Российский Институт Стратегических Исследований

Президент

РИСИ предложил создать министерство семейной политики

Представитель научного учреждения считает, что такое профильное ведомство особенно необходимо из-за разделения школьного образования от воспитания с начала 1990-х годов

В ТАСС (г. Екатеринбург) 8 октября (четверг) состоялся круглый стол в формате телемоста на тему “Воспитание – звено национальной безопасности”, посвященный вопросам разработки Стратегии развития образования и воспитания с точки зрения родителей и педагогов, с позиций национальной безопасности.

Срок завершения формирования “дорожной карты” согласно постановлению правительства РФ – 29 ноября. Участники обсудили состояние воспитания в школе, “подводные камни” Стратегии и формы контроля ее реализации родителями и педагогами.

Из Москвы в дискуссии принял участие директор Российского института стратегических исследований (РИСИ), генерал-лейтенант Леонид Решетников, начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем РИСИ Игорь Белобородов, заместитель директора православной гимназии Святителя Василия Великого в деревне Зайцево Иван Смирнов.

В Екатеринбурге на мероприятии присутствовали заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Нина Журавлева, руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Дмитрий Попов, президент фонда “Русский предприниматель” Сергей Писарев.

В Новосибирске на связь вышли научный сотрудник Института истории СО РАН, доцент Новосибирского государственного университета, соруководитель Гуманитарной экспертной школы Вадим Журавлев и председатель совета Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации “Российский Клуб Православных Меценатов” Евгений Цыбизов.

В России есть понимание, что воспитание является звеном национальной безопасности. Вышло Распоряжение Правительства РФ от 29 мая “Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”. Для завершения ее разработки правительство отвело полгода. Срок завершения “дорожной карты” – 29 ноября.

Российский институт стратегических исследований по поручению президента Российской Федерации занимается комплексом вопросов, связанных с национальной безопасностью, в том числе, разработкой Стратегии развития образования и воспитания в России с точки зрения идеологии и безопасности, – отметил Леонид Решетников. – Россия подвергается мощной атаке со стороны наших цивилизованных конкурентов. Страна, по сути, находится в состоянии информационной и экономической войны. И необходимо думать, как наша молодежь готова к такому мобилизационному моменту нашей истории.

Последние годы общество жило под лозунгом “Воспитываем образованного потребителя”. С таким настроем нельзя защищать национальные интересы. Момент патриотического воспитания был упущен и забыт. А патриотизм – это главное качество гражданина. То есть “Стратегия воспитания” должна стать сигналом ко всем нам, что необходимо сосредотачивать усилия на основных направлениях. Давно надо понять, что кризисы, будь то в России или в мире, находятся только в головах людей. Кризис морально-нравственный, кризис патриотической позиции – с этого все начинается, с воспитания, с постановки идеальных целей. Тогда общество мобилизуется, будет готово к совершению благородных поступков и подвигов. Но предстоит большая работа со стороны семьи, школы, высших и средних учебных заведений и СМИ. Эта работа займет не один год, но она не должна быть “барабанной”.

“Можно очень долго рассуждать о патриотизме, в том числе о мнимом, “барабанном”, или о том, которое на самом деле помогает ребенку почувствовать свою идентичность и причастность к Родине. Данная Стратегия направлена на развитие социальных институтов и обновление воспитательного процесса общего и дополнительного образования, – отметила Нина Журавлева.  Школа занималась этими вопросами и до создания данного документа. Но в Стратегии более четко прослеживается связь между семьей и школой. Вот те два главных социальных института, которые должны разъяснять ребенку “что такое хорошо, и что такое плохо”. Воспитание должно начинаться с раннего дошкольного возраста. Современные социальные вызовы требуют новых подходов, и наше министерство готово к тому, чтобы приступить к обновлению воспитательного процесса в школах, начиная с учителей. И не случайно сейчас очень много говорится о роли историко-обществоведческого образования, ведь без знания собственной истории нельзя говорить о настоящем и о воспитании подрастающего поколения”.

“Я хочу отметить, что впервые говорят о стратегии именно воспитания. Воспитание является основой образовательного процесса. Оно, в свою очередь, опирается на культурные коды, а в основе культуры лежат ценности. И Стратегия, как документ, нас отсылает именно к ним. В нем идет речь о системе духовно-нравственных, традиционных и семейных ценностей, – продолжил Евгений Цыбизов. – Важно, чтобы эти понятия были конкретно определены. Если нет конкретики, то и результата не будет. При этом, говоря о духовно-нравственных ценностях, нужно говорить о вероисповедании, религиозности. Эти аспекты обязательно должны присутствовать в воспитательном фокусе, наравне с такими понятиями, как ответственность и трудолюбие”.

