Тихомиров Дмитрий Андреевич – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии МосГУ

Общество в лице различных его институтов поддерживало стабильность половой морали, поскольку она непосредственно касалась воспроизводства населения. Надо отметить, что индивиды нередко нарушали те или иные нормы в сексуальной сфере, но делали это скрыто, тогда как явно признавали важность основополагающих ценностей и не стремились разрушить нормативный порядок. А общество при этом следило за основными правилами игры, смотря сквозь пальцы на некоторые нарушения. Так, например, норма добрачного целомудрия (или супружеской верности) предписывалась обоим полам, однако отклонение от нее совершенно по-разному воспринималось общественным мнением. Если мужчина и женщина утрачивали невинность до брака, то он в основном отвечал перед судом своей совести, а она помимо этого подвергалась всей силе общественного порицания. Высокая значимость этой нормы для девушки получила отражение в специальных свадебных ритуалах проверки девственности невесты, выполняющие важную функцию социального контроля.

Однако в некоторые периоды социальной нестабильности, как это было например в России после революции 1917 г. или после развала СССР в 1991 г., общество утрачивает контроль над сексуальностью, что непосредственно отражается на институте семьи. Негативные демографические последствия сексуальной свободы заставили власть уже в 1930-х годы проводить политику, направленную на укрепление социального института семьи и воссоздание традиционной морали, которая просуществовала до конца XX века.

Сегодня в российском социуме все отчетливее проявляется деструкция нормативности в вопросах половой морали, что является серьезным риском для устойчивого функционирования общества. Это проявляется в размывании традиционных ценностей добрачного целомудрия, верности партнеру, семьи, конституируемой на официальном браке, и детей. Сексуальные отношения до брака или за рамками брака становятся все более распространенными явлениями, что находит отражение в общественном мнении. Так, по данным опроса, проведенного Левада-Центром в 2015 году, большинство (54%) респондентов воспринимают добрачные половые связи в качестве социальной нормы, каждый третий (33%) придерживается противоположной позиции. Результаты опроса ВЦИОМ 2014 года демонстрируют еще более неприглядную картину: недопустимым секс до брака для юношей считают только 21%, а для девушек – 26%, тогда как в той или иной степени одобряют его для юношей – 66%, а для девушек – 61%.

В результате проведенных эмпирических исследований автором делается вывод о том, что норма добрачного целомудрия хотя и с различной интенсивностью, но распадается во всех поколениях. Добрачные сексуальные отношения молодежи воспринимаются в качестве допустимого паттерна поведения не только большей частью юношей и девушек, но и их родителей. Тем не менее, говорить о том, что добрачные сексуальные отношения стали социальной нормой для различных групп российского общества пока преждевременно, поскольку норма установится только тогда, когда сформируется соответствующая система социальных санкций.

Добрачные сексуальные отношения воспринимаются индивидами как социальная норма или отклонение дифференцировано. Такая дифференциация зависит от половозрастных характеристик, конфессиональной принадлежности, региона проживания и типа поселения.

Среди молодого поколения наиболее четкую позицию в качестве отклонения добрачные сексуальные отношения проявляют молодые люди, относящиеся к мусульманской вере, наименее четкую — неверующие. Региональный фактор действует в тесной связи с фактором конфессиональным: ведущая конфессия в пределах данной территории оказывает решающее влияние на отношение к добрачным половым связям и особенно добрачному сожительству среди молодежи как норме или отклонению на молодых представителей других конфессий и неверующих.

А теперь перейдем от добрачных сексуальных отношений к внебрачным. По данным опроса, проведенного Левада-Центром в 2013 году[1], социальной нормой для каждого третьего респондента является супружеская измена.

Деструкция нормативности отражается и в качествах, которые мужчины и женщины ценят друг в друге. Опросы ВЦИОМ 2013 года показали, что верность у обоих полов не входит в число приоритетных качеств. В женщинах российские мужчины ценят, прежде всего, внешние данные, красоту (37% опрошенных мужчин отметили это как главное для них качество женщины). На втором месте – доброта и отзывчивость (24%). На третьем – интеллект, ум, образованность (14%). И лишь 10% опрошенных мужчин признались, что в представительницах слабого пола они ценят женственность, верность, порядочность[2].

Большая часть (31%) женщин отметили, что самым ценным качеством мужчины является надежность. В первую десятку самых важных мужских качеств также вошли доброта (17%), интеллект (16%), порядочность (15%), честность (14%), мужественность (13%), внимательность и уважительное отношение (12%), работоспособность (10%), ответственность (9%). А верность отметили только 8% опрошенных россиянок.

Либеральные взгляды россиян на внебрачные сексуальные отношения отражаются на стабильности брака. По данным демографического ежегодника ООН 2012 года, Россия – первая среди стран с самым большим числом разводов. Половина зарегистрированных браков распадается по разным причинам. Основной, по мнению каждого четвертого россиянина, как показал опрос ВЦИОМ 2013 г., является измена[3].

