В решении этой задачи важную роль играют средства массовой информации и коммуникации.Именно через них сегодня в первую очередь транслируются в молодежный социум образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются основы бытия.Вместе с тем в современныхусловиях традиционные воспитательные функции важнейших социальных институтов – семьи и образования –  характеризуются ослаблением влияния на процессы социализации и формирования активной и общественно-полезной личности среди молодых людей. Нельзя сбрасывать со счетов и нарастающее применение инновационных методов в образовательном процессе, что связано в первую очередь с использованием новых коммуникационных практик и возможностей.Такая ситуация объективно способствует резкому росту значения СМК как инструмента воспитания.

Источник изображения: http://www.dddkursk.ru/number/1091/humour/

Психологи считают: влияние медиасистем на человека начинается с первых мгновений появления на свет и к 15-16 годам приводит к окончательному формированию его интеллектуальных возможностей и осознанию своего места в обществе[1]. Под воздействием информационно-телекоммуникационных технологий существенным образом трансформируются коммуникативные стратегии и техники, призванные обеспечить оптимальное взаимодействие между субъектами социальной деятельности, адекватное потребностям общественного развития.Форсированное развитие СМК приводит, с одной стороны, к росту способностей человека ориентироваться в большом объеме информации, а с другой, к снижению его способностей размышлять и анализировать.

Реализация возможностей спонтанного усвоения информации происходит посредством привлекательных для детей коммуникационных каналов, которые дают возможность влиять на установки и поведение подрастающего поколения. Исследования показывают, что если в 2005 г. основным источником информации для подростка являлось ТВ, то в 2015 его заменил Интернет[2].

Приведем более свежие данные. 15 сентября 2016 г. вышел в свет доклад ООН посвященный распространению сети Интернет в современном мире. Согласно документу,  в 91 государстве интернетом пользуются более 50 % населения (тогда как в 2015 г. таких стран было 79). Относительно РФ в отчете  отмечается, что в настоящее время доступ к сети Интернет имеют 80,5 млн граждан России. Распространенность домашнего интернета в нашей стране равна  73,1 %, а это 43-е место в общемировом рейтинге[3].

Распространение глобальной сети привело к тому, что современное молодое поколение начало самостоятельно формировать собственную информационную среду. В настоящее время она характеризуется использованием различных современных форм медиа и в их числе – блоги, форумы, интернет-комментирование, виртуальные сообщества, самодеятельные газеты и журналы, фото-, аудио – и видеотворчество, SMS-сообщения, мобильные коммуникации и многое другое. В совокупности это позволяет преодолевать подростку психологические барьеры, чувствовать себя более общительными, самостоятельными, уверенными, успешными и уважаемыми, чем в реальной жизни. В перспективе это может оказать существенное влияние на использование возможностей информационных ресурсов, в целях воспитания и социализации детей.

Кроме того, смена коммуникационного канала приводит к тому, что современная молодежная аудитория как объект идеологических, психологических, педагогических, культурологических и прочих воздействий переходит в состояние субъектностии начинает участвовать в процессе духовного производства.

Проведенные исследования показывают, что среди российских подростков выделяется пять основных типов пользователей Интернета: «ориентированные на обучение» (29 %), «коммуникаторы» (25 %), «сетевые читатели» (22 %), «игроки» (17 %), «универсалы» (7 %). При этом значимой проблемой является несоблюдение молодым поколением в сети простых правил безопасности (которым, кстати, не учат в школах на уроках информатики): распространение излишней информации о себе при общении с незнакомцами, пренебрежение правилами хранения паролей[4].

В настоящее время образовательная система России модернизируется.Существенные изменения претерпевает ее воспитательныйсегмент.Процесс повышения эффективности взаимопроникновения СМК и школы ныне стал особенно актуален, поскольку взаимодействие этих социальных институтов во многом происходит спонтанно, вне педагогической стратегии. Ситуация  в образовательной среде показывает, что школа практически игнорирует проблему влияния на молодежь СМК. В учебной и в воспитательной работе практически не учитывается то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области. Таким образом, мы сами дискредитируем позитивный потенциал СМК как активного агента социализации ребенка.

