16 февраля 2014 года в культурном центре при храме иконы Божией Матери “Отрада и утешение” на Ходынском поле по приглашению руководства центра состоялась встреча представителей РИСИ с православной общественностью. От РИСИ на встрече присутствовали: директор института Л.П.Решетников, советник директора И.А.Романов, ведущий научный сотрудник П.В.Мультатули, старший научный сотрудник А.В.Атаев. Гостей из РИСИ тепло приветствовали настоятель храма протоиерей Димитрий Шумов, руководитель отдела творческих и образовательных программ Московского театра «Школа драматического искусства» Е.Т.Розанова, скульптор Кирилл Протопопов. Тема встречи называлась: «Жизнь и подвиг Императора Николая II».

Основным докладчиком на встрече выступил П.В.Мультатули, автор многих исследований о жизни и царствовании Императора Николая II. В своём выступлении он подчеркнул, что значение личности последнего Государя и изучение опыта его царствования и методов управления страной с каждым годом становятся всё более важными, даже судьбоносными для нашей страны. Не случайно образ святого Царя вызывает страх и ненависть у тех, кто является сторонником тоталитарной системы, в которой человек всего лишь легко заменимый «винтик». Жизнь и деятельность Николая II красноречиво доказывает, что можно проводить самые масштабные, самые грандиозные реформы и преобразования, без Соловков, “чрезвычаек” и Гулагов, без гибели миллионов людей.

Главная историческая заслуга Николая II перед Россией заключается в его политике народосбережения, а не народоуничтожения, как это делали Ленин, Троцкий и Сталин. За 20 довоенных лет население империи выросло на 55 млн. человек. При этом именно при Николае II были запрограммированы, начаты или осуществлены все «великие стройки» коммунизма, которыми так кичились большевики: электрификация всей страны, БАМ, освоение Дальнего Востока, строительства крупнейших железных дорог, большей частью которых мы пользуемся до сих пор, строительства крупнейших на тот период ГЭС, основание незамерзающего порта за Полярным кругом. При Николае II сырую нефть вывозить заграницу было запрещено, а вырученные средства от продажи керосина и масел шли на развитие отечественной промышленности. Именно при Николае Втором появились детские сады, приюты, родильные дома, ночлежки для бездомных, начата борьба с безграмотностью, дан ход начальному образованию. И еще о поэтому без преувеличения можно сказать, что, несмотря на большевистский геноцид 20-30-х годов, именно русская православная цивилизация, её успехи, достигнутые в царствование Императора Николая II, смогла победить в Великой Отечественной войне, восстановить страну после неё, да и весь запал более поздней советской эпохи держался на успехах царской России.

Сегодня всё больше растёт число тех, кто видит в Императоре Николае II образец православно-государственного служения, который так необходим нам сегодня, когда разные силы пытаются увезти нас в болото большевизма, сталинизма, либерализма или крайнего национализма.

Касаясь темы так называемого отречения Николая II от престола, Мультатули отметил: 1) Отречения от престола Государя не было. Оно даже не было предусмотрено законодательством Российской империи. И даже если бы подпись Императора была поставлена под известным текстом, она была бы юридически ничтожной. 2) Документ, который известен, как «Начальнику штаба» — фальшивка. В связи с этим Мультатули привёл множество доказательств; 3) Независимо от этой подделки, Император Николай II, отошёл от власти, подражая Христу в Гефсимании («впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Историк выразил уверенность, что анализ совокупности исторических источников приводит к безусловному выводу, что события так называемого «отречения» стали логическим завершением того упорного противостояния, какое вёл Император Николай II с внешними транснациональными силами и внутренней политической оппозицией, ставившими своей целью его свержение с престола.

В ходе короткого выступления директор РИСИ Л.П.Решетников выразил убеждение, что 2 марта 1917 года в Пскове не Государь Николай Александрович отрёкся от престола, а большая часть России отвернулась от Царя. Николай II лишь склонился перед Волей Божьей, в точности как это сделал пророк Самуил, когда народ больше не захотел видеть его судьёй: «И сказал Господь пророку Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7-18). Государь Николай II является бессмертным примером христианского политика, человека и семьянина, примером бескорыстной, жертвенной любви к России, её народу, её истории.

Завершая свое выступление П.В.Мультатули привел слова выдающегося соратника Столыпина по крестьянской реформе Н.А.Павлова, которое даёт нам силы и уверенность в грядущей победе Добра: «Из тьмы настоящего и эпохи падения общества и народа, образ Государя Николая II будет всё более и более возвышаться и просветляться, становясь примером чести, воли, труда и тихой благости. Входя в историю с путеводным именем Государя, Ему последуют все те, кто, наконец, решится победить воцарившееся чудовищное зло».

После выступления состоялось дружеское чаепитие в трапезной храма.