В работе круглого стола приняли участие российские ученые, эксперты, руководители органов ЗАГС, представители общественных организаций, религиозные деятели. В целом мероприятие носило разнообразный взаимодополняющий характер.

Злободневность данной темы круглого стола обусловлена современными демографическими вызовами и ослаблением института семьи в России. Одним из таких вызовов является интенсивное старение населения, что повышает научный интерес к проблеме пожилых и их роли в семье, а также ставит все общество перед необходимостью своевременного реагирования на изменение возрастной структуры.

В Казани стартовал Четвертый Форум Всероссийской программы «Святость материнства» «Многовековые традиции семьи – фундамент будущего России»Особое внимание участники мероприятия уделили культурно-историческому наследию построения семейных отношений. Согласно отечественным семейным традициям, старшее поколение всегда занимало высшую ступень в социальной иерархии, пользовалось заслуженным уважением, и что особенно важно, являлось незаменимым каналом передачи культурных норм и нравственных установок.
Участники круглого стола отметили дефицит общественного внимания и СМИ к проблемам взаимоотношений между разными возрастными группами, недостаточное освещение роли  бабушек и дедушек в развитии современной семьи. Многопоколенность, являясь одной из базовых традиционных семейных ценностей, к сожалению, не находит должного отражения в современном информационном пространстве.

Модераторами экспертной дискуссии стали Ольга Николаевна Захаренко – начальник отдела правовой, организационной и кадровой работы Управления ЗАГС КМ РТ; Флюра Амировна Ильдарханова – руководитель Центра семьи и демографии ИТЭР АН РТ, доктор социологических наук; Игорь Иванович Белобородов – начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем РИСИ, кандидат социологических наук; Мария Анатольевна Слуцкая – руководитель проекта «50 ПЛЮС». Вел заседание И. И. Белобородов.

http://static1.repo.aif.ru/1/f0/87338/4e2429edc095954af59fd66f475e8c32.jpg

После официального приветствия от имени руководства Управления ЗАГС КМ РТ, озвученного О. Н. Захаренко, слово было предоставлено руководителю Центра семьи и демографии ИТЭР АН РТФ. А. Ильдархановой. В своем выступлении Флюра Амировна раскрыла общую суть наблюдаемого кризиса института семьи и привела целый ряд новых эмпирических данных, полученных в ходе республиканских исследований.

Так, с целью определения последствий кризиса, условий сохранения семьи и способов выживания татарстанских семей Центром семьи и демографии АН РТ проведено эмпирическое исследование в городах Республики Татарстан Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Мамадыш, Чистополь, Елабуга, Мензелинск, Бугульма, и Мамадышском, Чистопольском, Верхнеуслонском, Высокогорском районах.

В ходе социологических опросов жителей Татарстана удалось выяснить, что многие респонденты в трудных ситуациях рассчитывают лишь на себя (67,2%), небольшая часть опрошенных ждут помощи от своих родителей (13,6%), и родственников (12%). В то же время на помощь детей рассчитывает лишь 0,7% опрошенных. А доля людей, рассчитывающих на поддержку государства составляет всего 2,4%. Приведенные данные свидетельствуют, с одной стороны, о разрушении многовековой межпоколенной кооперации и потребительской модели поведения молодых поколений.

В Казани стартовал Четвертый Форум Всероссийской программы «Святость материнства» «Многовековые традиции семьи – фундамент будущего России»Вместе с тем среди факторов, влияющих на брачно-семейные установки молодежи, безусловно, определенная роль принадлежит семье. Более половины молодых людей (60%) считают родительскую семью образцом для подражания. По результатам проведенного анализа можно утверждать, что проблема брака и семьи для молодых людей – актуальна, в то же время они скорее выстраивают некий идеальный образ. В целом молодежь относится к

браку серьезно, понимая, что брачное состояние – совершенно новый этап жизнедеятельности человека, налагающий на него социально-значимые функции, связанные с ответственностью за жизнь и здоровье других людей. Для вступления в брак необходимо иметь достаточно прочную и устойчивую базу.

Продолжила дискуссию Мария Анатольевна Слуцкая, руководитель проекта «50 ПЛЮС». По словам общественницы, основа многовековой традиции народов России – уважительное отношение к старшим, и в первую очередь – к старшим членам своей семьи. Мудрость и опыт старших всегда был жизненным ориентиром для детей и внуков. Без опоры на традиции мы обречены утратить те ценности, за которые наши отцы и деды не жалели своей жизни… Уважение к старшим рождает уважение к истории своей страны, из поколения в поколение передаётся гордость успехами и победами Родины – то, что мы называем «патриотизмом».

