Социологический портрет многодетной семьи в России

Общество
Положение многодетной семьи в России на данном этапе исторического развития вызывает озабоченность и на уровне государства, и со стороны общества. Тревожность относительно данного вопроса связана с глобальным демографическим кризисом, а также духовно-нравственным, которые активно развиваются и в нашей стране.

 

 

 Автор: Грудина Татьяна Николаевна

аспирантка кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МНУ имени М. В. Ломоносова

Существующий ныне в России тип многодетной семьи в прежние времена не имел столь значительного распространения. В дореволюционной период массовая многодетная семья являлась нормой для общества, правда, стоит отметить, что жизненный уклад, состав и среда проживания были несколько иными. Современная многодетная семья преимущественно состоит из двух родителей и трех и более детей. Можно сказать, что в прошлом веке наша страна утратила естественную многодетность как образ жизни подавляющего большинства населения.

Многодетность в настоящее время является сложным и противоречивым феноменом, по отношению к общепринятым нормам и нравам это, безусловно, явление исключительное и девиантное[1]. С одной стороны, образ жизни многодетных семей воспринимается как неблагополучный, связанный со всевозможными трудностями и ущемлениями, бедственным положением, нехваткой родительской любви и внимания, различными материальными лишениями (одежда, рацион питания, бытовые условия, образовательная сфера, область трудоустройства). С другой стороны - многодетность ассоциируется со сплоченностью, взаимопомощью и доброжелательной атмосферой дружбы, чувствами ответственности, уважения, трудовой дисциплиной и самостоятельностью.

Положение многодетной семьи в России на данном этапе исторического развития вызывает озабоченность и на уровне государства, и со стороны общества. Тревожность относительно данного вопроса связана с глобальным демографическим кризисом, а также духовно-нравственным, которые активно развиваются и в нашей стране. С точки зрения воспроизводства населения только переход к массовой  многодетности в сложившей ситуации кризиса семьи и семейного образа жизни позволит преодолеть негативные тенденции снижения численности населения. По словам президента В.В. Путина[2], нормой в России  должна стать семья с тремя детьми. Однако, этого показателя стоит еще достичь. Какова же реальная ситуация с положением многодетной семьи в настоящее время и в каких условия приходиться проживать ей?

На основе анализа всероссийского исследования «Образ жизни многодетной семьи в России и задачи демографической политики»[3] и других социологических источников были выявлены некоторые особенности функционирования многодетных семей в современном обществе. Вокруг многодетных матерей по-прежнему продолжает существовать некоторая зона социального неодобрения, и даже отторжения. Многодетные семьи часто расцениваются как "социальные иждивенцы", хотя на практике льготы у них очень скромные. Именно многодетные семьи подвержены в большей степени оказаться в числе бедных, поскольку размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни.  Немногим семьям в настоящее время удается одновременно быть и многодетными, и социально благополучными. Выступая на конференции «Деятельность Русской Православной Церкви в деле возрождения института семьи», которая состоялась в рамках XX Рождественских чтений, бывший советник президента РФ по социальным вопросам Евгений Юрьев отметил, что в наше время создание многодетной семьи есть некий процесс попадания в состояние  бедности.

Если рассматривать многодетность глазами современного общества, то выявляется четкая негативная тенденция. Треть россиян, когда слышит словосочетание «многодетная семья», вспоминает о неустроенности, нищете, девиантном поведении: «в основном бедные», «сосут лапу», «плохо, тяжело», «проблемы одни», «родители алкаши, пьяницы и наркоманы», «дурдом» и «дурость»[4]. В большинстве своем  население страны склоняется к мнению, что много детей бывает в неблагополучных семьях: это сплошные проблемы, трудности и неприятности[5].

Различного рода трудности испытывают многодетные семьи в процессе взаимодействия  и с органами власти: «тяжело пробивать стену непонимания и чиновничьего бюрократизма, пустословия», «бесконечный сбор различных справок, хождение по больницам и поликлиникам», «уходит много времени выпрашивать помощь у государственных структур, борьба за права с чиновниками», «нет доступной информации о льготах для многодетных», «культивирование властью мнения  о многодетных как о вздорных нищих», «отсутствие законов, запрещающих дискриминацию многодетных»,  «безразличие госслужащих, от тети в одном окне до большого начальства, все стоят на страже государства ОТ многодетных!»[6].