“Я хочу отметить, что последняя версия данной Стратегии сильно отличается от первоначального варианта в лучшую сторону. Авторам удалось снять многие спорные моменты. Но при этом для директора школы, завуча или учителя очень важным становится конкретное наполнение и конкретные мероприятия, которые предполагаются в рамках Стратегии. Здесь наиболее важным становится вопрос, как правильные и мудрые мысли, заложенные в документе, будут реализованы на местах, в конкретных школах, гимназиях, – заметил Иван Смирнов. – Мне хотелось бы выступить с предложением о создании рабочей группы, которая могла бы в конкретные сроки предложить точный план мероприятий по каждому из основных моментов стратегии, иначе Стратегия превратится лишь в декларацию без практического выхода”.

До недавнего времени школа не несла ответственности за воспитание молодого поколения. Эта функция лежала на семье, а по факту – на массовой культуре и СМИ. Это в корне ошибочный подход. Ведь в человеке необходимо развивать профессиональные и духовно-нравственные навыки. И если заниматься только одной стороной, то получится крайне опасный продукт. Именно такой путь воспитания нации принят многими прогрессивными странами, совершившими рывок в своем развитии”, – пояснил Дмитрий Попов.

Важно понимать, что общество лишь номинально состоит из людей, по факту оно состоит из семей, то есть из детей и родителей. Если в системе воспитания и образования нет четких национальных и культурно ориентированных критериев, то не стоит удивляться, что появляются различные опасные суррогатные проекты. Война уже давно поменяла свои формы, хотя и ее циничные, агрессивные элементы, безусловно, присутствуют. Но никто не отменял войны информационные и даже демографические, когда насаждаются антисемейные концепты, потребительство, релятивизм, секуляризация и так далее. В результате поколениям насаждается атеизм, эгоцентризм, и как итог – самоизоляция и самоуничтожение”, – сказал Игорь Белобородов.

“Я работаю в научном сообществе, и все преподаватели видят качественное падение уровня студентов, которые попадают в университет со школьной скамьи. Студент принципиально меняется. Важен даже не кризис школьного образования, который сейчас очевиден всем. В Стратегии есть важные зафиксированные моменты, но не прописаны важнейшие отечественные наработки. Все знают знаменитый “треугольник Лаврентьева”, когда было необходимо объединить в один сущностный процесс образование, научное исследование и производство или внедрение, – отметил Вадим Журавлев. – В результате мы пришли к одной очень важной вещи: образование состоит из двух неразрывных элементов. Момент обучения создает знания и умения, а воспитание формирует отношение. И эти два процесса неразрывны. Дело в том, что в ходе организации образовательного процесса нужно понимать, что нельзя воспитание сводить только к мероприятиям. Любой учитель дает личностный пример и формирует отношение”.

“На сегодня и среди специалистов, и среди родительских организаций, и в обществе в целом, сложилось понимание того, что современная система образования в средней школе не соответствует необходимому уровню в части воспитательных процессов, считает Сергей Писарев. Концепция о подготовке “образованного потребителя” никоим образом не соответствует тем задачам и вызовам, которые стоят перед государством и обществом. Отсутствует четкая и понятная стратегия образования, “государственный заказ” на воспитание в школе. Вместо этого появляются различного рода сомнительные проекты прозападного толка, типа “Форсайт-проект “Детство-2030”, с элементами ювенальных технологий, “прикольным детством”, планами поголовного чипирования детей и тому подобное. Система ЕГЭ, чехарда с учебниками и методиками, предложение об отмене обязательного среднего образования – все это вызывает естественную тревогу, как минимум, в родительской среде.

Вместе с тем, появление “Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”, а также предложение руководства страны к гражданскому обществу активнее участвовать в решении тех проблем, которые его волнуют, вселяют надежду на возможность решения.

Такое мистическое совпадение, что сегодня день Преподобного Сергия Радонежского, а он, как известно, является покровителем всех учащихся. Мне кажется, что этот факт будет способствовать тому, чтобы наше дело получило хороший результат. Наш фонд, безусловно, готов поддержать Рабочую группу в части финансирования и в организационных моментах. Состав участников, который сегодня обсуждал проблему, говорит о том, что у нас большой шанс на успешное завершение работы”, – отметил Сергей Писарев.

Справка:

Распоряжение правительства России “Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года” вышло 29 мая 2015 года. Согласно документу, Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти до 30 ноября 2015 года необходимо разработать план мероприятий по реализации Стратегии, и обеспечить ее реализацию совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

По итогам видео-конференции под эгидой РИСИ создана рабочая группа, которая начала разработку мероприятий по улучшению системы воспитания и образования в РФ. В нее вошли представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и регионов, ученые, представители родительского сообщества, педагоги.

Эта группа стала первой, объединившей представителей всех структур, имеющих отношение к образованию и воспитанию, в том числе родительских сообществ.

Поделиться ссылкой: