В Москве в преддверии 65-летия Победы вспомнили историю и выяснили, что победа советского народа в Великой Отечественной не для всех безусловна. Интерпретаций прошлого оказалось много, и одной конференции, на которой побывал наш корреспондент Василий Кучушев, может не хватить, чтобы обсудить больные темы.
Великую Отечественную развязал Сталин, фашизм победили не наши войска, а морозы, предатели превратились в героев. И даже на детском рисунке, посвященном юбилею Победы, американская винтовка М-16 вместо нашего ППШ. Этот рисунок украинского школьника стал символом конференции не случайно. Наши ближайшие соседи, как говорят в Институте стратегических исследований, переписывают историю войны радикально.
Конференции предшествовала большая научно-исследовательская работа, во время которой сотрудники института посетили уроки истории в нескольких школах стран бывшего СССР. Больше всего исследователей поразило то, как события Великой Отечественной интерпретируют на Украине. Во многих украинских и прибалтийских учебниках история войны переписана с точностью до наоборот. В лучшем случае в победе над фашизмом России отведена второстепенная роль, в худшем – советские войска называют оккупантами. Заглянули исследователи и в школьные сочинения.
Леонид Решетников, директор Института стратегических исследований: «Половина написала, что Бандера герой, что москалей надо бить – раз тогда били, продолжать и сейчас. Вторая половина написала, что Бандера преступник, что русские – наши друзья».
Бороться с фальсификацией истории в ущерб России президент Дмитрий Медведев призвал еще в прошлом году. И вот первые результаты: в Москву на конференцию, посвященную истории Великой Отечественной, приехали и зарубежные специалисты, в том числе и украинские. Вопросы, которые им предстоит обсудить, самые что ни на есть стратегические, ведь от того, какой материал вкладывают в неокрепшие умы в сегодняшних школах, зависит судьба поколений.
Наталья Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы: «Очень правильно сейчас не только уравновешивать мифы и инсинуации серьезными трудами или даже информационными продуктами – очень привлекательными, но на достоверных источниках. Очень важно смотреть, как преподается история в школе».
Отдельное внимание участники конференции уделили формированию правильного отношения российской молодежи к подвигам дедов и прадедов. Исследователи просили школьников написать сочинения на эту тему и остались довольны результатом. Обычно содержание детских работ держится в секрете, но в этот раз с позволения автора сделано исключение. 9-классницу Алину Сабирову из Среднеуральска даже пригласили в Москву как живой пример успешного преподавания истории Великой Отечественной войны.
Алина Сабирова, школьница: «Здесь, стоя перед вами, я очень хотела бы пообещать вам, что я буду интересовать историей Великой Отечественной войны. Но если откровенно, я не могу этого так сразу сделать. В этом году я заканчиваю школу и собираюсь поступать в Екатеринбурге в Уральский государственный университет».
12.04.2010
Поделиться
Фальсификации или интерпретации?
Фальсификации или интерпретации?
В Москве в преддверии 65-летия Победы вспомнили историю и выяснили, что победа советского народа в Великой Отечественной не для всех безусловна. Интерпретаций прошлого оказалось много, и одной конференции, на которой побывал наш корреспондент Василий Кучушев, может не хватить, чтобы обсудить больные темы.
Великую Отечественную развязал Сталин, фашизм победили не наши войска, а морозы, предатели превратились в героев. И даже на детском рисунке, посвященном юбилею Победы, американская винтовка М-16 вместо нашего ППШ. Этот рисунок украинского школьника стал символом конференции не случайно. Наши ближайшие соседи, как говорят в Институте стратегических исследований, переписывают историю войны радикально.
Конференции предшествовала большая научно-исследовательская работа, во время которой сотрудники института посетили уроки истории в нескольких школах стран бывшего СССР. Больше всего исследователей поразило то, как события Великой Отечественной интерпретируют на Украине. Во многих украинских и прибалтийских учебниках история войны переписана с точностью до наоборот. В лучшем случае в победе над фашизмом России отведена второстепенная роль, в худшем – советские войска называют оккупантами. Заглянули исследователи и в школьные сочинения.
Леонид Решетников, директор Института стратегических исследований: «Половина написала, что Бандера герой, что москалей надо бить – раз тогда били, продолжать и сейчас. Вторая половина написала, что Бандера преступник, что русские – наши друзья».
Бороться с фальсификацией истории в ущерб России президент Дмитрий Медведев призвал еще в прошлом году. И вот первые результаты: в Москву на конференцию, посвященную истории Великой Отечественной, приехали и зарубежные специалисты, в том числе и украинские. Вопросы, которые им предстоит обсудить, самые что ни на есть стратегические, ведь от того, какой материал вкладывают в неокрепшие умы в сегодняшних школах, зависит судьба поколений.
Наталья Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы: «Очень правильно сейчас не только уравновешивать мифы и инсинуации серьезными трудами или даже информационными продуктами – очень привлекательными, но на достоверных источниках. Очень важно смотреть, как преподается история в школе».
Отдельное внимание участники конференции уделили формированию правильного отношения российской молодежи к подвигам дедов и прадедов. Исследователи просили школьников написать сочинения на эту тему и остались довольны результатом. Обычно содержание детских работ держится в секрете, но в этот раз с позволения автора сделано исключение. 9-классницу Алину Сабирову из Среднеуральска даже пригласили в Москву как живой пример успешного преподавания истории Великой Отечественной войны.
Алина Сабирова, школьница: «Здесь, стоя перед вами, я очень хотела бы пообещать вам, что я буду интересовать историей Великой Отечественной войны. Но если откровенно, я не могу этого так сразу сделать. В этом году я заканчиваю школу и собираюсь поступать в Екатеринбурге в Уральский государственный университет».