По словам многодетных матерей, в представлении обывателей в настоящее время укоренилось мнение, что много детей - это ненормально, многодетные семьи называют асоциальными, а многодетных родителей укоряют в неспособности позаботиться о контрацепции.

Об изменении отношения к семье в связи с появлением третьего, четвертого и последующих детей многодетные говорят, что при первом и втором ребенке отношение к семье хорошее и характеризуется положительным, одобряющим настроем; при появлении третьего ребенка возникает некоторое недопонимание, хотя и одобрение тоже встречается; при четвертом  и последующих детях неодобрения и резкая критика со стороны окружающих усиливается. В ходе нашего исследования было выявлено, что более глубокая степень многодетности (рождение пятого, шестого и последующих детей) происходит по внутренним убеждениям (ценностным ориентациям на детей и семью, по религиозным мотивам), тем самым, и внешняя оценка со стороны окружающих воспринимается  не так остро и  не очень значима.

Каждый день многодетные, по их словам, сталкиваются с непониманием и даже порицанием со стороны окружающих, на них смотрят как на «умалишенных, необразованных, не умеющих предохраняться, безответственных личностей, которые «рожают и рожают, в то время, когда пенсионерам жрать нечего»[7]. Высказывания подобного рода не должны остаться без внимания со стороны государства, также и со стороны ученых, деятельность которых направленна на укрепления в обществе в качестве нормы модели трехдетной семьи.

Происходящие негативные изменения демографических процессов складываются за счет: изменения ценностных ориентаций на создание семьи – снижение репродуктивных установок у будущих родителей, изменение рождаемости в сторону более поздних возрастов, сокращение числа браков, рост разводов, увеличение количества внебрачных сожительств –«квазибраков», которые сегодня в России предпочитает каждый десятый; при этом уровень рождаемости в незарегистрированных семейных союзах в два раза ниже, чем в легитимных браках[8]. Всем перечисленным тенденциям в той или иной степени подвержена и многодетная семья, как и любая другая семья.

Существует точка зрения, согласно которой основными препятствиями на пути к многодетности в наше время является уровень материального благосостояния населения. В какой-то мере эта точка зрения верная. Тем не менее, из этого не следует, что с увеличение уровня материального достатка увеличится и количество детей в семье. Ведь воспитание детей  подразумевает не только материальное обеспечение, но также и другие ресурсы: моральные, эмоциональные, временные и др. В своей статье Е.Вовк «Столкновение ценностей. Многодетность и ответственность» подтверждает данный тезис словами одного из участников исследования высказыванием о том, в какой мере материальное обеспечение способствует многодетности (особенно белее глубокой ее степени проявления). «Не совсем от денег зависит… Там вот какой-то, наверное, пик насыщения есть, когда количество зависит от количества денег, а потом спад идет, увеличиваешь жизненный уровень – а детей все меньше и меньше…если мне дать миллион долларов, это не факт, что у меня их будет пять…если бы у меня большие деньги были – третий точно был бы, но был бы четвертый или пятый - сомнительно»[9].

Как показывают данные большинства опросов, в обществе происходит девальвация семейных ценностей и ролей, ослабление мотивов на семейное поведение, снижения потребности в нескольких детях, замены их на потребности всесторонней самореализации личности и культивированию принципа «бери от жизни всё», потреблению различного рода благ и т.п.[10]. При всех идеальных условиях значительная часть россиян выбирает одно-двухдетную семью. В данном исследовании среди многодетных матерей существует точка зрения, что при всех необходимых условиях не ущемляя себя материально можно иметь 1,5 ребенка, что соответствует нормам малодетности и соотносится с нынешним СКР.

