Парижское соглашение – международный договор, принятый 12 декабря 2015 года по итогам XXI конференции Рамочной конвенции ООН об изменении климата, прошедшей в Париже. Участники соглашения обязуются не допускать до 2100 года повышения средней температуры более чем на два градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой. Документ является долгосрочной стратегией, направленной на постепенную декарбонизацию глобальной экономики, внедрение новых методов управления и технологий производства. Реализация этих целей предполагает коренную перестройку мирового хозяйства, что требует тщательной аналитической проработки необходимых экономических преобразований, учета возможных структурных дисбалансов и рисков.

Вместе с тем, возросшая частота катастрофических погодных явлений, таких как наводнения в Индии, ураганы в США, засухи в континентальной части Евразии, ускорение таяния вечной мерзлоты в Арктике, которые значительная часть ученых и экспертов связывают с климатическими изменениями, вынуждает искать оперативные решения возникающих проблем. Это обусловливает необходимость усиления координации на региональном и международном уровнях для предупреждения и борьбы с последствиями этих бедствий.

В работе состоявшегося в РИСИ круглого стола принимали участие представители академических и экспертных кругов, непосредственно занимающиеся проблематикой климатических изменений и адаптации к их последствиям. Тон мероприятию задали доклады директора Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Г.В Сафонова «Долгосрочные последствия реализации Парижского соглашения для России и мира» и генерального директора Центра экологических инвестиций М.А. Юлкина «Глобальная декарбонизация: вызовы и возможности для России». В своих докладах они отмечали, что мир, реализуя поставленные в Парижском соглашении цели, постепенно переходит на низкоуглеродные технологии. Основой глобальной декарбонизации, по их мнению, должна стать трансформация мировой энергетики, постепенный отказ от углеводородов и переход на возобновляемые источники. При этом было отмечено, что декарбонизация экономики не приведет к её деиндустриализации. По мнению экспертов, у России есть значительный потенциал по переходу на новый вектор, однако этому процессу уделяется недостаточно внимания. В результате наша страна может значительно отстать от ключевых экономик мира.

В продолжение этой темы заместитель председателя-руководитель отделения «Мировой океан и Арктика» СОПС ВАВТ Минэкономразвития России С.А. Липина отметила, что в мировой экономике среди задач, которые определяют особенности стратегического управления, связующим звеном становятся в настоящее время экологические инновации. Они не только закладывают основы для глубоких системных преобразований с целью перехода к декарбонизированной экономике, но и оказываются более эффективными в плане ускорения выхода из кризисов, создания рабочих мест и большого числа различных высокотехнологичных производств.

По мнению члена совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при СФ ФС России В.В. Жукова, в России в основе климатически нейтральной экономики должны быть наилучшие доступные технологии (НДТ). Эксперт подчеркнул необходимость совершенствования законодательных механизмов для создания экономических стимулов использования вторичных ресурсов, что позволит сократить углеродный след экономики. В частности, это создание условий целевого использования средств, поступающих в качестве платы за негативное воздействие.

Очень конкретным было выступление заместителя директора ФГБУН «Институт физики атмосферы им. А.М. Обухова» РАН В.А. Семёнова. Эксперт отметил, что, несмотря на то, что наука о климате во многом политизирована, она точна и основана на достоверных данных о природных явлениях. В его докладе были представлены основные тенденции и особенности климатических изменений на территории нашей страны, а также дан во многом неутешительный прогноз для человечества о том, что потепление в обозримой перспективе продолжится.

Заведующая лабораторией геоэкологии и устойчивого развития кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО Н.Е. Рязанова, преподаватель кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО Е.А. Близнецкая, а также доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества ИГСУ РАНХиГС В.П. Коваль рассказали о международно-политических процессах, связанных с ратификацией и имплементацией Парижского соглашения. Ими отмечены определенные трудности по формированию согласованной международной позиции по вопросам финансирования совместных проектов, связанных с адаптацией к климатическим изменениям, единой методикой подсчёта мер по смягчению, а также прозрачности используемых странами механизмов и процедур.

Конкретные механизмы, технологии и проекты по адаптации экономики к климатическим изменениям были представлены в сообщениях эксперта центра «Проектный офис развития Арктики», доцента РАНХиГС А.М. Воротникова, исполнительного директора «Antema consulting» С.Ф. Гасановой, начальника международного отдела ТП «Технологии экологического развития» В.И. Шарова и ведущего научного сотрудника РИСИ Д.Н. Лыжина. В частности, была отмечена важность государственно-частного партнерства в финансировании проектов по декарбонизации экономики.

Завершая работу круглого стола, руководитель ЦСЭИ РИСИ В.Д. Миловидов подчеркнул сложность и дискуссионность поднятых тем. Это обусловливает сохранение проблематики климатических изменений и реализации связанных с ними международно-правовых вопросов в фокусе внимания РИСИ. По его мнению, важно найти баланс в развитии мировой экономики для того, чтобы стремление к декорбанизации не стало ограничением для одних стран и неоправданным преимуществом для других.