В силу многих причин об уважении к старшим мы иногда забывали, а они прощали нам обиды и невнимание. Но вот какая интересная статистика: в регионах, где уважение, даже почитание, старших возведено в ранг негласного закона, живут самые счастливые пожилые люди. По данным социологов, самые счастливые пенсионеры у нас в Чечне – 88%опрошенных, Ингушетии – 77% и Дагестане – 73%.

И нам всем стоит вернуться к исконным традициям наших народов, создать культ уважения пожилых людей, возвести в ранг национальной идеи достойную старость, неразрывную связь поколений.

В Казани стартовал Четвертый Форум Всероссийской программы «Святость материнства» «Многовековые традиции семьи – фундамент будущего России»В 2011 году в Москве стартовал социально ориентированный проект «50 ПЛЮС», направленный на развитие негосударственной системы поддержки и защиты людей зрелого и старшего возраста. Это частная гражданская инициатива. Ради чего мы его создали? Ради того, чтобы продлить активную жизнь наших родителей, наполнить ее новым смыслом. Ради нас самих, ради наших детей, которые со временем поменяются с нами ролями.

Проект ставит своей целью изменить отношение к зрелому и старшему поколению в обществе в целом. У нас не старики и старухи, как любят говорить некоторые журналисты и даже общественные деятели, а люди зрелого возраста, аккумулирующие опыт, нравственность и традиции нашего многонационального народа.

Только после пятидесяти лет человек начинает осознавать себя как социальную личность, которая несет ответственность за последующие поколения.

Речь, по сути, идёт о межпоколенческом диалоге, о проблеме отцов и детей, решение которой вполне по плечу гражданскому обществу. Жизнь показывает: многие важные социальные проекты – прерогатива гражданского общества, они занимаются проблемами, пока не включёнными в компетенцию государственных органов. Это, в частности, относится к Проекту «50 ПЛЮС», который на самом деле решает задачи государственного масштаба. Для нас «связь поколений» и «уважение к старшим» – не просто слова, а жизненное кредо.

Честно говоря, этот Проект я придумала и создала для своих родителей. Но оказалось, чтобы улучшить жизнь близких, нужно бороться за перемены во всём обществе. Далеко не всё в нашей жизни делается большими чиновниками, многое зависит от нас, порой пример одной конкретной семьи может быть заразительным и вдохновлять других. Причём, что интересно, люди достаточно легки на подъём и готовы не отставать от своих сверстников. Их просто нужно организовать «под флагом» какой-то идеи.

В Казани стартовал Четвертый Форум Всероссийской программы «Святость материнства» «Многовековые традиции семьи – фундамент будущего России»И такой идеей оказался наш Проект. Он – не политическая партия, не профсоюз и не дискуссионный клуб. Это – некая коммуникационная площадка, где объединились и представители власти, и частные лица, и общественные организации, чтобы изменить к лучшему социальную атмосферу, вернуть уважение к старости, сделать её достойной. Получилось так, что одна предложенная инициатива потянула за собой другую, та – следующую; в результате Проект начал набирать обороты. Сегодня можно с уверенностью сказать, что он вышел на федеральный уровень и представляет целую систему с ассоциацией компаний.

Благодаря Проекту я сама многому учусь, стала больше беречь то, что имею. А главный мой консультант, наставник, учитель – мой папа.

Мы понимаем, что семья – это социальное ядро, опираясь на которое пожилой человек и в солидном возрасте чувствует себя нужным, значимым, защищённым.

Главное мероприятие «50 ПЛЮС» – ежегодные выставки. Мы приглашаем не только людей старшего возраста – мы призываем приходить семьями, с детьми и внуками. Открываем специальные детские площадки, где они могут весело провести время и, например, научиться играть в шахматы.

Такие мероприятия – долгожданный праздник для людей зрелого возраста. А в нашей жизни – праздников не так много. А если на таком мероприятии можно получить практическую пользу, то его ценность удваивается.

Выставки «50 ПЛЮС» сделаны специально для людей зрелого возраста. И это демонстрация обществом уважения к старшим. Здесь готовы выслушать людей – юристы, доктора, психологи, работники банков, стилисты,  туроператоры, риелторы, фитнес-тренеры… и дать квалифицированную рекомендацию, совет. На семинарах и лекциях специалистов – аншлаг. Значит, они нужны?

Мы используем слоган «Помогите родителям, подарите родителям!», и очень радуемся, когда на нашей выставке сыновья и дочери покупают своим родителям подарки. Действительно, делать подарки родителям, отправлять их в путешествия, санатории – уже стало модным. И это очень хорошая, «правильная» мода. В этом, помимо прочего, заключен огромный нравственный смысл. Заботясь о родителях, мое поколение подает пример своим детям и вправе рассчитывать на такое же отношение к себе в будущем. Подход тут прагматический: если вы хотите, чтобы ваши дети уважительно и трогательно относились к вам в старости, покажите им пример такого отношения к своим родителям.

«50 ПЛЮС» объединяет, консолидирует единомышленников – и бизнесменов, и чиновников и социальных работников, и общественные организации, делает работу системной, широкомасштабной, многоохватной. И ситуация постепенно меняется.

Денис Александрович МальцевИсторический взгляд на межпоколенные отношения в контексте семейной жизнедеятельности был представлен Мальцевым Денисом Александровичем, старшим научным сотрудником Российского института стратегических исследований. Докладчик заострил внимание собравшихся на том, что характерной деталью семейной организации у русских было совместное проживание в одном домохозяйстве нескольких супружеских пар и родственников по боковым и вертикальным родственным линиям. Это, конечно, способствовало сохранению многопоколенной патриархальная семьи, что непосредственным образом касалось и старшего поколения – был прямой резон вырастить и держать поблизости нескольких детей. Один просто не прокормит помимо своей жены и детей еще и престарелых родителей. При этом в России не практиковался майорат – оставление всего или большей части имущества старшему сыну. Часто практиковалось оставление особой доли имущества родителей как раз младшему сыну – тому, кто дольше всех остается «при родителях». Нормой была «неограниченная власть владыки семьи», власть именно «старшего» мужчины в роду.

Все это воспитывало у населения коллективизм, сознание «общинности» сохранявшееся и среди городского населения. Кроме того, Россия во все периоды своей истории была недонаселена сравнительно с сопредельными странами. Соответственно для Руси/России в силу как нравственных, так и историко-географических причин была характерна большая ценность человеческой жизни, чем для обществ Европы и Азии, сопоставимых по времени. Отсюда и особый комплекс семейно-брачной русской традиции, для которой были невозможны «мальтузианская теория» и иные антирепродуктивные концепции.

В Казани стартовал Четвертый Форум Всероссийской программы «Святость материнства» «Многовековые традиции семьи – фундамент будущего России»Российское государство вплоть до 1917 г. поддерживало именно большую патриархальную, многопоколенную семью. В русской традиции было особое отношение к старшим, к отцу и матери, бабушке и дедушке, но интересно, что это находило свое отражение в законодательстве.

В семейном законодательстве России второй половины ХIХ века родительская власть оставалась очень значительной. Даже в отношении взрослых детей. Например, по Уложению о наказаниях 1885 года за «развратную жизнь и другие явные пороки» дети по требованию родителей могли быть подвергнуты тюремному заключению на срок от 2 до 4 месяцев, с правом родителей в любой момент сократить сей срок или вовсе простить виновных (Статья 1592). Дети обязаны были обеспечивать родителям содержание до их смерти, если они находились в бедности, дряхлости или немощах. Закон очень много и подробно говорил о праве родителей на почтение. Дети могли быть также лишены по закону наследования имения оскорбленного родителя (например, в случае заключения брака без родительского благословения).

В Казани стартовал Четвертый Форум Всероссийской программы «Святость материнства» «Многовековые традиции семьи – фундамент будущего России»Предыдущая статья 1591 (она же 1534) подразумевала следующее: «За нанесение личной, каким-либо оскорбительным действием, обиды отцу или матери, или иному родственнику по прямой восходящей линии, виноватый по жалобе оскорбленного приговаривается к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и к ссылке на житье в Сибирь или к отдаче в исправительные арестантские отделения».

Вместе с тем, дети тоже пользовались определенными правами в отношении родителей, например, на содержание (алименты), на пользование сословным состоянием своих родителей. Обязанность родителей содержать детей не прекращалась с достижением ими совершеннолетия в том случае, если дети еще нуждались в попечении.

Был и целый раздел в уголовном праве под названием «О злоупотреблении властью родительской»:

Статья 1586: «Родители изобличенные в принуждении детей своих к браку подвергаются за сие заключению в тюрьме на срок от четырех месяцев до одного года и четырех месяцев и буде они христиане подвергаются церковному покаянию по распоряжению их духовного начальства».

