Международная конференция 'Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации'
8-9 апреля в Российском институте стратегических исследований прошла международная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации», приуроченная к 65-летию Победы.
Генеральным партнером конференции выступила холдинговая компания «ЭЛЕКТРОЗАВОД». Мероприятие проводится при поддержке Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и при участии Фонда исторической перспективы.
Открыл заседание заместитель председателя Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России И. И. Сирош, отметивший актуальность и своевременность конференции, необходимость целенаправленной поддержки образования, фундаментальной исторической науки с целью укрепления гражданского самосознания российской молодежи.
В рамках работы первой сессии – «Общие проблемы воспитания молодежи на примере Великой Отечественной и Второй мировой войн» – были заслушаны доклады известных отечественных и зарубежных ученых: д.и.н. Н. А. Нарочницкой (Фонд исторической перспективы), д.и.н. Т. С. Гузенковой (РИСИ), д.и.н. член-корреспондента РАО О.В. Гукаленко (Приднестровье), В.Я. Бабенко (Уфимский филиал МГГУ им. Шолохова), профессора Т. Митева (Болгария), профессора М. Павловича (Сербия), профессора К. Финк (США), профессора Л. Е. Криштаповича (Беларусь). Большой интерес вызвали выступления политиков стран ближнего зарубежья: депутата Верховной Рады Украины Ю. А. Болдырева, сопредседателя Армяно-российской межпарламентской комиссии А. В. Сафаряна.
На второй сессии – «Вторая мировая война в учебниках истории стран ЕС» – в докладах профессора Э. Вишневского (Лодзинский университет), профессора А.Л. Вассоевича (Санкт-Петербургский универсистет), доктора Й. Бекмана (Университет Хельсинки), профессора Ж.-П. Ариньона (Университет г. Аррас), доцента А. Колонтари (Университет г. Капошвара) были представлены национальные концепции Второй мировой войны. В.едущий научный сотрудник РИСИ А.Б. Едемский раскрыл проблемы создания общеевропейского учебника по истории Европы и отражения в нем Второй мировой войны.
Третье заседание было посвящено особенностям представления Великой Отечественной войны в странах СНГ. В обсуждении приняли участие ученые из Белоруссии (В.С. Кошелев), Украины (В.А. Пироженко, О.Г. Саган), Татарстана (М.М. Гибатдинов), Армении (А. Назарян), Приднестровья (И.М. Благодатских). С докладами, посвященными анализу региональной специфики рассказа о войне, выступили Т.В. Котюкова (среднеазиатские учебники истории), В.В. Симиндей (прибалтийская учебная литература), И.С. Шишкин (страны СНГ). Участники конференции привели примеры фальсификации истории Второй мировой войны в отечественных учебниках.
Центральное место в работе конференции занял доклад Т.С. Гузенковой «Своя война»: Великая Отечественная война в учебниках истории и в восприятии школьников России, Белоруссии, Украины и Приднестровья». Были представлены результаты исследований, проведенных сотрудниками РИСИ на основе анализа учебной литературы, более тысячи тестов, сочинений и рисунков школьников, которые выявили особенности различных этноцентричных концепций Великой Отечественной войны. Исследование представлений школьников о войне в форме социологических опросов и рисунков получило продолжение в докладе с.н.с. Института этнологии и антропологии РАН И.А. Снежковой.
Доклады зарубежных исследователей продемонстрировали разнообразие подходов при формировании национальных картин Второй мировой войны. В школьных учебниках Болгарии в целом представлен традиционно позитивный образ СССР во Второй мировой войне.
Толерантное отношение части французского общества к деятельности Сталина в 1941–1945 гг. оказывает влияние на освещение Великой Отечественной войны в ряде учебников этой страны. В то же время в школьной литературе Франции присутствует и диаметрально противоположная версия с карикатурным образом Советского Союза. Не отрицая роль советской армии в освобождении Европы, в учебниках акцентируется внимание на том, что цена победы была непомерно велика.
Американские учебники освещают преимущественно военные действия в Атлантике и Тихом океане, а событиям на восточном фронте уделяется мало внимания. Поликультурализм и установка на отсутствие патриотических идей в учебниках стран бывшей Югославии приводит к полной дезориентации школьников, не способных ответить на вопросы об участниках, победителях и побежденных во Второй мировой войне.
Не до конца достоверную информацию о войне получают и польские школьники, которых учат тому, что война явилась столкновением «коричневого» и «красного» тоталитарных режимов, во время нападения СССР на Польшу советские солдаты убивали военнослужащих и мирное население, а количество депортированных поляков колеблется от одного до полутора миллионов человек. Авторов польских учебников интересуют не столько источники победы Советского Союза, сколько ошибки, допущенные Гитлером.
