Образовательная сфера. В условиях текущей «демографической ямы», падения числа абитуриентов в каждой из стран приграничья, высокой степени коммерциализации образования (которая для Украины несколько выше), привлечение платежеспособных студентов сопредельной территории представляется важнейшей частью стратегии выживания для многих образовательных учреждений Юга России и Востока Украины (Ростовская и Воронежская области России, Донецкая и Луганская области Украины). Болонский процесс (унификация уровней, процесса получения и оценки образования), а также действие двустороннего российско-украинского Соглашения о взаимном признании документов о высшем профессиональном образовании выступают нормативно-правовой базой интеграции образовательных услуг и привлекательности международного образования приграничных регионов.  

Однако при этом образование можно отнести к конкурентной отрасли (конкуренция за платежеспособного клиента), где пока еще недостаточно отчетливо проявляется приграничное сотрудничество, причем исключительно важным является размер регионального ВУЗа, которые заинтересованы в образовательном сотрудничестве.

Так, по оценкам руководителей крупнейших ВУЗов Ростовской области, в филиалах высших образовательных учреждений, расположенных в приграничных с Украиной городах (Таганрог, Гуково, Новошахтинск, Донецк, Миллерово) граждане Украины составляют около 35-40 %.

По числу обучающихся иностранных студентов всех государств мира Ростовская область является лидером Южного федерального округа (ЮФО), однако, их количество составляет лишь проценты от общего числа студентов. Так, в 2009/2010 академическом году в ЮФО обучалось 7508 иностранных студентов, из них 35 %  обучалось в Ростовской области (всего 2622 студента). Однако, Украина пока не выступает лидером обучения по числу иностранных студентов, так, например, в 2011/2012 академическом году в крупнейшем ВУЗе Ростовской области – Южном федеральном университете –  из числа иностранных студентов (819 человек) украинские граждане составляли всего 6,8 % (56 человек) [1, с.23-24], что в масштабах ЮФО – тысячные доли процента.  Таким образом, потенциал образования в российско-украинском приграничье используется крайне слабо.

Российское образование для граждан приграничья Украины, как, впрочем, и украинское – для российских граждан, может быть достаточно привлекательным при учете ряда социально-исторических и культурно-психологических условий его получения:

  1. Высокий уровень и качество образования; последующее обучение в аспирантуре и докторантуре, получение работы и постоянного проживания в России.
  2. Общая языковая, культурно-исторческая и образовательная среда, минимальная временная адаптация, комфортность проживания и обучения, территориальная близость, наличие родственных связей.
  3. Позитивный личный опыт родителей, окончивших российские ВУЗы в советский период, доверяющих российскому образованию, его перспективности для детей. 
  4. Коммерческая привлекательность российского образования в сравнении с зарубежным.

Исследования автора (интервью, обсуждения проблемы с руководителями учреждений образования Ростова) свидетельствуют, что в подавляющем большинстве руководители российских образовательных учреждений российского приграничья не ориентируются на граждан Украины как потенциальных студентов и не рассматривают ресурс украинского приграничья в качестве значимого резерва роста числа абитуриентов. В силу данной стратегии они не считают целесообразным трату ресурсов в целях продвижения образовательных услуг на украинский рынок, поскольку затраты на подобные мероприятия высоки, результат – мало прогнозируем, и коллеги по украинским ВУЗАм не приветствуют подобных действий. 

Для определенного числа российских студентов – граждан приграничья России и даже всей страны  –  украинское образование является привлекательным, поскольку:

  1. Качество образования сохраняется на высоком уровне в силу надлежащего уровня подготовки профессорско-преподавательского состава. 
  2. Низка стоимость обучения, по некоторым специальностям – в 2,0 – 4,0 раза относительно российского уровня. Общий уровень цен на потребительные товары и услуги на Украине ниже российского, поэтому и расходы на получение образования более приемлемы по отношению к средним доходам россиян, даже с учетом удаленного проживания.
  3. Студенты строят ступенчатую систему образования: степень бакалавра получают на Украине, а магистра – в России.
  4. В отличие от России, где в престижных ВУЗах (например, ЮФО) растет конкурс на коммерческие специальности, на Украине при коммерческих условиях образования конкурс практическое отсутствует. Причем, прием студентов организован не по результатам российского ЕГЭ, а по процедуре повторного ЕГЭ в принимающем ВУЗе Украины. Вероятно, соискатели успешно сдают экзамены. 
  5. По многим техническим и медицинским специальностям, например, ветеринария, украинское образование обладает высоким качеством и оснащенностью образовательного процесса, руководители российских предприятий рассчитывают на найм украинских сотрудников.

Руководители крупных университетов Украины из приграничных регионов, в отличие от российских коллег, напротив, заинтересованы в росте числа иностранных студентов, для них подготовлены специальные разделы на русском языке на официальных сайтах украинских университетов. В крупнейшем ВУЗе Донецка – Донецком национальном университете – извещается об обучении студентов на русском языке, что, при прочих равных критериях, может быть оказаться определяющим для выбора места обучения российских граждан, которые не владеют украинским языком [2].

Вместе с тем, для крупных национальных ВУЗов приграничья иностранные студенты (включая российских либо украинских граждан, соответственно) также не играют сколь-нибудь заметной роли: в Восточноукраинском университете им. В. Даля иностранные студенты в целом составляли  0,4 % от общего числа студентов в наборе 2012 г. [3].

Научное сотрудничество.Российско-украинское научное приграничное сотрудничество развивается либо в структурах высших учебных заведений и их учебных подразделений, либо – между региональными подразделениями академических структур АН России и Украины. Число последних в регионах приграничья – единицы. 

В настоящее время известно о Соглашении о сотрудничестве Донецкого научного центра, Национальной Академии наук Украины и Южного научного центра Российской Академии наук (ЮНЦ РАН). «По словам Александра Фоменко  [Заместитель Главы Донецкой областной Администрации, руководитель Донецкого регионального отделения Секретариата «Донбасс»], «такое сотрудничество имеет огромный потенциал для дальнейшей подготовки и осуществления конкретных совместных проектов» [4].

Луганская областная Администрация в Информации «Об итогах выполнения Плана работы Еврорегиона «Донбасс» на 2012 год» сообщает о культурно-образовательных мероприятиях. «Остается актуальным вопрос о создании «научного совета» Еврорегиона «Донбасс». Специалисты трех областей отработали этот вопрос, и наиболее оптимальным представляется подписание договора о сотрудничестве между Донецким научным центром Национальной Академии Наук Украины (в состав, которого входит Луганский областной координационный научный совет под руководством А.Л. Голубенко – ректора Восточноукраинского национального университета имени В.Даля) и Южным научным центром Российской Академии Наук Российской Федерации, предметом которого должно быть проведение научной экспертизы проектов, программ, концепций в рамках Еврорегиона «Донбасс» и решение задач, требующих научных подходов. Поэтому данный вопрос включен в проект Плана работы Еврорегиона «Донбасс» на 2013-2014 годы» [5].

Однако и в 2012 году активно функционировала рабочая группа Луганской областной Администрации, которая готовила материалы по инновационным проектам высших научных заведений и научных организаций области для выполнения согласно плану сотрудничества Еврорегиона «Донбасс», предлагала создание научно-образовательного кластера  и научного Совета Еврорегиона «Донбасс»; вела подготовку Договора о научном сотрудничестве между  Донецким научным центром НАН Украины и Южным научным центром РАН Российской Федерации.

Именно Рабочей группе Луганской Обладминистрации было поручено подготовить договор между Донецким научным центром НАН Украины и Южным научным центром РАН Российской Федерации [6].

Таким образом, научное сотрудничества российско-украинского приграничья заметно активизировалось при учреждении Еврорегиона «Донбасс», в рамках которого выполняются научные и образовательные мероприятия. Следует упомянуть важное решение для практики научного обеспечения решений деятельности Еврорегиона «Донбасс» – заключение Договора на его научное сопровождение с Южным научным центром Российской Академии Наук Российской Федерации (ЮНЦ РАН). Однако реструктуризация институтов АН РАН, включая ее региональные отделения, летом сего года может существенно осложнить выполнение намеченного плана, с одной стороны. С другой, следует использовать более современные методы сетевого и иного взаимодействия, включая расширение научно-образовательных связей (диверсификация традиционного научного общения путем более широкого вовлечения в него региональных учебных и научных институтов всех приграничных областей, утверждение в ВУЗах тематики курсовых, дипломных и диссертационных исследований по проблематике российско-украинского приграничья). В целях эффективного использования потенциала экспертного сообщества приграничных регионов следует еще раз обсудить и согласовать принципы и формы научного сопровождения функционирования Еврорегиона «Донбасс», что, безусловно, обеспечит более высокую обоснованность реализуемых решений.

Таким образом, по результатам исследования научно-образовательного направления российско-украинского приграничного сотрудничества можно сделать следующие выводы:

  1. В приграничном образовательном (высшее образование) и научно-исследовательском сотрудничестве формируются процессы, качественно не отличающиеся от ситуации в других сферах приграничного взаимодействия.  В образовании, в отличие от бизнеса, они основаны на более тесных и разнообразных социальных, экономических, психологических, исторических корнях и общей истории, что потенциально расширяет потенциал сотрудничества, снижает его конкурентную составляющую.
  2.  Пока трансграничное образовательное взаимодействие по привлечению студентов не играет заметной роли в их текущем наборе как иностранных студентов (российских и украинских) для крупных региональных ВУЗов. Тем не менее, лидирующие образовательные учреждения российско-украинского приграничья имеют партнерские отношения с украинскими ВУЗами, развиваются двусторонние межвузовские партнерские связи и проекты (взаимные визиты, поездки, общие научные проекты), которые включены в планы по реализации официальных Соглашений. Например, Южный федеральный университет (ЮФУ) из 18 партнерских учебных и научных организаций Украины 3 Договора подписал с крупнейшими приграничными ВУЗами: Донецким Национальным университетом (г. Донецк), Донецким Национальным техническим университетом (г. Донецк), Восточноукраинским Национальным университетом им. В.Даля (г. Луганск) [7]. 