Семьи, скрепленные таким комплексом морально-нравственных и законодательных взаимосвязей, отличались большой прочностью и являлись надежными гнездами «умножения рода людского» (по Д.И. Менделееву).

Следующим докладчиком стала директор Независимого института семьи и демографии Галина Александровна Масленникова,  выступившая по теме преемственности поколений.

Противоречие сложившейся ситуации, по мнению Г. А. Масленниковой, состоит в том, что, к примеру, для получения водительских прав надо учиться, сдавать экзамены, проверять здоровье. А для того чтобы стать отцом или матерью, ответственными супругами, не надо нигде и ничему учиться.

В то время как семья и Церковь, будучи основами безопасности Отечества на протяжении многих десятилетий, не просто были обделены вниманием социума, но и подвергались прямому разрушению, замещаемые поколения были воспитаны в традициях своего времени. В свою очередь, поколение отцов и дедов вынесло на своих плечах революции и войны, кровью оплатило Победу в Великой Отечественной Войне.

Это главное историческое наследие старших поколений. Семья же, ее духовное наследие, не были приоритетами в социуме. Мать была оторвана от семьи и призвана к активному участию в производственной сфере. И не только мать. Бабушки и дедушки работали и работают до глубокой старости, несмотря на довольно ранний пенсионный возраст. Отцы, будучи не в состоянии полностью обеспечить даже малодетную семью, особенно, в городских условиях, постепенно утратили авторитет и мужество.

Между тем, современная молодежь по сравнению со старшими поколениями активнее ищет свои корни, изучает историю и традиции своего народа. Необходимо ненавязчиво, учитывая свои ошибки, помочь замещающим поколениям готовиться к роли предков грядущих поколений, к роли ответственных супругов и ответственных  родителей.

Необходимо формировать новую моду для молодых. Моду, которой захочется следовать. Моду на добрачную чистоту и целомудрие. На умение правильно и красиво говорить на русском языке. На изучение истории и традиций своих предков.

Многие подростки, вступая во взрослую жизнь, не имеют реального представления о здоровой естественной семье. С высокой вероятностью они будут повторять ошибки предшествующих поколений, особенно ошибки, связанные с отказом от продолжения рода, с искусственным ограничением рождаемости в семье.

Это лишь одно из направлений работы нашей организации с молодежью, которое служит оздоровлению семьи, укреплению здоровья нации, демографической безопасности.

Способность большинства представителей замещающих поколений к социальной адаптации определяется долей многодетных семей с 4 и более детьми. Этим фактором долгое время пренебрегали, что привело к инфантилизации общества и отсутствии потребности в воспроизводстве.

Высокий интерес слушателей вызвало выступление Александры Ивановны Лылиной, редактора из Красноярского филиала
Фонда Андрея Первозванного.

Взяв слово, она представила уникальный социальный проект. Немногие помнят, что программа «Святость материнства» была придумана и родилась в Красноярске. И именно с конкурсов о семье и для семьи. И даже символ программы придумала православная матушка из небольшого городка Красноярского края Ольга Юревич, архитектор и многодетная мама. Нам удалось вовлечь в семейные конкурсы всю Россию и бывшие республики СССР, и русскоговорящих людей разных стран.

И это понятно – творить и при этом получать признание приятно и полезно. Мы так придумываем конкурсы, чтобы в них могли проявить себя все от детсадовцев до пенсионеров, кто умеет рисовать, ваять, писать, фотографировать… Работы выкладываем на сайт, за них голосуют, раз в году подводим итоги. В жюри приглашаем известных художников, журналистов, писателей. Конкурсные работы широко используем: открытки со всеми праздниками, календари, плакаты, листовки, буклеты, выставки… Но самое значимое воплощение – ежегодная книга по итогам конкурсов, которая дарится партнёрам, рассылается авторам и продолжает работать на формирование семейных ценностей: в школах, библиотеках, творческих объединениях, делегировавших участников, о книгах пишут СМИ, ведь победа в международном конкурсе – это значимый информационный повод.

В Казани стартовал Четвертый Форум Всероссийской программы «Святость материнства» «Многовековые традиции семьи – фундамент будущего России»Начиная с пятой книги мы поняли, что наибольший интерес изо всех околосемейных тем вызывает история рода. С тех пор каждая наша книга так или иначе – об этом. Мы назвали это издательским проектом «История России в семейных преданиях». Историки считают, что попытки восстановить историю рода свидетельствует о благополучии общества, появлении среднего класса, который имеет большую потребность в самоуважении. А самоуважение – это уважение и к предкам, кем бы они не были.