Своевременное отсутствие четкого социального заказа государства образовательным учреждениям создало нежелательную ситуацию, в результате которой укоренилась схема, когда российские медиасистемы ограничиваются бизнес-проектами, откровенно пренебрегают ценностными интересами подростковой аудиторной группы и функциями формирования личности, просвещения, а также трансляцией государственно-значимых стратегий.Следует признать, что сегодняшние медиа – это бизнес, главная цель которого ‑ извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую потребительскую аудиторию с целью удовлетворения сиюминутных запросов. Данное положение можно проиллюстрировать несложным медиастатистическим экспериментом: в Рунете материалы с тегами, связанными с конкретными молодежными идолами масс-культуры, особенно зарубежными, встречаются чаще, чем материалы с тегом «Иисус Христос».

К настоящему времени такая ситуация привела не только к отсутствию позитивных результатов редких социальных проектов, содержащих воспитательную компоненту, но и к тому, что познавательный, гуманистически окрашенный контент СМК, в котором нуждается молодежь, просто заменен содержанием, направленным на удовлетворение низменных потребностей, ориентирующим на легкое достижение карьерного роста и финансового благополучия. Это подтверждается существующими в данной области исследованиями и ситуацией в обществе в целом[5].

Сегодня «зло» в Интернете побеждает «добро». Негативные категории этики встречаются в сети чаще позитивных, этот процесс продолжает развиваться в опасном направлении. Ситуацию усугубляет и отсутствие должного государственного регулирования  процессов, происходящих в информационной сфере. Как итог – рост немотивированной агрессии подростков, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности. Все это обусловлено современным состоянием СМК.

Вышесказанное позволяет говорить о нивелировании  позитивного влияния СМК на социализацию личности современного российского подростка при одновременно растущем негативном влиянии хаотичных и слабо дифференцированных информационных потоков. Это актуализирует ряд тем, в частности, что необходимо предпринять, чтобы минимизировать негативное воздействие СМИ и сохранить или усилить позитивное; какие изменения по форме и содержанию следует внести в СМИ, чем вооружить молодежь, чтобы она понимала суть медиатекстов, а также могла критически относиться к медиапосланиям. Данные вопросы особенно злободневны  сегодня, когда речь идет об использовании инновационных методов в образовательном процессе.

Если понимать под воспитанием целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил[6], то следует признать, что современные СМК имеют обширный потенциал влияния на подрастающее поколение путем изменения сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали. Особую значимость имеет использование СМК в качестве воспитательного инструмента, инструмента восстановления престижа семьи, как важнейшего социального института и гаранта поддержания традиционных устоев российской государственности.

Критическое влияние наиболее значимых СМК на формирование личности подростков сегодня со всей остротой ставит вопрос о необходимости существенного наращивания усилий в деле системного изучения как всего комплекса проблем, связанных с воспитательным процессом, так и потенциала развития СМК в качестве инструментов воспитания.

 

По статистике, самый большой риск, с которым сталкивается ребенок при пользовании Интернетом – это вербовка, вовлечение ребенка в нежелательные компании, в частности, радикальные религиозные, политические, националистические группы[7]. Кроме этого, распространены сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия наркотиков, доступ к которым все еще не ограничивается законодательством РФ.В российском сегменте Мировой паутины, например, обсуждение терпимости к абортам и реклама соответствующих услуг распространены гораздо шире обращения к теме духовности. Даже запрещенная российским законодательством легальная проституция присутствует в количественном отношении в Сети практически на одном уровне с духовностью. Широко распространено вовлечение подростков в азартные игры. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.Проблема усложняется в связи с тем, что дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика показывает: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17 % регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5 % готовы претворить увиденное там в жизни и не видят в этом ничего плохого[8].

В настоящее время практически не реализуется воспитательный потенциал Глобальной сети. Информационное пространство Рунета не сконцентрировано на популяризации традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения. При этом администрация образовательных заведений намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. То, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия к этому вопросу внимания со стороны родителей. Старшее поколение в большинстве случаев не контролирует количество ежедневного времени доступа детей к  Интернету. Это затрудняет  предотвращение негативных последствий неграмотного и неразумного пользования Глобальной сетью.