Материальные трудности существовали во все времена, и преодоления их возможно только за счет активного труда. Как говорил апостол Павел: «Если кто не хочет трудится, тот и не ешь (2 Фес.3:10)». Зачастую, как респонденты с низким, так и респонденты, имеющие более высокий уровень среднедушевого дохода в семье воздерживаются от рождения еще одного ребенка по причине недостаточного материального благополучия, указывая при этом практически одни и те же трудности.

Рождением ребенка в семье сейчас, во многом, снижается уровень ее жизни, а семьи с тремя и более детьми в подавляющем большинстве становятся бедными, имеют серьезные жилищные проблемы, вынуждены ограничивать себя в питании[11], так как среднедушевой доход таких семей ниже величины прожиточного минимума в силу количественных характеристик.

Главной проблемой для многодетных семей, как и прежде, остается жилищная. Стоит отметить, что с жилищными трудностями сталкивается большая часть населения нашей страны со средним, а также часть выше среднего уровнем дохода, особенно проживающие в Москве и крупных мегаполисах. Уровень благоустройства помещений для проживания больших семей крайне низкий и во многом не приспособлен для нормального их размещения. Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», где нет центрального отопления или водопровода, горячего водоснабжения и канализации. В сельской местности доля такого жилья составляет почти 80%[12].

В сложившихся условиях, существует потребность социальных программах государственного вектора, например, в отношении налоговой политики, когда с многодетного отца  (3-4-5 и более детей в семье)  вычитают меньший размер налога, чем с бездетного работающего сотрудника, состоящего или гражданском браке, или ведущего холостяцкий образ жизни. Отсутствие перспективы на улучшение жилищный условий также блокирует реализацию у семьи высокой потребности в детях.

Г.М. Климантова выделяет следующие причины бедственного положения многодетных семей:

  1. Пособия по уходу за детьми выплачиваются несвоевременно, затруднен процесс индексации минимальной заработной платы.
  2. Существуют определенные трудности приобретения одежды, обуви, школьных принадлежностей.
  3. Коммерческая направленность учреждений здравоохранения и образования, культуры, отдыха, спорта и туризма.
  4. Безработица, включая скрытую ее форму.
  5. Отсутствие жилья, проживание многодетных семей в стесненных условия.
  6. Ухудшения, связанные со здоровьем, возрастание инфекционных заболеваний.[13]

Стремление к достойной жизни и достатку присуще подавляющему большинству людей, независимо от числа детей, уровня дохода, возраста и социального положения. В настоящее время во многом в обществе культивируется взгляды и убеждения по формированию потребительских ценностей и активного потребительско-гедонистического образа жизни (об этом пишут и сами многодетные «В любом случае возмущает массовая пропаганда пьяно-тусовочно-гламурного образа жизни и восприятие семейных  ценностей как удела "неудачников", которым этот образ жизни недоступен»[14]).

При рассмотрении семейного положения многодетных матерей на основе исследования было выявлено, что  большинство из них состоят в первом браке. Вместе с тем, доля  тех респонденток, кто состоит в повторном браке не так и мала. Данный вывод свидетельствует о том, что многодетные семьи также вовлечены в процесс разводимости, как и прочие семьи (доля разведенных среди многодетных незначительно ниже, чем во всем женском населении России)[15]. К сожалению, в больших семьях отмечена тенденция преобладания женской инициативы при расторжении браков, также свойственная и остальному населению[16].

Стоит отметить, что многодетность в разведенных семьях не вносит весомый вклад в преодоление процесса депопуляции в нашей стране. Например, когда у женщины после развода от первого брака осталось двое детей, а при вступления в новый, повторный брак в семье появился третий ребенок, то семья становится многодетной. Но, несмотря на то, что семья стала многодетной, полного замещения поколений не происходит, поскольку трое детей будет уже не у одной пары (мужчина и женщина), а у большего количества взрослых (две женщины и один мужчина или две женщины и двое мужчин и т.п.). Так, в ответе на вопрос «Что, по Вашему мнению, может сильнее всего повлиять на решение родить третьего и следующих детей?» респондентки указывают «второй брак», «желание второго мужа», «новый брак». Поэтому, стоит понимать, что в некоторых семьях среди многодетных с демографической точки зрения суммарный коэффициент рождаемости для каждой конкретной женщины и семьи в указанной ситуации можно приравнять к среднему показателю по стране, что не свидетельствует о реальной многодетности для каждого из родителей[17].