Интерес к «рядовой» личности – это ещё и реакция на макроисторические построения, господствовавшие много лет – якобы всё предопределено экономикой, а человек лишь исполнитель предпосылок. Постепенно приходит понимание, что в центре исторического события стоит всё же человек. Надо сказать, что возрастающий общественный интерес к истории рода воплощается во многих подобных проектах. Расскажу об особенностях нашего.

Во-первых, воспоминания мы литературно обрабатываем, К тому же с текстами обычных людей соседствуют тексты писателей и журналистов. Это делает наши книги интересными для широкого круга читателей.

Во-вторых, семейные истории проверяют и комментируют при необходимости учёные: историки, богословы, психологи, антропологи, фольклористы.

Поэтому книги в виде авторских экземпляров попадая к авторам, зачастую используются как учебники по краеведению, семьеведению, литературе.

Ещё одна особенность наших книг – это настоящие подарочные фолианты. Выпустить такую книгу очень дорого, в наши дни красивая книга – предмет роскоши.

Например, в этом году на конкурс пришло около 2 тысяч работ. Для книги мы отобрали 228. Для них понадобилось 300 страниц – это весьма объемная книга. К сожалению, фонд не смог напечатать книгу к форуму, как предполагалось, но в электронном варианте она выложена на нашем сайте в разделе «Издания» www.kfcnsr.ru. Книга посвящена войне и Победе, нашим ветеранам, труженикам тыла, детям войны. Это рисунки, фотографии, рассказы о войне пяти поколения: самих ветеранов, их детей, внуков, правнуков и праправнуков из 138 городов и сёл трёх стран. 

Игорь Иванович БелобородовС заключительным докладом выступил Игорь Иванович Белобородов, начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем РИСИ. По мнению демографа, ответ на все прозвучавшие ранее вызовы в демографической сфере исчерпывающим образом дает ценностное наследие традиционной русской семьи. Под традиционными ценностями в данном случае понимаются четкие характеристики уникальной семейной культуры русского народа. Стержнем позитивного развития российской семьи на протяжении всего исторического процесса выступает ее духовно-нравственная составляющая – Христианство, ставшее основой национальной религии (Православия), крестьянской этики и морали, а также определяющим фактором в становлении системы отечественного права.

Перечень традиционных семейных ценностей, представляющий собой целый комплекс этических принципов, который включает в себя такие понятия как: моногамия (единобрачие), целомудрие (хранение девственности до брака), супружеская верность в браке, высокий престиж семейного образа жизни, обязательность регламентации вступления в брак (согласие родителей, церковное венчание, общественное одобрение и признание); ранняя брачность; межпоколенная семейная организация; строгая семейная иерархия; пожизненность брака; высокая репродуктивность (чадородие), недопустимость вмешательства в репродуктивный цикл.  Все это веками обеспечивало динамичный рост населения России, несмотря на многочисленные войны, эпидемии и высокую детскую смертность.

В Казани стартовал Четвертый Форум Всероссийской программы «Святость материнства» «Многовековые традиции семьи – фундамент будущего России»К сожалению, сегодняшнее состояние русской и в целом российской семьи далеко от идеального. Контраст ее современного положения, применительно к описанию исторически утвердившихся цивилизационных основ института семьи, свойственных русскому народу, убедительно аргументирует кризисную динамику внутрисемейных и репродуктивных процессов.

Многочисленные проблемные тенденции в развитии института семьи были заложены еще в советский период. Результатами революционных преобразований в области семейного законодательства и общественной морали стали: преследование религии и духовно-нравственное опустошение; раскрепощение полов и вульгаризация межполовых отношений; отрыв женщин от семьи в ущерб семье и материнству; насильственная урбанизация с последующим уничтожением крестьянства и традиционной семейной культуры; разрушение семейной иерархии и девальвация супружеской и отцовской ответственности; отмена многовековой традиции церковной регистрации брака с ее заменой светской процедурой гражданской регистрации в качестве единственно легитимной; максимальная облегченность процедуры прекращения брака и «эпидемический» рост разводов; легализация абортов в наиболее либеральном виде и миллионы убиенных младенцев; колоссальное снижение рождаемости и глубокий демографический кризис, наблюдаемый в настоящее время.

В завершение своей речи И. И. Белобородов обратился к собравшимся с предложением поддержать идею и закреплении озвученных традиционных семейных ценностей на законодательном (нормативном) уровне. Участники круглого стола выразили согласие, предложив дополнить эту идею поддержкой инициативы руководства Татарстана об ужесточении процедуры развода.