Лапидарно описав ситуацию, складывающуюся с процессами социализации ребенка посредством Глобальной сети, следует обозначить комплекс проблем,  связанных с влиянием на воспитательный процесс молодежи телевидения. Так, отечественные ученые обозначают комплекс проблем вытекающих из этого обстоятельства, к которым относят:

– усиление воздействия рекламы на воспитание личности;

– вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры;

– доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;

– снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков[9].

Особенную остроту обретает проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах в тех или иных формах существует насилие, что в значительной степени оказывает влияние на психику ребенка, и во многом моделирует образцы его поведения.

Источник изображения: https://m.fotki.yandex.ru/users/bernadita/view/872955/

Влияние современной печатной прессы на воспитание духовно развитой и нравственно ориентированной личности сведено в настоящем к минимуму. Дело отчасти в том, что последние десятилетия картина чтения как в мире в целом, так и в России в частности серьезно  изменилась. Чтение все чаще становится источником развлечений. В результате, мы сталкиваемся с заметным упрощением текстов, ростом значимости для аудитории «легкого чтения». Следует отметить, что на современном российском рынке детско-юношеской периодики доминирует развлекательная пресса западного образца – это около 80 % от тиража всех юношеских изданий[10].

С целью эмпирического изучения психолого-педагогической проблемы влияния наиболее распространенных коммуникативных каналов (Интернет и ТВ) на формирование личности российских подростков нами был организован социальный эксперимент на базе ощеобразовательной городской школы (г. Москва) среди учеников 7-го класса. Количество выборки: 112 человек в возрасте от 12 – 14 лет.Школьникам был предложен тест выявления уровня Интернет- и ТВ-зависимости американского психолога Кимберли Янга (с учетом адаптации к возрасту подростков).

На констатирующем этапе эксперимента были получены следующие результаты: 22 % учеников способны контролировать свои желания, относительно ТВ и интернета; 72% учеников испытывают определённые проблемы, связанные с чрезмерным использованием интернета и просмотром ТВ; серьезные проблемы, вызванные ТВ и интернетом, испытывает 6% опрошенных.

Кроме того, детям была предложена анкета по определению рациональности использования ими компьютерных технологий. По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 100 % учащихся имеют дома компьютер или ноутбук; при этом 16 % учащихся начали работать на имеющемся устройстве с 4-5 лет, 29 % – с 6-9 лет, 33 % – с 10-12 лет, 12 % с 13-14 лет, 10 % – планируют начать это в 15-16 лет.

Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2-3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 ч 74 %, от 4 до 10 ч в день – 26 %; не работают за компьютером – 0 %.

В компьютерные игры играют 90 % учащихся, у 19 % среднее время игры превышает 5 ч. О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 25 % учеников. Важно учитывать, что 22 % опрошенных любят игры, в которых присутствуют террор и насилие. При этом 65 % учащихся заявили, что им трудно оторваться от компьютерной игры. Для большинства детей они превращаются в реальную жизнь, заменяя активную социальную деятельность, хобби и творчество, общение со сверстниками и даже противоположным полом.

Непреодолимое желание пользоваться информационными технологиями впоследствии вызывает компьютерную зависимость, которая обладает признаками всех типов зависимостей и соответствует общим для всех зависимостей критериям, таким, как пренебрежение важными вещами из-за проведения времени за компьютером, разрушение отношений со значимыми людьми, скрытность или раздражительность в случае, когда люди критикуют это поведение.

В целом можно сказать, что в настоящее время происходит не наращивание, а девальвация воспитательного потенциала существующих информационно-коммуникационных ресурсов.

Это явление разворачивается как противоречивый процесс: отмеченное выше расширение информационного горизонта приводит к нивелированию позитивных возможностей известных источников информации. Так, телевидение, перестав, как некогда, доминировать среди основных каналов познания значимой информации и формирования социальных моделей нравственности, постепенно начинает играть роль канала спонтанного информирования в сфере развлечения.

Подобное положение вещей свидетельствует о необходимости принятия мер к изменению ситуации.