По данным Росстата, в 2013 году было совершено 1012,4 тыс. абортов (53% от 1895,8 тыс. родившихся детей)[4]. А каждый четвертый ребенок рождается вне брака, что является серьезным риском социального сиротства. В результате проведенного автором в 2010 году анализа личных дел детей-сирот в 2-х муниципалитетах г. Москвы установлено, что 60% детей-сирот, воспитывающихся небиологическими родителями, были рождены матерями, которые не состояли в браке.

Все более угрожающий масштаб принимает распространение ВИЧ-инфекции. В последнее десятилетие ВИЧ-инфекция характеризовалась линейным увеличением числа новых выявленных случаев с 33,5 тыс. – в 2004 г. до 83 тыс. в 2014 г. и общего числа зарегистрированных случаев с 251 тыс. в 2004 г. до 907 тыс. в 2014 г[5]. Относительно групп риска и путей заражения академик РАМН, руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом В. В. Покровский отмечает, что «если 10 лет назад в России типичным ВИЧ-инфицированным был 20-летний наркоман, то теперь типичны 30-летний “имевший опыт” мужчина и молодая женщина “без вредных привычек”. Очень часто женщины заражаются от единственного полового партнера, ВИЧ-инфекция часто обнаруживается у них во время первой беременности»[6].

Для сохранения здоровья и благополучия новых поколений представляется целесообразным искать пути и средства для воссоздания нормы добрачного целомудрия (это в равной мере относится и к супружеской верности) и соответствующих сегодняшнему дню санкций за ее нарушение. Эта норма должна культивироваться различными институтами и агентами социализации. Естественно на первом этапе девственности как новой социальной норме предстоит выдержать серьезную конкуренцию с добрачной сексуальной активностью как наиболее типичным поведением молодежи. Добрачная сексуальность крайне выгодна рыночной экономике. Поэтому СМИ будут активно стоять на страже интересов капиталистического экономического строя. В этих условиях на семью возлагается особая воспитательная функция по формированию в тезаурусе ребенка соответствующих устойчивых ментальных конструкций. Родители должны гораздо больше внимания уделять вопросам, связанным с сексуальностью, информировать их об этой стороне жизни человека, прививать добрачное целомудрие.

Не должны в стороне оставаться и образовательные учреждения. Тем более на них, как полагает значительная часть российского населения, должна возлагаться крайне важная функция по сексуальному просвещению детей[7]. Речь на таких уроках, безусловно, должна идти не о толерантности к различным альтернативным стилям жизни и экспериментам в сексуальной сфере, а о ценности девственности. В школах важно переосмыслить мировой опыт (например, в США в 2013 году по сравнению с 1988 годом удалось снизить количество молодых людей в возрасте 15-19 лет, имеющих сексуальный опыт, на 20%[8]) пропаганды добрачного целомудрия на основе российской ментальности. Причем целесообразно в школах организовывать откровенные беседы детей и подростков на интимные темы с референтными для них личностями (как например, крайне популярный среди молодежи в начале второй декады XXI века шоумен, а в недавнем прошлом православный священник И. Охлобыстин), которые бы явно или неявно призывали сохранять девственность до брака. Это особенно актуально для российского общества, в котором большинство детей получает информацию о сексе от кого угодно, только не от родителей. В российских семьях тема секса — табуирована. Поэтому многие подростки боятся задавать по этой деликатной теме вопросы своим родителям. Ресурс референтных личностей, пропагандирующих добрачное сексуальное воздержание, может быть с успехом задействован в рекламных роликах, в различных телевизионных сюжетах и передачах (в том числе и на радио), в печатных изданиях (прежде всего глянцевых журналах) и плакатах. Стоит отметить, что имеются большие сомнения в существовании таких непорочных спортсменов и «звезд» шоу-бизнеса, но их можно создавать в новых проектах.

Более активную позицию в пропаганде добрачного целомудрия должна занимать и церковь. Помимо регулярных проповедей эту тему необходимо затрагивать на занятиях в воскресных и общеобразовательных школах. Для достижения большей эффективности в этом вопросе представляется рациональным для бесед со школьниками привлекать молодых практикующих верующих. Это могут быть, например, молодожены, студенты конфессиональных учебных заведений. При этом очень важно в пропаганде добрачного целомудрия со стороны церкви задействовать ресурсы интернета.

[1] Моральные ограничения россиян // Левада-Центр. Пресс-выпуски. URL: 25.07.2013. http://www.levada.ru/old/25-07-2013/moralnye-ogranicheniya-rossiyan

[2] Красивая, добрая, умная: женщина-мечта для российского мужчины // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2249. 07.03.2013. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113726

[3] Викторова Л. В разводах виноваты измены и бедность. ВЦИОМ узнал почему распадаются семьи // “Российская газета” – Неделя №6132 (156). 18.07.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/07/18/razvod.html

[4] Демографический ежегодник России – 2014 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_16/Main.htm; Российский статистический ежегодник. 2011 : стат. сб. / Росстат. М., 2011. С. 266.

[5] О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2015. С. 102-103.

[6] См.: Покровский В. В. Опытный мужчина и женщина без вредных привычек // Независимая газета. 2012. 8 августа.

[7] Половое воспитание молодежи: вчера и сегодня // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2895. 04.08.2015. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115340

[8] URL: http://www.cdc.gov/nchs/data/databriefs/db209.pdf