Многодетная семья – это определенная атмосфера жизнедеятельности, в которую погружаются члены семьи, являясь единой системой родственных связей. Восприятие многодетности, сложившееся в современном обществе, как уже ранее было сказано, является неоднозначным. С одной стороны, количество детей в семье определяется репродуктивными установками и нормами детности, функционирующими в обществе и усваиваемые индивидами (семьей) в процессе жизнедеятельности, а с другой – некоторыми внешними условиями, которые по субъективной оценке индивидов (семьи) могут как благоприятствовать, так и препятствовать реализации этих установок и норм.

Несмотря на все трудности, неоднозначность отношения окружающих к  многодетной семье и роли многодетной матери, «никто из участвовавших в опросе «Образ жизни многодетной семьи в России» респонденток не винит в этом саму многодетность, никто не считает её ошибкой или жизненным просчетом»[18]. Многодетность сегодня все же сохраняет некоторую ценностную привлекательность[19]. Многодетным семьям в настоящее время помимо материальной помощи в значительной степени не хватает моральной поддержки. «Но был этап, как раз при переходе от двух детей к четырем, когда мне очень не хватало именно моральной поддержки – в поликлинике, на детской площадке, соседнем с домом гастрономе. Когда вопрос «ты что, опять того?» выбивал из колеи. Если бы в тот момент президент сказал всем тем людям, осуждающе пожимавшим плечами при моем появлении, что я «модная», я была бы ему благодарна…Я за агитацию больших семей, за то, чтобы сделать нас модными». [20]

В современных государствах, в том числе и в России, наряду с материальной поддержкой материнства и семьи, осуществляется и моральная, статусная. Например, в Российской Федерации, Указом Президента РФ от 13 мая 2008 года был учрежден орден «Родительская слава»[21].

Определенная часть многодетных, хотя и испытывает трудности от имеющихся жилищных, материальных и бытовых проблем, вместе с тем в качестве своих приоритетов выделяют другие.  Они беспокоятся не столько о том, чтобы одеть-обуть-накормить, но также позаботиться о достойном развитии своих детей, дать качественное образование и воспитать их добропорядочными и добрыми гражданами нашей страны, хорошими и думающими людьми: «Самое трудное вырастить из детей настоящий людей», «довести каждого до УМА», «дать достойное образование всем детям», «в связи с занятостью работой на производстве катастрофически не хватает времени на воспитание, совместные прогулки, поездки и т.д.», «общение детей в обществе с другими детьми», «воспитать каждого хорошим, нужным, образованным человеком, дать верное воспитание и образование в целом», «важно воспитать хорошего  человека, не хватает времени на каждого ребенка, чтобы полноценное развитие было», «нехватка денег, трудно найти время каждому ребенку для общения и занятия с родителем, координация учебы и воспитание  разновозрастных детей, уделить каждому время и внимание», «дорогое доп. образование, в нашей области помогают только малоимущим многодетным», невозможность уделять детям достаточно времени и водить их на занятия, нехватка квалифицированной психологической и  педагогической  помощи»[22].

При рассмотрении жизненных ориентиров, значимых направлений развития в структуре ценностных ориентаций многодетной семьи, выяснилось, что достижение жизненного благополучия многодетные матери соотносят прежде всего с  «прочностью семьи», «с отношениями с детьми» , «с супружескими взаимоотношениями»[23]. Наше исследование позволяет сделать вывод, что наряду с другими ценностными ориентациями (работа, образование, благосостояние и пр.), для многодетных семей первостепенно значимыми являются дети и семья, семейный образ жизни, реализация супружеских, материнских и отцовских обязанностей.