Смена господствующей парадигмы обусловлена доступным для понимания фактом, что молодое поколение это стратегический ресурс России. От того, с каким багажом духовного опыта, знаний, умений, оно начнет самостоятельную жизнь, зависят перспективы социально- экономического, культурного, информационного развития страны. В условиях, когда объективно не преодолено значительное противоречие информационного пространства между накопленным народом России духовным потенциалом и возможностями трансляции этого социального опыта различных общественных групп, в частности молодежи, через СМК, возникает настоятельная необходимость восстановления еще не утраченной преемственности поколений, поиска инновационных механизмов воспроизводства социально значимых ценностей, соответствующих современному историческому моменту.

Перспективными видятся два основных направления:

1) участие государственных институтов в регулировании медиапространства;

2) повышение медиаграмотности (медиакомпетентности) молодых россиян.

Участие государственных институтов в регулировании медиапространства с целью реализации СМК их воспитательной функции предполагает:

  1. Приоритетное устранение из информационного пространства контента, пропагандирующего культа потребительства, курения, потребления спиртных напитков, безответственного поведения, насилия, порнографии.
  2. Включение подрастающего поколения в реальные социальные преобразования, что позволит обеспечить горизонтальный диалог поколений. Решить эту задачу можно как инициативой «снизу», возрождая и создавая специализированные издания, радио- и телепрограммы, поддерживая коммуникативные сообщества подрастающего поколения, так и усилиями заинтересованных организаций, в том числе государственных.

Среди конкретных проектов, посредством которых могут быть реализованы данные задачи, могли бы явиться:

– создание специализированных информационных и ресурсных центров;

– возрождение и создание специализированных изданий, радио- и телепрограмм;

– поддержка и развитие в ценностно ориентированном ключе в Глобальной сети коммуникативных сообществ;

– инициирование, реализация, поддержка информационных сегментов, работающих на информационные нужды детей и юношества.

Очевидно, что при такой постановке вопроса СМК будут нуждаться в реальной государственной поддержке как необходимом механизме и форме существования ребенка в информационно-психологическом пространстве.

Представляется необходимым стимулировать социальное творчество в Интернете, увязывая групповые проекты создания сайтов, фото- и видеоресурсов, блогов и сообществ в социальных сетях с темами учебной программы по различным дисциплинам. Программы развития цифровой компетентности будут тем успешнее, чем больше возможностей они будут предоставлять для обмена и совместной систематизации опыта, предоставления участниками друг другу эмоциональной поддержки. Напротив, сосредоточение таких программ исключительно на технических умениях и навыках будет лишь способствовать сохранению у молодого поколения нерефлексивной позиции, при которой интернет воспринимается как инструмент удовлетворения индивидуальных потребностей, а не как цифровое общество, в котором нужно учиться жить.

Важно также учитывать, что  для развития морально-нравственных качеств личности ребенка необходима смена господствующей модели  от культуры «потребителей» к культуре «творцов». Видится, что внедряемые информационные программы должны быть сфокусированы на развитие  нравственной культуры ребенка. Интернет-компании, практикующие политику социальной ответственности и имеющие высокую профессиональную репутацию в инфокоммуникационной среде, должны рассчитывать на государственную поддержку в развитии и реализации  информационных продуктов, учитывающих потребности детской и молодежной аудитории.

Целесообразно инициировать виртуальные исследовательские проекты, пропагандирующие развитие духовно-нравственных и традиционных семейных ценностей, а также гражданского и патриотического духа молодого поколения,  делая освоение и преобразование интернета школьниками коллективным делом, вовлекающим родителей, педагогов, представителей профессионального интернет-сообщества, государственные институты, как ключевых агентов  воспитания и социализации личности ребенка.

Среди способов и форм взаимовлияния социально-психологического пространства и подрастающего поколения следует отметить систему опросов детского общественного мнения.

Значимость данной формы показал опыт создания детской социологической службы при объединении ЮНПРЕСС и «Юношеской газеты» в 90-е годы (руководитель – доктор социологических наук Светлана Щеглова). В результате опросов были выявлены и стали достоянием государственных органов, общественности такие проблемы, как недоедание детей, особенно в период нахождения в школе в течение 5-8 часов; применение физических наказаний и мер воздействия вплоть до 15-16-летнего возраста; раннее приобщение к алкоголю в 6-9 лет и др[11].

