Круглый стол открыл первый заместитель директора РИСИ КОКАРЕВ Константин Анатольевич. В своем выступлении К. А. Кокарев отметил чрезвычайную важность Южной Осетии с точки зрения перспектив развития и региона Закавказья, и России. Республика переживает сейчас очень сложный период становления своей государственности, перед руководством стоят проблемы экономического, политического и социального развития страны. Необходимо восстанавливать разрушенные дома, инфраструктуру, создавать новые рабочие места, повышать жизненный уровень населения. Особые отношения Южной Осетии с Россией позволяют ей рассчитывать на нашу экономическую, политическую и моральную помощь. При этом К. А. Кокарев отметил, что усилия России в регионе и в частности в отношении Южной Осетии находятся в полном соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. По мнению К. А. Кокарева, многие аспекты происходящего еще ждут своей беспристрастной оценки, но для этого требуется время. Однако феномен Южной Осетии имеет важное значение не только для развития Закавказья, но и, как считают некоторые эксперты, для развития отдельных регионов мира. 

В своем выступлении вице-спикер парламента Южной Осетии Ю. А. Дзиццойты рассказал об особенностях обстановки в Южной Осетии, о деятельности парламентских структур и подготовке к проведению пятых выборов в законодательный орган республики, но первых в условиях признанности государства.

Как сказал Ю. А. Дзиццойты, нападение Грузии на Южную Осетию в ночь на 8 августа 2008 года было легко прогнозируемым – грузинское руководством с момента прихода к власти придерживалось курса на вооружение страны, переоснащение ее вооруженных сил, в котором участвовали и отдельные западные государства. 

На сегодняшний день Южная Осетия – это признанное государство и со стороны России это был «мужественный шаг». Однако перед Республикой стоят очень серьезные проблемы – необходимо восстановить разрушенное жилье и инфраструктуру. Многое уже удалось сделать – по словам Ю. А. Дзиццойты, в домах, подлежащих восстановлению, заменено 80 % кровли, у населения есть вода, свет, газ. Интенсивными темпами идет строительство газопровода Дзуарикау – Цхинвал, что поможет Республике стать независимой от Грузии в вопросе поставок газа.

Однако Ю. А. Дзиццойты подчеркнул, что самостоятельно, без помощи России Южная Осетия не сможет решить имеющиеся проблемы. Между Россией и Южной Осетией заключен Большой договор, который предполагает дальнейшую конкретизацию отдельных областей и вопросов сотрудничества. В частности, 30 апреля, сразу после подписания президентами Российской Федерации и Южной Осетии договоренности о совместных усилиях по охране государственных границ, сотрудники подразделений пограничных войск РФ приступили к работе.

В республике, по словам Ю. А. Дзиццойты, остро стоит проблема безработицы, выбор у молодежи невелик: уезжать на заработки в Северную Осетию и Россию или заниматься криминальной деятельностью. Поэтому развитие промышленного производства в Республике, создание рабочих мест жизненно необходимо.

Ю. А. Дзиццойты отметил, что одним из приоритетов руководства Южной Осетии является проблема Ленингорского района, который во времена СССР был отрезан от основной территории Республики и транспортное сообщение с ним было возможно лишь по территории Грузии. На сегодняшний день проложена грунтовая дорога и в хорошую погоду из Цхинвала до Ленингора можно добраться за 3-4 часа. Другая проблема района связана с его населением. Как сказал Ю. А. Дзиццойты, на протяжении всего советского периода Грузия проводила политику ассимиляции осетинского населения Ленингорского района. Обучение в школах велось только на грузинском языке. Уже после распада Советского Союза Институт истории и этнографии Академии наук Грузии выдавал живущим в районе осетинам официальные справки, свидетельствующие об «исконно грузинском происхождении» той или иной осетинской фамилии. Осознавая деликатность имеющейся проблемы, руководство Южной Осетии настроено на кропотливую работу по интеграции и грузинского, и осетинского населения Ленингорского района в южноосетинское общество.

Актуальна для Южной Осетии и проблема беженцев. В Республику вернулись не все, бежавшие во время августовских событий. Продолжается и приток осетинского населения из Грузии. При этом, как утверждает Ю. А. Дзиццойты, руководство страны выступает за возвращение как осетинских, так и грузинских беженцев.

Оценивая ситуацию вокруг признания независимости Южной Осетии и Абхазии Ю. А. Дзиццойты, отметил, что руководство Республики рассчитывает на дальнейшее международное признание, понимая, что этому процессу активно противодействуют США и ЕС. Ярким примером тому стал жесткий нажим на Белоруссию, парламент которой был готов положительно решить данный вопрос.

Одним из важнейших вопросов российско-южноосетинского сотрудничества является взаимодействие в транспортной сфере. Любые вопросы – экономические, военные, политические, тем или иным образом подразумевают необходимость скорейшего развития двусторонних транспортных связей. О текущем состоянии дел в этой сфере и основных направлениях, реализация которых необходима в ближайшее время, выступила старший научный сотрудник РИСИ К. Е. Каратаева. Подробнее…

На круглом столе была затронута, в том числе, и тема взаимоотношений США и НАТО с Грузией. В частности, в выступлении научного сотрудника РИСИ С. М. Ермакова прозвучала мысль о том, что Североатлантический союз проводит последовательный курс на сближение с Грузией, не прерванный даже после августовских событий 2008 года. Можно констатировать, что по-прежнему

Тбилиси является наиболее активным партнером альянса на Кавказе, а интеграция в структуры НАТО – приоритетная цель грузинской внешней политики. Подробнее…

Свой взгляд на политику США в отношении Грузии и Южной Осетии после «пятидневной войны» представил старший научный сотрудник РИСИ С.А. Михайлов. Подробнее…