничения абортов – своевременная идея, но она должна иметь связь с государственной политикой в пользу семьи, с усилением неправительственных организаций, защищающих семью, с созданием групп волонтеров, поддерживающих матерей и детей[22]. За жизнь стоит бороться, делая нравственный выбор в пользу ее сохранения[23].

Литература:

  1. Аборт искусственный//БМЭ. М., 1974.
  2. Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные наставления и советы. – М.: 2012.
  3. Военно – исторический журнал. 1960.
  4. Голиченков В. А., Попов Д. В.. Официальное письмо кафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова от 03.09.1993г.
  5. Карлсон А. Общество – семья –личность: социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход/ Пер. с англ. под ред. проф. А.И. Антонова. М.: 2003. – 288с.
  6. Кейс А. Брак без истинного единства – это абсурд и разрушение. URL: http://www.pravmir.ru/brak-bez-istinnogo-edinstva-%E2%80%93-eto-absurd-i-razrushenie/
  7. Легойда Владимир: Отношение к абортам – маркер нравственности. http://ria.ru/interview/20150601/1067625793.html#ixzz3eXlESbF8
  8. Основысоциальной концепции РПЦ. XII. Проблемы биоэтики http://www.patriarchia.ru/db/text/141422
  9. Патриарх Кирилл: одной из главных бед России остается огромное число абортов. Выступления на III Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе ФС РФ.http://www.pravoslavie.ru/news/76744.htm
  10. Урланис Б.Ц. Рождаемость и продолжительность жизни в СССР. М.: Госстатиздат ЦСУ СССР. 1963.
  11. Sanger M. Women and the New Race.NewYork, 1920.P. 23.
  12. World Abortion Policies 2007. Population Division, United Nations Publication, Sales No. E.07.XIII.6,April 2007.

Статьи:

  1. Аборт стал «европейской ценностью». http://orthodoxy.ru/node/336, Источник:http://www.europarl.europa.eu/news/en/news-room/content/20150119STO10502/html/Marc-Tarabella-%E2%80%9CGender-equality-is-the-eq
  2. В США одобрили законопроект о запрете финансирования абортов налогоплательщиками. http://www.pravoslavie.ru/news/76918.htm
  3. В частных клиниках России совершают миллион абортов в год, это серьезный бизнес – Е. Мизулина. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=58972
  4. Госдума отклонила законопроект о запрете на бесплатные аборты в России. http://ria.ru/society/20150424/1060722591.html#ixzz3eXh23FXY

[1]:World Abortion Policies 2007. Population Division, United Nations Publication, Sales No. E.07.XIII.6,April 2007.

[2] Аборт искусственный//БМЭ. М., 1974. С.12, С.36

[3] Там же, С. 36.

[4] Там же, С.38.

[5] Урланис Б.Ц. Рождаемость и продолжительность жизни в СССР. М.: Госстатиздат ЦСУ СССР. 1963. С. 27

[6] Sanger M. Women and the New Race.NewYork, 1920.P. 23.

[7] Тамже (Ibid). P.29.

[8] Военно – исторический журнал. 1960. 1. С. 87-98/

[9] Основы социальной концепции РПЦ. XII. Проблемы биоэтики http://www.patriarchia.ru/db/text/141422

[10] Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные наставления и советы. – М.: 2012. – С. 10

[11] Голиченков В. А., Попов Д. В.. Официальное письмо кафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова от 03.09.1993г.

[12] Патриарх Кирилл: одной из главных бед России остается огромное число абортов. Выступления на III Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе ФС РФ. http://www.pravoslavie.ru/news/76744.htm

[13] Там же

[14] В частных клиниках России совершают миллион абортов в год, это серьезный бизнес – Е. Мизулина. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=58972

[15] Госдума отклонила законопроект о запрете на бесплатные аборты в России. http://ria.ru/society/20150424/1060722591.html#ixzz3eXh23FXY

[16] В США одобрили законопроект о запрете финансирования абортов налогоплательщиками. http://www.pravoslavie.ru/news/76918.htm

[17] Там же

[18] См. об этом: Аборт стал «европейской ценностью». http://orthodoxy.ru/node/336, Источник: http://www.europarl.europa.eu/news/en/news-room/content/20150119STO10502/html/Marc-Tarabella-%E2%80%9CGender-equality-is-the-eq

[19] от англ. pro life – выступающий против абортов («за жизнь»).

[20] Брак без истинного единства – это абсурд и разрушение. URL: http://www.pravmir.ru/brak-bez-istinnogo-edinstva-%E2%80%93-eto-absurd-i-razrushenie/

[21] См.: Карлсон А. Общество – семья –личность: социальный кризис Америки. Альтер

нативный социологический подход/ Пер. с англ. под ред. проф. А.И. Антонова. М.: 2003. – 288с.

[22] Кризисный центр «Дом для мамы». https://www.miloserdie.ru/friends/about/krizisnyjj-tsentr-pomoshhi-beremennym

[23] См. об этом: Владимир Легойда: отношение к абортам – маркер нравственности.  http://ria.ru/interview/20150601/1067625793.html#ixzz3eXlESbF8