Детское общественное мнение способно не только расширить, дополнить и углубить, но и дать количественно и качественно иную информацию по сравнению с взрослыми, основанную не на поверхностных стереотипах массового сознания, а на неосознаваемых социальных установках «коллективного бессознательного». Анализ детского общественного мнения позволяет, подобно компасу, показать тенденции развития общественных настроений, социально-психологическую атмосферу и, следовательно, возможность предвосхитить рост напряженности, тревоги, стресса, в определенной мере спрогнозировать будущее общества. Государство в данном случае в первую очередь заинтересовано в том, чтобы переход российского гражданина от детства и юношества к взрослой жизни находился в фокусе его регулирования.

Вместе с тем современные рейтинги и социологические опросы следует рассматривать как установление способа производства общественных мнений. Фундаментальный эффект подобных проектов заключается в утверждении в массовом сознании относительной однородности восприятия разнообразных проблем, легитимации проводимой политики и закреплении соотношения сил, которые делают ее возможной. Поэтому важно создавать реальные коммуникационные каналы, помогающие медиа сообществам выражать социально ориентированные мнения и интересы молодого поколения. Видится, что это позволит развивать самодеятельные детские и юношеские ресурсы как особенное субкультурное явление, что, в конечном счете, будет способствовать постепенному включению подростков в самостоятельную жизнь.

Если проанализировать позитивный опыт детского самиздата в России, то он позволяет сделать шаг к моделированию современных детских и разновозрастных социумов с информационной составляющей. Так, зхаслуживает внимания деятельность ведущих ассоциаций и редакций детских СМИ, которые еще в 1993 г. объединились в Лигу юных журналистов (первоначальное название – Лига малой прессы), которая сегодня действует более чем в пятидесяти регионах России и является одной из организационных форм функционирования детско-юношеского сегмента информационно-психологического пространства[12]. Этим же целям служит первый в России молодежный мультивизионный (синтез текстовой, графической, аудиовизуальной информации) интернет-портал YNPRESS.RU как организационно-коммуникативная форма и механизм интеграции различных информационных потоков для целевой группы юного возраста.

В результате поддержки упомянутых выше форм организации жизнедеятельности, молодежь становится не пассивным потребителем, а активным создателем информационного продукта. Создается сообщество молодых людей, связанных общим делом и интересами, владеющих новейшими мультивизионными технологиями. В этом проявляется современная философия ребенка как субъекта социальной действительности. Однако в настоящее время проектов такой направленности в России чрезвычайно мало – фактически они единичные и не оказывают существенного влияния на общий фон развития СМК. Но рассмотрение подобных проектов с точки зрения внутреннего механизма социализации, обновления, включенности подростков в социальные процессы позволяет сделать однозначный вывод, что они являются важными центрами сети информационно-психологического пространства.

Повышение медиаграмотности россиян видится проблемой не менее комплексной, прежде всего, потому что профессией медиапедагога овладели  немногие представители науки в России. Персоналии ведущих специалистов данного направления отражены в справочнике пионера указанного научного направления А. Федорова «Медиапедагоги России: энциклопедический справочник»[13]. Вместе с тем, масштаб присутствия тем, связанных с медиапедагогикой и и медиабезопасностью в российском сегменте Сети явно недостаточен, эти темы практически начали активно обсуждаться только с 2011 года. Но совокупность проблем, существующих в данной сфере, не позволяет нам более оставаться безучастными. Поэтому  сегодня следует вести речь о разработке комплексной программы развития непрерывного медиаобразования[14], что позволит использовать потенциал информационно-телекоммуникационных технологий для воспитания нравственно ориентированной  личности гражданина России.

Как представляется, процесс медиаобразования должен быть дифференцирован в соответствии с адресной целевой группой:

– медиаобразование будущих профессионалов в сфере медиапространства (в мире прессы, радио, телевидения и Интернета).

– медиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах;

– медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое целесообразно рассматривать как элемент не дополнительной (факультативной), а основной образовательной программы российских школьников и студентов;

-медиаобразование в  учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного творчества и др.).