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) сотрудничает с двумя крупнейшими для Востока Украины ВУЗами: Донецкий Национальный университет (г.Донецк) и Донецкий институт туристического бизнеса (г.Донецк), что составляет треть украинских партнеров (2 из 6 украинских партнерских ВУЗов) [8].    

  1. В приграничных регионах существуют два полюса потенциального стратегического взаимодействия в виде сфер 1) определенного роста конкуренции и 2) расширения сотрудничества. К первому относится высшее профессиональное коммерческое образование в условиях существующей «демографической ямы» для обоих государств, второе – научные связи, преимущественно, в экологии и охране водных ресурсов, существовавшие длительное время, но в период официального учреждения Еврорегиона «Донбасс» получившие официальное внимание и нормативное оформление в виде готовящихся Договоров о сотрудничестве. 

Приграничье дает возможность украинской стороне (в значительно большей степени – филиалам в приграничных муниципалитетах, чем их материнским ВУЗам) сохранять объем образовательного бизнеса крупных городов – приграничных муниципалитетов – за счет приема студентов из сопредельных (приграничных) регионов России и, особенно, их близлежащих муниципалитетов. Так, «по данным Луганской облгосадминистрации, в учебных заведениях Луганщины учится 976 студентов – россиян,  600 из них – из Ростовской области» [9].    

Тем не менее, стратегической значимости привлечения иностранных студентов из регионов приграничья для организаций высшего профессионального образования пока не наблюдается. В среднесрочной перспективе конкуренция за абитуриентов в приграничье будет вестись на национальной территории из стран, и лишь в среднесрочной перспективе, что маловероятно, расширится по приграничья.  

  1. Следует поддержать мнение руководителей Луганской области, которые считают, что научное сопровождение и вклад ученых обеих стран в развитие Еврорегиона  «Донбасс» в перспективе может заключаться «в создании трансграничных научно-производственных кластеров. Это гибкие формы организации бизнеса, способные повысить конкурентоспособность предприятий и территорий, определить долгосрочную стратегию развития производств.

На сегодняшний день наиболее перспективным для Еврорегиона «Донбасс» является образование кластеров в сфере транспортного машиностроения, медицины и АПК» [10]. Однако практическая реализация данного предложения представляется проблемной в настоящее время. 

  1. В качестве базовой рекомендации настоящего исследования следует принять то, что исключительно важно всемерно содействовать расширению научно-образовательных связей российско-украинского приграничного сотрудничества, которые должны стимулировать и инициировать тематику совместных научных исследований, проектов и программ.  

Еще более стратегически важным представляется то, что в эпоху сетевых инструментов решения значимых научных и практических задач исключительно важно проводить мониторинг и предотвращать попытки расширения зоны монополизации в области научного приграничного взаимодействия, замыкая их на единицы «уполномоченных» региональных организаций. Напротив, для решения проблем приграничья важно использовать более широкое вовлечение в сотрудничество всех заинтересованных региональных научных и образовательных институтов приграничных регионов, используя принципы конкуренции и состязательности именно между временными творческими научными группами.

  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рассчитано автором по: Рогова Т.М. Экспорт образовательных услуг российских ВУЗов: барьеры  и перспективы. Дисс. …канд. эк. наук, Ростов-на-Дону. 31 С.
  2. Иностранному абитуриенту
  3. Рассчитано по: Динамика развития Восточноукраинского Национального университета имени Владимира Даля
  4. Краткая информационная справка о научно-техническом сотрудничестве ЮНЦ РАН с НАН и другими научно-исследовательскими и образовательными учреждениями Украины в 2010 году (на 23.11.2010)
  5. Информация «Об итогах выполнения  Плана работы Еврорегиона «Донбасс» на 2012 год»
  6. Итоги функционирования рабочих групп по сферам деятельности Еврорегиона «Донбасс» подвели в облгосадминистрации.  5 июля 2013
  7. Южный федеральный университет. Международное сотрудничество. Вузы-партнеры. Украина
  8. Зарубежные партнеры Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
  9. Саламатина О. Еврорегион «Донбасс»: сотрудничество или экспансия
  10. Еврорегион «Донбасс»: новые горизонты. Интервью председателя Луганской облгосадминистрации, депутата областного совета В.Пристюка  17 мая 2013