С докладами выступили ведущие историки и авторитетные представители политологической экспертуры:                               

Дмитрий Михайлович ВОЛОДИХИН, доктор исторических наук, советник директора РИСИ, профессор исторического ф-та МГУ, доклад «Русская система международного равновесия образца 1815 года»;  Людмила Михайловна ВОРОБЬЕВА, доктор политических наук, начальник Сектора стран Европы РИСИ, доклад «Переход от Венской системы международного равновесия к современной Брюссельской»;  Ольга Игоревна ЕЛИСЕЕВА, кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой Истории МосГУ, доклад «Подходы Александра I и Николая I к внешней политике в Европе»; Никита Викторович БОНДАРЕВ, кандидат исторических наук, заместитель руководителя Сектора стран Европы, начальник Группы балканских стран РИСИ, доклад «Балканский вопрос на Венском конгрессе»;     Александр Азизович МУЗАФАРОВ, директор Центра информационных и социологических программ Фонда исторической перспективы, доклад «Александр I: отражение первой попытки мировой революции»; Павел Вячеславович СВЯТЕНКОВ, ведущий эксперт Фонда исторической перспективы, доклад «Россия как создатель общеевропейской системы безопасности XIX—XX веков»; Константин Александрович ЗАЛЕССКИЙ, старший научный сотрудник РИСИ, доклад «Сравнительный анализ Венской и Версальской систем международного равновесия».

В докладах и дискуссии участников конференции обсуждались основные тезисы: после Венского конгресса 1815 года на несколько десятилетий самой могущественной силой в Европе стала Российская империя – главный победитель Наполеона. Тогда от ее воли многое зависело в мироустройстве. При всем огромном влиянии СССР на европейские дела после Победы 1945 года, у России царской после победы над Наполеоном влияния было больше. Из горнила Венского конгресса вышло золотое дитя – Священный союз. Осенью 1815 года российский император Александр I, австрийский император Франц I, прусский король Фридрих Вильгельм III подписали учредительный акт. Вскоре к ним присоединился французский король Людовик XVIII. Главными задачами Священного союза мыслилось сохранение мира, незыблемости границ, установленных в Вене, и решительная борьба с любыми выплесками темной революционной стихии.

Когда закладывались первые камни в основание «Священного союза» , христианская основа общего политического дела была очень хорошо видна современникам. «Священный союз» был любимым детищем российского императора. Именно Александр I, а не кто-либо другой из монархов того времени поддерживал его идеалы с наибольшей последовательностью. Через семь лет, в 1822 году, царь сказал одному из французских дипломатов: «Я должен защищать религию, мораль и справедливость». Таким образом, отношение императора к главной идее «Священного союза» с течением времени не менялось. Могучую военную силу своей страны он постарался использовать как инструмент к тому, чтобы отношения между крупнейшими государствами Европы строились отныне на основе христианского братства.

Из XXI века может показаться, что государь пытался соединить несоединимое. Но что лучшее предложено с тех пор в мировой политике? Все прочие системы международного равновесия неотступно вели к мировым войнам и чудовищным колониальным бойням. На протяжении всего XX века Европу сотрясали кровавые столкновения. Так, может быть, проблема не в том, что русский царь был наивен, а в том, что мир пропустил отличную возможность прекратить сползание к ужасающим кризисам?

«Священный союз» постепенно распадался на протяжении 182-1840-х годов. Слишком трудно оказалось уравновесить великое дело общеевропейского порядка с интересами великих держав по отдельности. Но идея «Священного союза» как высшего объединения монархов – хранителей мира и покоя – отнюдь не была исчерпана. К ней время от времени возвращались, до конца 1840-х годов она влияла на умы европейских политиков и государей. Следующий русский император, Николай I, всё еще поддерживал в отношении Пруссии и Австрии рыцарственную политику христианского братства. В 1848–1849 годах по Европе прокатилась волна революций. Николай I ввел русские войска в Венгрию и силой оружия подавил там революционную волну. Он прежде всего выполнял свой духовный долг. Венгрия была тогда частью Австрийской империи, и монарх-брат – император австрийский Франц Иосиф I – попал в беду. Срединная Европа могла на долгие годы превратиться в огненный ад. Лишь после отчаянной просьбы о помощи из Петербурга пришло монаршее повеление войскам: перейти границу. Австрийский монарх заключил с Николаем I Варшавский договор, в соответствии с которым русские войска получили законное, подтвержденное верховной властью страны право действовать в пределах Австрийской империи. За несколько месяцев костер, пылающий в центре Европы, был потушен, кровавый хаос уступил место твердому порядку. Россия не напрашивалась на тяжелую и опасную роль миротворца. Европа сама просила ее принять на себя это бремя.

В какой степени актуальны сейчас принципы, выдвинутые русской монархией в 1815 году, по итогам Венского конгресса, при создании «Священного союза» ? Европа сейчас находится в состоянии тяжелого политического и экономического кризиса. Яркими проявлениями этого кризиса является недавний референдум в Греции, предкатастрофное состояние экономики в Испании, а также война на Украине. Россия в настоящее время представляет собой значительную политическую силу, притом силу самостоятельную. Она более не объект, а субъект мировой политики. И как таковой она способна предложить цельное мировидение, основанное на христианском консерватизме и способное лечь в основу новой системы международного равновесия. Такая система будет предполагать ослабление финансовых пут, искусственно связывающих экономики европейской периферии и навязывающих им пути развития, определенные извне, порой без учета местной специфики; такая система будут в большей степени основываться на справедливости и на сохранении национально-культурной автономии народов Европы; такая система установит сохранение мира на пространствах Европы как ценность, приоритетную по сравнению с идеалами любого политического уклада и экономического интереса; такая система предполагает ослабление экономического, политического и особенно культурного диктата, идущего из Брюсселя и Вашингтона. Она дает больше свободы и самостоятельности народам Европы в рамках общеевропейского дома.

По итогам конференции планируется издать сборник статей.

10.07 2