Медиаобразовательный процесс  можно будет считать успешным, если в результате будет сформирована базовая медиакомпетентность личности. Такой подход к процессу медиаобразования возлагает особенную ответственность на профессорско-преподавательский состав, как референтного транслятора знаний и нравственных принципов, которые будут переданы обучаемым. Это определяет необходимость выявления  базовых показателей профессиональных установок, знаний и  умений, которыми должны обладать медиапедагоги:

1) Духовно-нравственный (соответствие педагогической деятельности высоким нравственным принципам и национальным культурным традициям);

2) Информационный (уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования);

3) Методический (методические умения преподавания медиадисциплин);

4) Деятельностный (качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов);

5) Креативный (уровень творческого начала в  медиаобразовательной деятельности).

Построенная в соответствии с вышеуказанными критериями медиаобразовательная деятельность позволит сформировать у обучаемых не только знания, умения и навыки, традиционно присущие образовательному процессу, но и сформировать позитивную  мотивацию, а также ответственность при пользовании информационно-коммуникационными технологиями. При должной подготовке медиапедагогов ожидаемыми результатами медиаобразовательного процесса в идеале должен стать набор следующих компетенций:

  1. Информационная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием медиаинформации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео).
  2. Коммуникативная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями.
  3. Техническая компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей.
  4. Потребительская компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

Видится, что учет мотивационно-волевых и ценностных аспектов при реализации медиаобразовательного процесса открывает путь  для развития саморегуляции личности в эпоху информационно-телекоммуникационных технологий.

С учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что в современных реалиях речь должна идти не только о минимизации негативного влияния средств массовой информации и коммуникации на современную молодежь России, но о выявлении и компетентном использовании их позитивного потенциала. Такой подход позволит говорить не о сужении, а о расширении возможностей молодого поколения использования ИКТ в образовательном процессе, сделает СМК положительным  агентом социализации личности ребенка.

[1]Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М., 2010. С. 53.

[2] Социологи: основным источником информации для подростков являются соцсети. 16.11.12. // “Херсонские вести”. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.visti.ks.ua/intervyu/4356-sociologi-osnovnym-istochnikom-informacii-dlya-podrostkov-yavlyayutsya-socseti.html. – Дата обращения: 27.09.2016.

[3]Доклад “Состояние широкополосной связи в 2016 г.” // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://broadbandcommission.org/Documents/reports/bb-annualreport2016.pdf. Дата доступа: 27.09.2016.

[4] Цифровая компетентность российских подростков и родителей // Фонд развития Интернет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://detionline.com/research/digliteracy/results. – Дата доступа: 26.09.2016.

[5] Кузина, С. В. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. – 2007. – N 8. с. 53.

[6] Новиков А.М. Основания педагогики. Учебное пособие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/books/op.pdf/. Дата доступа: 26.09.2016.

[7] Предотвращение вербовки и методы работы с возвращающимися боевиками. 31.06.2016. // “Ислам сегодня”. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islam-today.ru/islam_v_mire/predotvrasenie-verbovki-i-metody-raboty-s-vozvrasausimisa-boevikami/. – Дата доступа: 26.09.2016

[8]Болохов П.Ю. Об отношении христиан к СМИ и средствам коммуникации. // “Слово для тебя”. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.word4you.ru/publications/15629/. Дата доступа: 25.09.2016

[9]Джишкариани Т.Д. Влияние СМИ на формирование личности подростков как педагогическая проблема / Джишкариани Т.Д., Кокарев И.С. // Проблемы педагогического процесса. – 2012 [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// rae.ru/forum2012/284/2509. – Дата доступа: 26.09.2016.

[10]Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text23/0005.htm. – Дата доступа: 27.09.2016.

[11]Медиаобразование: от теории – к практике: Сборник материалов 1-й Всероссийской научно-практической конференции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/141/77141/files/Медиаобразование.pdf. Дата доступа: 26.09.2016.

[12] Лига юных журналистов России. // Литературно-художественный портал “Изба-читальня”. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.chitalnya.ru/creative/826. – Дата доступа: 26.09.2016.

[13] Федоров А.В. Медиапедагоги России: энциклопедический справочник. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2011. 158 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/025/73025/51246. Дата доступа: 27.09.2016

[14] Под медиаобразованием понимается набор средств и методик для обучения молодежи адекватному восприятию средств массовой коммуникации, должно быть направлено на формирование у личности умения  работать с потоками информации, воспринимать их, критически оценивать, интерпретировать и создавать собственный информационный продукт, основываясь на гуманистических идеалах и ценностях.

Источник: Demographia.net