Фоторепортаж

В ее ходе были представлены доклады научных сотрудников исследовательских институтов России: историков, религиоведов, этнологов, а также представителей духовенства и общественных организаций из Татарстана, Башкирии, Мордовии, Красноярского края, Ханты-Мансийского АО, Курской области.

Часть докладчиков уделили внимание анализу методов интеграции народов в единое пространство Российской империи. О решении национального вопроса на Северном Кавказе рассказала ст.н.с. Института российской истории РАН Л.С.Гатагова, ст.н.с. Центра гуманитарных исследований РИСИ Р.Н.Рахимов проанализировал имперскую политику в Башкирии;  ст.н.с. сектора кавказских исследований РИСИ Е.В.Бахревский – в Закавказье. Осмыслению опыта отношений мусульманских народов с имперским центром и последним самодержцем Российской империи был посвящен и доклад в.н.с. РИСИ П.В.Мультатули.

Осмыслению нравственных начал на которых базировалось единство империи были посвящены доклады  Руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Ф.Н.Девбаша идоцента кафедры философии и социологии Курского института социального образования А.Л.Панищева. Ф.Н.Девбаш считает, что Россию объединял тот факт, что «русские приходили не с мечом, а с крестом», при этом «российское государство, объединявшее разные народы, позволяло сохранять национальный язык».  А.Л.Панищев уверен, что Российская империя держалась на нравственных основаниях, а с того времени, когда произошел отказ от них, империя начала рушиться.

На конференции были представлены и исторические доклады – доцент Казанской духовной академии А.М.Елдашев остановился на теме ретроспективного анализа русско-татарских отношений в средние века.

Начальник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Российского института стратегических исследований В.Н.Филянова проанализировала последние труды американских и британских русистов, занимающихся изучением национальной политики Российской империи.

О влиянии имперского прошлого на современность народов России рассказала в своем докладе представитель комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа Е.Н.Молданова (ее доклад был посвящен обским уграм).

Несколько докладов затронули тему возникновения неоязычества в национальных регионах. Культуролог из Сибирского федерального университета С.Н.Подъяпольский рассказал о переплетении в современной Якутии политических и культурных проблем, связанных с интерпретацией истории якутского народа, возрождением неоязычества из-за поисков родовых корней якутских элит. Тенденции развития неоязычества в Мордовии описал ректор Саранского духовного училища протоиерей Александр Пелин. В регионе представителями интеллигенции (при определенном внешнем влиянии из Финляндии, Эстонии, Венгрии) осуществляется искусственное конструирование языческих культов, мировоззренческих установок с ярко выраженным финно-угорским националистическими идеями и ориентацией на фольклор.

О проблеме наследства советской эпохи в современной национальной политике некоторых регионов рассказал ректор Казанского института экономики и антикризисного управления, доктор социологических наук А.Н.Ершов. Он считает, что изначальная полиэтничность российского государства помогала легко интегрироваться элите нерусских народов в правящий истеблишмент, но «до сих пор продолжается ленинская национальная политика, подразумевающая льготные условия для титульных национальностей».

Научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН Г.Н.Энгельгардт считает, что историографический стереотип «Россия – тюрьма народов» может стать генератором этноконфессиональных конфликтов в современности. По представлениям национальных меньшинств нынешняя Российская Федерация является аналогом Российской империи».

Новым тенденциям последних десятилетий в описании имперского опыта этно-религиозной политики были посвящены доклады н.с. сектора исследований межнациональных и религиозных проблем РИСИ Р.Р.Сулейманова, председателя Общества русской культуры Казани М.Ю.Щеглова, настоятеля храма св. Николая села Кряш-Серда Пестречинского раойна Республики Татарстан иерея Димитрия Сизова, председателя Совета ветеранов кряшенского движения Казани А.В.Фокина.

Р.Р.Сулейманов проанализировавший учебники истории, изданные в последние годы в Казани, отметил, что изображение Российской империи в них повторяет утвердившееся еще в советской исторической науке клише «тюрьмы народов».М.Ю.Щеглов анализировал проблему насаждения чувства исторической вины у русских за взятие Иваном Грозным Казани. С его точки зрения для укрепления этнического самосознания некоторые этносы Поволжья намеренно удревняют свою историю, занимаются поисками некого «тюркского следа» в истории древних цивилизаций, идеализируют Золотую Орду и противопоставляют ее Российской империи. У русских в этом контексте формируется чувство вины за победу русского оружия и расширение своего государства.

А.В.Фокин выступил с докладом «Историография происхождения кряшен как продукта христианизации татар». Данная историография представлена работами татарских ученых-националистов: Шараф Ахмадулла, Файзулхак Ислаев, Абрар Каримуллин, Тавкил Вафин, Махмут Ахметзянов и др., которые пытаются представить кряшен в роли насильственно крещенных татар, неверно трактуя их этногенез.

Проблему интерпретации православной миссии в Поволжье продолжил иерей Димитрий Сизов, он указал на проблему исторических версий, предлагаемых недобросовестными историками, в которых намеренно не делается различий между методами Новокрещенской конторы и просветительскими приемами Николая Ильминского. В результате современный обыватель в Поволжье получает ложный образ агрессивного Российского государства и Церкви.

Подводя итог конференции, ее участники пришли к мнению, что историческое прошлое очень сильно влияет на современную политику. И в современности необходимо использовать позитивный опыт Российской империи. По материалом конференции идет подготовка сборника докладов. Сотрудники и руководство РИСИ выразили готовность продолжать работу по изучению выявленного спектра проблем.