Однако начиная с осени 2014 г. представители РИСИ стали всё чаще сталкиваться с предвзятым и откровенно враждебным отношением к себе со стороны официальных структур Республики Молдова, в том числе её специальных служб. В провластных СМИ Молдовы появился ряд публикаций на русском и молдавском языках, содержащих клеветнические и беспочвенные инсинуации относительно характера и целей деятельности РИСИ в регионе. Представители Института обвинялись в том, что они являются сотрудниками российских спецслужб, занимаются сбором агентурной информации, «антиевропейской пропагандой», «запугиванием» населения Молдовы, способствуют милитаризации Приднестровья и т.п. Естественно, ни один из этих тезисов не имел под собой ни малейшего фактического основания.

12 октября 2014 г. в аэропорту г. Кишинёва был задержан заместитель директора–руководитель научных программ ДПЦ РИСИ В.Б. Каширин, который после трехчасового допроса представителями спецслужб РМ получил уведомление о запрете ему на въезд на территорию Молдовы. В официальном документе молдавской стороны было отмечено, что В.Б. Каширин представляет «угрозу национальной безопасности и территориальной целостности Республики Молдова». После этого в течение следующего полугода сотрудники РИСИ при въезде на территорию Молдовы систематически подвергались углубленным досмотрам и допросам, другим формам психологического давления.

Наконец, 21 мая 2015 г. директор ДПЦ РИСИ С.А. Мокшанцев, прибыв из Москвы в аэропорт г. Кишинёва, был задержан и получил уведомление о запрете ему на въезд в Молдову сроком на 5 лет. Официальная мотивация молдавской стороны была сходной с той, что имела место в случае В.Б. Каширина. Вопиющим является то обстоятельство, что С.А. Мокшанцев является уроженцем г. Бендеры Молдавской ССР и на территории ПМР проживают его родители и родственники, возможности видеться с которыми он теперь лишён.

Как следует из сообщений в СМИ со ссылками на спецслужбы Молдовы, в вину сотрудникам РИСИ вменяется то, что «сферой интересов Института стратегических исследований являются: анализ социально-политической ситуации в Молдавии, включая Приднестровье; мониторинг в режиме реального времени, совместно с приднестровскими экспертами, в частности, с представителями МИД непризнанной ПМР, ситуации с целью подготовки информации и рекомендаций для последующей реализации политики Российской Федерации; продвижение идеи евразийской интеграции; разработка стратегии отношений с Гагаузской автономией на юге Молдовы».

Нельзя не отметить, что констатированные факты являются очевидными и общеизвестными и в рамках нормальной логики и здравого смысла они не могут служить подтверждением противоправного или угрожающего чьим-либо интересам характера действий РИСИ на территории Республики Молдова. Всё перечисленное полностью соответствует уставным целям РИСИ как публичного научного центра, главной задачей которого неизменно является информационно-аналитическое обеспечение высших политико-формирующих структур Российской Федерации.

Откровенно недружественная позиция специальных служб Республики Молдова в отношении РИСИ вызывает еще большее изумление в свете того известного факта, что целый ряд официальных должностей в органах исполнительной, законодательной и судебной власти РМ благополучно занимают люди, не скрывающие своих румыноунионистских взглядов и открыто выступающие за ликвидацию суверенной молдавской государственности и поглощение Молдовы соседней Румынией.

Известно, что целенаправленные действия властей Республики Молдова против РИСИ разворачивались одновременно с аналогичными мероприятиями в отношении целого ряда прочих российских экспертов, журналистов, общественных и политических деятелей, депутатов Государственной Думы РФ, военнослужащих Оперативной группы российских войск. Фактически, властями Молдовы осуществляется планомерная кампания по ограничению российского присутствия на территории Днестровско-Прутского региона и в особенности – в Приднестровской Молдавской Республике. Определяющее закулисное влияние известных внешних акторов в этих процессах также не вызывает сомнения.

Безусловно, данные действия властей РМ носят абсолютно неконструктивный, провокационный характер и существенно ограничивают возможность ведения нормального диалога между российской и молдавской сторонами на политическом, экспертном и общественном уровне.

Мы убеждены, что названные шаги официального Кишинёва должны получить и непременно получат политическую оценку и адекватный ответ со стороны руководства Российской Федерации. Со своей же стороны Российский институт стратегических исследований заявляет о непоколебимом намерении продолжать и расширять свою научную, аналитическую и просветительскую деятельность по линии Днестровско-Прутского информационно-аналитического центра. В числе приоритетов РИСИ на данном направлении остаётся активное взаимодействие с научными, экспертными и общественно-политическими структурами Приднестровской Молдавской Республики, а также Гагаузии. Как и прежде, РИСИ открыт для профессионального взаимодействия со всеми здоровыми и конструктивными экспертными, медийными и общественно-политическими кругами Республики Молдова.

Все ранее начатые или анонсированные проекты ДПЦ РИСИ научно-гуманитарного, общественного и социально-экономического характера в регионе, в первую очередь в Приднестровье, безусловно будут реализованы и доведены до конца, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Убеждены, что, в конечном счете, разум и справедливость восторжествуют над агрессивным невежеством, ксенофобией, стремлением заинтересованных сторон насаждать рознь и провоцировать рост напряженности в стратегически важном Днестровско-Прутском регионе.