Присутствует в нашем обществе и положительное отношение к многодетным как ближайшего окружения, так и некоторых органов власти: «многие знакомые хвалили за смелость, восхищались терпением, удивлялись,  как можно совмещать семью и трех детей с карьерой», «после 3-го получили 3-х комн.  квартиру, 575 тыс. руб. от правительства Мордвы и пединститута (работа мужа)», «друзья помогают вещами и продуктами, в музыкальной школе - негласно льготы», «после рождения третьего муж стал более внимательным, заботливым», «мне повезло: и родственники, и друзья и начальники - все просто в восхищении от того, что у меня трое детей. На работе всегда идут на уступки, если мне что-то  нужно»,  «мэр города и губернатор подарили квартиру»[24].

Существует распространённое мнение, что в семьях с высоким уровнем религиозности преобладает ориентация на большее количество детей. Семья для них в системе жизненных приоритетов занимает значимое место и имеет определенную ценность. Среди многодетных при анализе указанного выше исследования было выявлено, что с ростом степени воцерковленности[25] одного из родителей увеличивается число детей в семье. Так, в группе воцерковленных родителей (хотя бы один из супругов) среднее число детей составляет 4,0, по сравнению с 3,4 в группе нерелигиозных респондентов. Также, в рамках исследования выяснилось, для 29% опрошенных многодетных родителей важной темой при размышлении о факторах рождения третьих и последующих детей являются нравственные и религиозные убеждения (29%). Так 15% опрошенных многодетных матерей упомянули религиозные убеждения и веру в Бога, а 11% сказали, что способствовать положительному решению о рождении третьего ребенка может безусловная любовь к детям. Процент респондентов данной категории хотя и не высок, однако надежда на его увеличение вселяет оптимизм относительно демографического и духовно-нравственного будущего нашей страны.

Среди представителей других традиционных конфессий, таких как иудаизм, ислам в определенных регионах России также зафиксированы исследователями достаточно высокие с точки зрения нынешней демографической ситуации репродуктивные показатели. Например, Республика Тыва и Республика Дагестан. Безусловными демографическими лидерами «являются Ингушетия и Чечня, где число рождений превышает число смертей в 5,6 и в 4,5 раза, соответственно. За ними следует Дагестан, в котором за последние полгода разница в числах новорожденных и покойников была трехкратно в пользу младенцев.»[26]

А.Б. Синельников, В.М. Медков, А.И. Антонов на основании данных социологического исследования «Религия, семья, дети», анализируя влияние религии на семейную жизнь и демографическое поведение  населения в России, получили, что «у весьма религиозных христиан, которые молятся не менее трех раз в день, среднее ожидаемое число детей – 2,82», что «выше черты простого замещения поколений»[27] . Стоит также отметить, что по данным  «Аналитического отчета по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения», проведенного Росстатом в 2012 году, «как желаемое, так и ожидаемое число детей, в среднем, и у женщин, и у мужчин выше, у тех, кто считает себя верующим»[28].

Многодетная семья – это не только определенный образ жизни, но и еще навык, который не так давно был у молодых людей активным[29]. Дети уже в раннем своем возрасте видели, как надо обращаться с новорожденным, знали как его пеленать, кормить, ухаживать за ним. Сейчас же данный опыт, как правило, неоткуда брать в силу все уменьшающегося числа детей в семьях.

В многодетной семье, как правило, ответственными по уходу за младшими детьми были старшие, причем присматривали не только за родными братьями и сестрами, но и за племянниками и племянницами, тем самым усиливая родственные связи между семьями и поколениями. Предоставление ребенку самостоятельности происходило и происходит естественным образом: при рождении нового младенца в семье, старший ребенок становится более самостоятельным, учится сам одеваться, играть, выполнять просьбы родителей о помощи с младшими детьми, тем самым занимает большую часть своего свободного времени. Ведь, как известно, наличие большого количества свободного времени с учетом активного развития технических возможностей  и засильем вредной информации  порой приводит детей к вредным зависимостям: игромании, курению, употреблению спиртных напитков и другим формам пассивных развлечений.