Специфическая роль Венгрии в годы Второй мировой войны определила особенности изложения этой темы в национальных учебниках. В рассказе о войне нет элементов патриотизма, но большое внимание уделяется психологическим аспектам: насилию, жестокости, зверствам нацистов, с одной стороны, и примерам сохранения человечности в тяжелейших условиях, – с другой. Таким образом, опыт войны активно используются для гуманистического воспитания школьников. Необходимо также отметить эмоциональный аспект повествования: при освещении итогов войны в венгерских учебниках радость освобождения преобладает над ощущением вины.
Участникам конференции удалось детально рассмотреть процесс трансформации советской модели изложения истории Великой Отечественной войны в странах СНГ. Ближе всего к традиционной схеме остаются Белоруссия и Армения, наиболее радикальные изменения выявлены в странах Балтии.
В ходе дискуссии были подняты острые проблемы исторического образования и патриотического воспитания современной молодежи. Самой актуальной задачей в настоящее время стала необходимость разработки идеологически выверенной концепции Великой Отечественной войны. Выступавшие призвали к отбору исторических фактов, в соответствии с общепризнанными системообразующими идеями. Наиболее ярким примером отсутствия единого образа войны в сознании молодежи является Украина, где отмечено антагонистическое сосуществование принципиально различных представлений. Участники конференции подняли вопрос о необходимости широкого обсуждения общепризнанных в настоящее время дат начала и окончания Второй мировой войны. Проблема определения даты начала войны (аншлюс Австрии в 1936 г, нападение Японии на Китай в 1937 г., Мюнхенский договор 1938 г., нападение Германии на Польшу в 1939 г.) приобретает особую актуальность при установлении меры ответственности государств за развязывание войны.
Основным итогом работы конференции стал вывод о том, что учебники, являясь особой формой научной литературы, призваны не разъединять, а объединять народы. Единая концепция Великой Отечественной войны должна быть основана на сотрудничестве науки и образования и введении в научный оборот секретных исторических документов. Разделение понятий «Государство» и «Отечество» будет способствовать разрешению многих спорных вопросов, позволит найти оптимальные подходы к изложению истории войны в школьных учебниках. Однако кроме этих теоретических задач необходимо также решить проблему унификации учебной литературы и пересмотра программы с целью увеличения количества часов, выделенных на изучение темы Великой Отечественной войны.
09.04.2010
Поделиться
Международная конференция 'Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации'
8-9 апреля в Российском институте стратегических исследований прошла международная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации», приуроченная к 65-летию Победы.
Генеральным партнером конференции выступила холдинговая компания «ЭЛЕКТРОЗАВОД». Мероприятие проводится при поддержке Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и при участии Фонда исторической перспективы.
Открыл заседание заместитель председателя Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России И. И. Сирош, отметивший актуальность и своевременность конференции, необходимость целенаправленной поддержки образования, фундаментальной исторической науки с целью укрепления гражданского самосознания российской молодежи.
В рамках работы первой сессии – «Общие проблемы воспитания молодежи на примере Великой Отечественной и Второй мировой войн» – были заслушаны доклады известных отечественных и зарубежных ученых: д.и.н. Н. А. Нарочницкой (Фонд исторической перспективы), д.и.н. Т. С. Гузенковой (РИСИ), д.и.н. член-корреспондента РАО О.В. Гукаленко (Приднестровье), В.Я. Бабенко (Уфимский филиал МГГУ им. Шолохова), профессора Т. Митева (Болгария), профессора М. Павловича (Сербия), профессора К. Финк (США), профессора Л. Е. Криштаповича (Беларусь). Большой интерес вызвали выступления политиков стран ближнего зарубежья: депутата Верховной Рады Украины Ю. А. Болдырева, сопредседателя Армяно-российской межпарламентской комиссии А. В. Сафаряна.
На второй сессии – «Вторая мировая война в учебниках истории стран ЕС» – в докладах профессора Э. Вишневского (Лодзинский университет), профессора А.Л. Вассоевича (Санкт-Петербургский универсистет), доктора Й. Бекмана (Университет Хельсинки), профессора Ж.-П. Ариньона (Университет г. Аррас), доцента А. Колонтари (Университет г. Капошвара) были представлены национальные концепции Второй мировой войны. В.едущий научный сотрудник РИСИ А.Б. Едемский раскрыл проблемы создания общеевропейского учебника по истории Европы и отражения в нем Второй мировой войны.
