Многие выступавшие на конференции отмечали, что главной причиной создавшегося положения является то, что в списке 44 государств, без ратификации которых договор не может вступить в силу (т.н. группа «обязательных ратификантов»), имеется восемь стран, которые до сих пор не сделали это. Среди них – США, Израиль и ряд других государств. Первый и последний раз американский Сенат предпринимал попытку ратифицировать договор в 1999 году, но провалил ее.

Глава представительства Израиля при МАГАТЭ и Организации по ДВЗЯИ и временный поверенный в делах представительства США при международных организациях в Вене изложили позицию своих государств относительно договора, которая свидетельствовала о неготовности Тель-Авива и Вашингтона ратифицировать этот документ даже в какой-то более отдаленной перспективе. В то время, как израильская представительница оправдывала позицию своей страны наличием обстановки нестабильности  и отсутствием мер доверия в районе Ближнего Востока, а также испытаниями Тегераном баллистических ракет, американский дипломат сетовал на то, что в военно-политическом руководстве США и среди законодателей не хватает понимания о целесообразности ратификации ДВЗЯИ и что для этого потребуется целенаправленная работа по достижению национального консенсуса.

Выступивший на конференции главный советник РИСИ, член-корреспондент РАЕН, профессор РАВН В.П.Козин подверг критике негативную линию Вашингтона в отношении ДВЗЯИ, обратив особое внимание на то обстоятельство, что своим затягиванием его ратификации американская сторона показывают негативный пример другим странам. К сожалению, отметил эксперт РИСИ, позиция США по данной проблеме до сих пор не изменилась, несмотря на то, что президент Барак Обама неоднократно и публично обещал убедить Сенат проголосовать за ратификацию этого акта, в том числе еще в 2009 году в Праге.

Главный советник РИСИ также обратил внимание на сохраняющуюся противоречивость позиции Вашингтона по вопросу ратификации ДВЗЯИ, отметив, что он лишь в общих словах признает важность этого шага, но одновременно обставляет свою неспособность пойти на него разного рода отговорками. Среди них обозначаются важность продолжения работы с законодателями, продолжение дискуссий в американском обществе на эту тему, посещение ядерных производств и лабораторий и т.д. В.П.Козин предложил до наступления 20-й годовщины открытия договора к подписанию (24 сентября этого года) направить два письма в адрес государств, которые до сих пор не ратифицировали его, с призывом сделать это как можно скорее: одно – на официальном уровне от имени глав государств и правительств, ратифицировавших договор, второе – от имени широко известных научно-исследовательских центров и НКО. Также было высказано предложение о принятии всеми государствами, обладающими ядерным оружием, взаимного обязательства о его неприменении в первом ударе или о его неприменении вообще, что помогло бы создать соответствующую позитивную атмосферу для ратификации договора всеми государствами.

Послы ряда государств, выступающих за скорейшее вступление ДВЗЯИ в силу, отметили, что этому акту может оказать содействие и реализация предложения о создании в районе Ближнего Востока зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ЗСОМУ на Ближнем Востоке).

Среди других потенциально возможных шагов, направленных на обеспечение ратификации ДВЗЯИ, в ходе дискуссии сторонниками его вступления в силу были названы: расширение политической поддержки договору на международной арене, обеспечение более широкого понимания в мировом сообществе важности его вступления в силу, а также проведение различных международных встреч на официальном и неофициальном уровнях в поддержку этого международного акта. Обращалось внимание на то, что США могут послать позитивный сигнал другим государствам, уклоняющимся от его ратификации, которые увязывают свою будущую ратификацию договора с инициативным и позитивным шагом Вашингтона в этом же направлении.

Выдвигалось также предложение о введении должности специального представителя Генерального секретаря ООН по продвижению ДВЗЯИ.

В.П.Козин распространил  на конференции текст проекта международного договора о создании ЗСОМУ на Ближнем Востоке и документ, разъясняющий точку зрения России о невозможности принять участие в очередном «ядерном саммите» в США.