Многодетность является еще и важным механизмом преодоления инфантилизации среди подрастающего поколения. Из больших семей, как правило, выходят более ответственные и психологически устойчивые молодые люди, в силу прожитых и во многом самостоятельно решенных жизненных трудностей и проблем. Многодетность еще и способ воспитать в современных условиях определенную прослойку неизбалованных людей, устойчивых ко многих житейским трудностям и сложным ситуациям. В этой связи, многодетность – один из путей преодоления все более распространяющейся культуры потребления. Ведь многодетный образ жизни с самого детства научает детей делиться, выручать друг друга, возникает чувство помощи и поддержки со стороны братьев и сестер, которого нет в современном обществе единственных детей. Кроме всего прочего, многие вещи, приобретенные для первых детей, переходят в дальнейшем младшим, что в корне противоречит обществу потребления, где основной упор делается на одноразовое использование приобретаемых товаров.

В прошлом веке был разрушен многовековой уклад жизни народа страны нашей, прервана традиция больших семей, а процесс воссоздания не происходит просто и быстро. А.И. Антонов и В.А. Борисов полагают, что в ближайшей перспективе целью демографической политики в России должно стать поддержание слегка расширенного воспроизводства населения, чему соответствует среднее число рождений трех детей в расчете на одну брачную пару за всю жизнь, а на одну женщину без учета брачного состояния – 2,5. Для этого доля семей с тремя детьми должна составлять 30%, с четырьмя и более – около 31%, то есть в сумме свыше 60%. Следовательно, необходимо довольно большое число многодетных семей. Без этого, по мнению вышеуказанных авторов, даже стабилизация воспроизводства населения, предотвращение депопуляции станет невозможным.[30].

Формирование потребности в трех детях представляется достаточно сложной задачей и ее решение не может быть быстрым. Скорее, здесь следует говорить о 2-3 поколения[31]. И по мере углубления демографического кризиса, весьма вероятного перехода к однодетной модели семьи, сложность решения этой задачи будет прогрессивно нарастать.

Обращаясь к участникам первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что «состояние семьи, рождаемость, физическое и нравственное состояние молодежи – это залог выживания нашего общества»[32].

На уровне международного сообщества имидж России возрастет, если в стране значительным образом будет нивелировано социальное неравенство, заработает в полной мере демографический потенциал, а национальные проекты, направленные на укрепления России, будут иметь финансовое сопровождение в реализации государственных программ по поддержке семьи, родительства и детства. [33]

Именно модель трехдетной семьи с двумя родителями – вот тот мотор, с помощью которого возможно сменить угасающую индивидную экономику депопулирующих обществ мощной экономикой семейных предприятий, представляющих новый способ функционирования для производства, накопления капитала и собственности, для разносторонней активности исполнителей социальных ролей в обществе, вставшем на путь омоложения и в демографическом и в социокультурном смысле[34].

 

[1] Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции//Фамилистические исследования. Т.2. Миллион мнений о семье и о себе. – М. : КДУ, 2009. – С. 357-367

[2] Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию  12 декабря 2012 года. http://kremlin.ru/news/17118 (дата обращения 21.01.2013)

[3] См. об этом: Фамилистические исследования. Том II. Миллион мнений о семье и себе. Науч. ред. А.И.Антонов. М.: КДУ. 2009.

[4] Вовк Е. Многодетность как ценность и практика: образы многодетных семей//Социальная реальность. 2007. №3. –  С. 34-35.

[5] См. об этом: Фонд общественного мнения. Многодетная семья. Общероссийский опрос населения от 25-26 ноября 2006 г. (10 населенных пунктов,  44 субъекта РФ, 1500 респондентов). ДФГ  в Москве, Самаре, Новосибирске 14 ноября 2006 г. www.fom.ru; Вовк Е. Многодетность как ценность и практика: образы многодетных семей//Социальная реальность. 2007. №3.

[6] Лебедь О. Л. Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики. Фамилистические исследования. Т.2. Миллион мнений о семье и о себе. – М.: КДУ, 2009. – С. 350-356

[7] Ответы многодетных матерей на открытый вопрос: Если вы почувствовали изменение отношения к вашей семье в зависимости от количества детей, то с чьей стороны и как это проявилось? // Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики: Предварительный отчет об исследовании кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ.

