«Тема крайне важна для многих регионов России, для развития экономики в целом. В настоящее время я принимаю участие в формировании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и, безусловно, точки зрения участников Клуба будут очень ценны как для федеральных властей в Москве, так и для Архангельской области и других регионов», – отметил в приветственном слове Лев Левит, советник губернатора области по Арктике.

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова стал главной площадкой проведения первого заседания в формате круглого стола «Северный морской путь: проблемы и перспективы развития в XXI веке», приуроченного ко Дню полярника. Выбранная тема обусловлена поручением председателя Государственной комиссии по развитию Арктики Дмитрия Рогозина Минтрансу разработать комплексный проект развития Севморпути и представить предложения по совершенствованию органов управления морской магистралью. Работа будет проводиться в восьми рабочих группах и двух советах при госкомиссии.

С целью расширения круга участников заседание было проведено в режиме видеоконференции. С on-line докладом «Климатические изменения и перспективы развития арктического судоходства» выступил заместитель директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (Санкт-Петербург) к.ф.-м.н. Александр Данилов,. Для судоходства в акватории Севморпути открываются перспективы использования высокоширотных трасс и увеличение периода безледокольного движения судов, но в то же время сохраняется вероятность возникновения сложных ледовых условий, т.е. совершать движение по Севморпути будет проще, но ледоколы все же будут востребованы.

Главный научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра РАН (Мурманск) Владимир Селин, представил доклад «Драйверы развития и роста потенциального грузопотока по СМП». По мнению Владимира Степановича, на данный момент объем грузового потока по СМП, несравним с показателями Суэцкого канала, альтернативой которому должен стать арктический маршрут. Перевозки в основном связаны с транспортировкой энергоносителей. Если рынками США и Европы российские «черное золото» и «голубое топливо» не будут востребованы, то логистический  вектор необходимо нацеливать на Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. СМП действительно может стать мостом, который соединит Азию и Европу. Для этого необходимо обеспечить инвестиции и модернизацию инфраструктуры, новые суда, потоки грузов, безопасность мореплавания и высокое качество сервиса. Немаловажен позитивный имидж России в контексте Арктики, обоснованные и понятные тарифы, геополитическая стабильность, солидарность в сбережении окружающей среды.

Дистанционно представила свой доклад «Перспективы развития СМП в контексте БРИКС» и старший научный сотрудник РИСИ К.Е.Каратаева.  Она подчеркнула, что для стран БРИКС Северный морской путь представляется одним из немногих крупных инфраструктурных проектов, заинтересованность в котором может быть подтверждена со стороны сразу нескольких участников. Это делает его перспективным направлением финансирования со стороны Нового банка развития.

Всего в дискуссии приняли участие около 20 специалистов, в том числе, представители деловых кругов – руководитель филиала администрации Севморпути в Архангельске Остапенко Е.Г.,  генеральный директор ООО «Транс-НАО» Тюрин В.А., генеральный директор ЗАО «Белфрахт» Пеньевской Е.П., начальник управления безопасности мореплавания ОАО «Северное морское пароходство» Ерегин Н.А., и др.

Подводя итоги круглого стола, его участники отметили, что собранное в рамках Клуба экспертное сообщество готово решать проблемы и ставить задачи по развитию Арктической зоны Российской Федерации.

«Мы говорили о стратегических планах развития Арктической зоны, обозначили болезненные точки Севморпути, обсудили инфраструктурные проекты, развитие прибрежных территорий, муниципальных образований, предложили некоторые пути решения проблем», – отметила Светлана Липина, исполняющая обязанности руководителя Отделения пространственного развития, стратегического управления и инновационной экономики, директор Центра инновационной экономики Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН.

Круглые столы подобного формата решено проводить на регулярной основе раз в два-три месяца с разноплановой тематикой: информационная безопасность Арктической зоны, социально-экономическое развитие приарктических территорий, развитие коммуникационных технологий.

«Получилась интересная разноплановая дискуссия, которая позволила еще раз вскрыть наиболее актуальные проблемы, существующие на данный момент в развитии Северного морском пути. Надеюсь, что по итогам круглого стола сформулированные на нем предложения будут доведены до представителей региональных и федеральных властей. Были представлены очень интересные доклады», – отметил заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ (Москва) Евгений Плисецкий.

По итогам круглого стола готовится резолюция, в которой будут представлены практические предложения по совершенствованию политики в области Севморпути для органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.