Третье заседание было посвящено особенностям представления Великой Отечественной войны в странах СНГ. В обсуждении приняли участие ученые из Белоруссии (В.С. Кошелев), Украины (В.А. Пироженко, О.Г. Саган), Татарстана (М.М. Гибатдинов), Армении (А. Назарян), Приднестровья (И.М. Благодатских). С докладами, посвященными анализу региональной специфики рассказа о войне, выступили Т.В. Котюкова (среднеазиатские учебники истории), В.В. Симиндей (прибалтийская учебная литература), И.С. Шишкин (страны СНГ). Участники конференции привели примеры фальсификации истории Второй мировой войны в отечественных учебниках.
Центральное место в работе конференции занял доклад Т.С. Гузенковой «Своя война»: Великая Отечественная война в учебниках истории и в восприятии школьников России, Белоруссии, Украины и Приднестровья». Были представлены результаты исследований, проведенных сотрудниками РИСИ на основе анализа учебной литературы, более тысячи тестов, сочинений и рисунков школьников, которые выявили особенности различных этноцентричных концепций Великой Отечественной войны. Исследование представлений школьников о войне в форме социологических опросов и рисунков получило продолжение в докладе с.н.с. Института этнологии и антропологии РАН И.А. Снежковой.
Доклады зарубежных исследователей продемонстрировали разнообразие подходов при формировании национальных картин Второй мировой войны. В школьных учебниках Болгарии в целом представлен традиционно позитивный образ СССР во Второй мировой войне.
Толерантное отношение части французского общества к деятельности Сталина в 1941–1945 гг. оказывает влияние на освещение Великой Отечественной войны в ряде учебников этой страны. В то же время в школьной литературе Франции присутствует и диаметрально противоположная версия с карикатурным образом Советского Союза. Не отрицая роль советской армии в освобождении Европы, в учебниках акцентируется внимание на том, что цена победы была непомерно велика.
Американские учебники освещают преимущественно военные действия в Атлантике и Тихом океане, а событиям на восточном фронте уделяется мало внимания. Поликультурализм и установка на отсутствие патриотических идей в учебниках стран бывшей Югославии приводит к полной дезориентации школьников, не способных ответить на вопросы об участниках, победителях и побежденных во Второй мировой войне.
Не до конца достоверную информацию о войне получают и польские школьники, которых учат тому, что война явилась столкновением «коричневого» и «красного» тоталитарных режимов, во время нападения СССР на Польшу советские солдаты убивали военнослужащих и мирное население, а количество депортированных поляков колеблется от одного до полутора миллионов человек. Авторов польских учебников интересуют не столько источники победы Советского Союза, сколько ошибки, допущенные Гитлером.
Специфическая роль Венгрии в годы Второй мировой войны определила особенности изложения этой темы в национальных учебниках. В рассказе о войне нет элементов патриотизма, но большое внимание уделяется психологическим аспектам: насилию, жестокости, зверствам нацистов, с одной стороны, и примерам сохранения человечности в тяжелейших условиях, – с другой. Таким образом, опыт войны активно используются для гуманистического воспитания школьников. Необходимо также отметить эмоциональный аспект повествования: при освещении итогов войны в венгерских учебниках радость освобождения преобладает над ощущением вины.
Участникам конференции удалось детально рассмотреть процесс трансформации советской модели изложения истории Великой Отечественной войны в странах СНГ. Ближе всего к традиционной схеме остаются Белоруссия и Армения, наиболее радикальные изменения выявлены в странах Балтии.
В ходе дискуссии были подняты острые проблемы исторического образования и патриотического воспитания современной молодежи. Самой актуальной задачей в настоящее время стала необходимость разработки идеологически выверенной концепции Великой Отечественной войны. Выступавшие призвали к отбору исторических фактов, в соответствии с общепризнанными системообразующими идеями. Наиболее ярким примером отсутствия единого образа войны в сознании молодежи является Украина, где отмечено антагонистическое сосуществование принципиально различных представлений. Участники конференции подняли вопрос о необходимости широкого обсуждения общепризнанных в настоящее время дат начала и окончания Второй мировой войны. Проблема определения даты начала войны (аншлюс Австрии в 1936 г, нападение Японии на Китай в 1937 г., Мюнхенский договор 1938 г., нападение Германии на Польшу в 1939 г.) приобретает особую актуальность при установлении меры ответственности государств за развязывание войны.
Основным итогом работы конференции стал вывод о том, что учебники, являясь особой формой научной литературы, призваны не разъединять, а объединять народы. Единая концепция Великой Отечественной войны должна быть основана на сотрудничестве науки и образования и введении в научный оборот секретных исторических документов. Разделение понятий «Государство» и «Отечество» будет способствовать разрешению многих спорных вопросов, позволит найти оптимальные подходы к изложению истории войны в школьных учебниках. Однако кроме этих теоретических задач необходимо также решить проблему унификации учебной литературы и пересмотра программы с целью увеличения количества часов, выделенных на изучение темы Великой Отечественной войны.