[8] Михайлец Г.П. Практическая имиджелогия. Управляй своей репутацией!/ Г. П. Михайлец Москва: Вершина, 2008 . С. 70-75

[9] Вовк Е.А. Столкновение ценностей. Многодетность и ответственность.URL: http://www.ng.ru/scenario/2008-03-25/21_values.html (дата обращения 17.03.2013)

[10] См.: Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. – М., 2003.; Карлсон А. Общество – семья – личность: социальный кризис Америки. – М., 2003.

[11] Замурий Т.В. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы/Т.В. Замурий //Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики: материалы V Междунар. Конгр. «Росс. семья», (научн. ред. Г.И. Климантова, И.Д.Горшкова). – М., 2008. С.159-162

[12] См. Там же. С. 159-162.

[13] См об этом: Климантова Г.И. Многодетная семья: за чертой бедности//Социальная безопасность женщин/Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. С.31

[14] Ответы многодетных матерей на открытый вопрос: Если вы почувствовали изменение отношения к вашей семье в зависимости от количества детей, то с чьей стороны и как это проявилось? // Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики: Предварительный отчет об исследовании кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ.

[15]Лебедь О.Л. Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики. Фамилистические исследования. Том II. Миллион мнений о семье и себе. Науч. ред. А.И.Антонов. М.: КДУ. 2009. С. 322

[16] См. об этом: Синельников А.Б. Проблема прочности многодетных семей. Фамилистические исследования. Том II. Миллион мнений о семье и себе. Науч. ред. А.И.Антонов. М.: КДУ. 2009.

[17] См. об этом: Лебедь О.Л. Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики. Фамилистические исследования. Том II. Миллион мнений о семье и себе. Науч. ред. А.И.Антонов. М.: КДУ. 2009.

[18] Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции//Фамилистические исследования. Т.2. Миллион мнений о семье и о себе. – М. : КДУ, 2009. – С. 357-367

[19] Вовк Е. Многодетность как ценность и практика: образы многодетных семей//Социальная реальность. 2007. №3. –  С. 34-35.

[20] Мода на многодетность. Редактор раздела Семья и личность Анастасии Отрощенко. Журнал «Нескучный сад». http://www.nsad.ru/articles/moda-na-mnogodetnost (дата обращения 15.05.2013)

[21] Об учреждении ордена «Родительской славы» : Указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. №775//СЗ РФ. 2008. №22. Ст. 2533.

[22] Ответы многодетных матерей на открытый вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самым трудным и утомительным в многодетном родительстве?»// Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики: Предварительный отчет об исследовании кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ

[23]Лебедь О. Л. Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики. Фамилистические исследования. Т.2. Миллион мнений о семье и о себе. – М. : КДУ, 2009, С. 323

[24] Ответы многодетных матерей на открытый вопрос// Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики: Предварительный отчет об исследовании кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ.

[25] В исследовании многодетных семей подавляющее большинство в качестве исповедуемой религии указали Православие. На основании этого здесь при анализе речь идет именно о православных верующих христианах, которых мы относим к группе воцерковленных.

[26] Белобородов И.И. «На российское население наслаивается инокультурный элемент». Информационно-аналитический журнал «Русская народная линия»: URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/19/na_rossijskoe_naselenie_naslaivaetsya_inokulturnyj_element/

(дата обращения 17.10.13)

[27] Синельников А.Б., Медков В.М., Антонов А.И. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования). М.: КДУ, 2009, С. 197-198.

[28] Росстат. Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения, 2012, URL: http://gks.ru/free_doc/2012/demo/orp.doc. С. 32

[29] Ильяшенко А. прот. Большая семья – большие надежды. Демография и нравственность. – М., 2008. – С. 183

[30] Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. //Научный доклад.  - М., 1990

[31] Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. ТЕИС. М. 2006, С. 266

[32] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2143731.html (дата обращения 17.08.2013).

[33] Мелехова Д.Г. Социально-психологические детерминанты имиджа многодетной семьи у российской молодежи. Дис.…канд. социол.наук. – Москва. 2013. С.126

[34] Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М.2000. С.29