Российский институт стратегических исследований фактически первым поднял тему воспитания в контексте национальной безопасности. Мы убеждены, что именно воспитание, в его широком смысле, является одним из базовых процессов, от которого напрямую зависит благополучие и стабильность российского общества и государства. При этом, полностью поддерживая необходимость разработки плана мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, мы исходим из следующего.

  • Если в системе образования и воспитания нет четких национально ориентированных и культурно обусловленных критериев, то вместо них появляются разрушительные во всех смыслах суррогаты по типу печально известного форсайт-проекта «Детство – 2030» с элементами ювенальных технологий. Последние, на наш взгляд, категорически неприемлемы в России. Это именно та позиция, которая является для нас ключевой и принципиальной. Аналогичную точку зрения неоднократно озвучивал Президент России В.В.Путин.
  • В свете создания условий для конструктивного воспитания детей, подростков и молодежи важно зафиксировать первичную, определяющую и первостепенную роль семьи. Принципиально важно понимать и помнить, что школа и другие образовательные учреждения, при всех их достоинствах и недостатках, являются социальными институтами, которые призваны помогать семье, но не заменять ее. По своему предназначению и сути именно школа должна находиться на службе у семьи, а не наоборот. Семья – это кузница человеческих кадров и первичная, а главное – безальтернативная, ячейка, обеспечивающая социализацию новых поколений. По утверждению авторитетных социологов, человеческая личность на 80% формируется семьей и лишь на оставшиеся 20% – другими социальными институтами.
  • Принципиально важно не только содержание образовательного и воспитательного процессов, но и мировоззрение, которое закладывается таким образом. Приведем лишь один из множества печальных примеров.

Наши талантливейшие люди ежегодно, если не сказать ежедневно, пополняют ряды зарубежных специалистов. Этот процесс получил название «утечка мозгов» и к настоящему времени привел к массовому исходу из страны наиболее образованной и творческой части населения.

Согласно данным Министерства образования, только за период с 1989 года по 2004 год из России уехали порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам.

Согласно неправительственным источникам, только «за первую половину 90-х годов из страны выехали не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета составили не менее $60 млрд». (Российский фонд фундаментальных исследований).

После 2000 года в основном уезжают молодые исследователи и студенты – более 4000 человек в год.

Что это, если не мировоззренческий, а значит во многом и воспитательный, вакуум? С одной стороны, налицо отсутствие иммунитета по отношению к внешним соблазнам, с другой же – это победа сугубо материальных ориентиров над патриотическим и национально ориентированным мышлением.

  • Рассматривая целевую группу, на которую ориентирована упомянутая ранее Стратегия, мы не склонны к обобщению в констатации негативных тенденций. Среди подрастающих и взрослеющих российских граждан немало тех, кто подает большие надежды, являет собой образец подвига, ответственности и служения Отечеству. Однако конструктивный подход при формировании национальной воспитательной модели, на наш взгляд, невозможен без объективного анализа происходящего. Приведем лишь несколько фактов, иллюстрирующих ситуацию:

– 10% всех абортов совершаются девочками-подростками;

– 33% мальчиков и 20% девочек старше 13 лет ежедневно употребляют спиртные напитки;

– возраст сексуального дебюта в России в среднем составляет 16 лет;

– число ежемесячных поисковых запросов, связанных со словом «порно», превышает 96 млн. (по данным лишь одной поисковой системы «Яндекс»);

наша страна является мировым лидером по числу самоубийств среди подростков. В группу риска по эмоциональному неблагополучию попадают 20 % подростков от 13 до 17 лет.

5) Исходя из всего сказанного выше, мы намерены внести свой посильный вклад в разработку комплекса практических мер, направленных на устранение существующих угроз и формирование позитивных предпосылок для полноценного воспитания подрастающего поколения. Для этой цели нами были привлечены авторитетные эксперты из целого ряда профильных областей отечественной науки.