В интервью «RussiaToday», «Эхо Москвы» и «Говорит Москвы» Сергей Лавров заявил: «Я считаю, было неправильным в начале 2000 годов, что была прекращена практика, которая существовала после распада Советского Союза, согласно которой любой гражданин Советского Союза автоматически мог стать гражданином Российской Федерации. Она тоже была несовершенной, потому что этот развал происходил стихийно, и многие были утеряны базы данных. Некоторые люди до сих пор говорят «я всё правильно сделал, но учетов нет». Просто у него истек срок действия паспорта, ему надо новый поменять, а учеты утеряны, когда был хаос 90-х. Но тогда было, если я правильно помню, заведено, что если ты гражданин Советского Союза и проживаешь на территории Российской Федерации (РСФСР тогда еще), ты автоматически паспорт меняешь и всё прочее. А если ты гражданин СССР, но жил в другой союзной республике, там нужно было предпринимать какие-то бюрократические действия: заявления писать; не то, что доказывать, что ты свой, но уже сложнее было. Но и эта процедура где-то в начале 2000-х была приостановлена. Мне кажется, это было неправильно сделано. И президент, по-моему, в одном из своих выступлений, сразу после избрания на нынешний срок, сказал, что надо максимально облегчить процедуру получения гражданства всем, кто был гражданином Советского Союза или является потомком подданных Российской империи».

Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева объяснила, о каких конкретно изменениях в законодательстве о предоставлении гражданства соотечественникам шла речь в интервью с Лавровым.

«Сергей Викторович Лавров ратует за упрощенный порядок предоставления российского гражданства, который действовал по закону о гражданстве 1991 года. Тот закон вплоть до конца 2000 года сохранял регистрационный порядок оформления гражданства России всем, кто остался с советским паспортом. До 1 июля 2002 года могли получить российское гражданство в порядке регистрации те, кто родился в России либо имеет супругов или родителей (дедов) – граждан России. При этом не требовали отказа от имеющегося иного гражданства, наличие прописки на территории России. С 1 июля 2002 года действует новый, федеральный закон о гражданстве. В нем до 1 июля 2012 года действовала норма об упрощенном порядке получения российского гражданства всем гражданам бывшего СССР, кто переехал в Россию на ПМЖ из бывших союзных республик. Сейчас для соотечественников есть два варианта упрощенной процедуры: по Государственной программе содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, или как «носителям русского языка». В обоих случаях есть свои ограничения. Высказывание Министра, по-моему, отражает чаяния наших соотечественников. Облегчение пути к гражданству России для соотечественников, проживающих за рубежом, послужило бы интересам нашей страны», – рассказала Александра Докучаева.

«Материк» поинтересовался у экспертов, что стоит за словами министра и нужно ли вообще пересматривать отношение к соотечественникам, исходя из сложившейся внешнеполитической ситуации?

Игорь Белобородов,начальник сектора демографии, народонаселения и миграции Центра гуманитарных исследований РИСИ, считает что, если и возвращаться к практике, то нужно учесть многие критерии и контексты.

«Я очень уважительно отношусь к г-ну Лаврову и в целом к качеству нашей дипломатии, но в данном случае я не могу согласиться с тем, что (формальный признак) граждане бывшего СССР, как это раньше было, автоматически могут быть гражданами принципиально другого государства, построенного на других началах. Вопрос, какие граждане, в каком количестве? Это же всё вещи достаточно судьбоносные. То ли мы говорим о радикальных исламистах из Таджикистана, или наркоторговцах, а этого «добра» там хватает, то ли мы говорим о возвращении соотечественников, которые являются беженцами из горячих точек. Мы игнорируем полностью семейный, ментальный, этнический контексты при таком подходе. Совершенно очевидно, что русский человек, или татарин, или башкир, проживавший на пространстве СНГ, возвращающийся в Россию имеет принципиально другие шансы для интеграции нежели, скажем, уроженец из Узбекистана из кишлачной местности, который русский язык толком-то не учил, потому что там он давно перестал преподаваться. Здесь надо быть очень аккуратными», – сказал эксперт.

Андрей Суздальцев замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ считает, что министр поставил очень важный вопрос, и за его заявлением должны последовать реальны изменения

«Это совершенно правильное заявление, потому что представление о том, что ситуация с нашей российской диаспорой, находящейся на территории стран СНГ стабилизирована, и она не подвергается какой-то серьезной дискриминации, в расчёте, что в перспективе соотечественники спокойно интегрируются и от этого будет только улучшено взаимоотношение России с этими странами, оказалось несколько наивным. Во-первых, это фактор Прибалтики и Туркменистана где российская диаспора оказалась среди заложников, во-вторых, это ситуация после 2004 г., связанная с Оранжевой революцией, в-третьих, Грузия – 2006 год, 2007–2008 год – когда была потеря сил русскоязычного населения в южных республиках. Эти примеры показывают, что мы сами себе сделали проблемы. Естественно, нынешняя катастрофа, связанная с украинским кризисом, показала, что надо возвращать предыдущую практику выдачи паспортов нашим соотечественникам, которые возвращаются с этих территорий и хотят получить российское гражданство. За заявлением Лаврова почти гарантированно последуют какие-то меры. Конечно, руководитель такого высокого ранга как министр иностранных дел не будет просто так выносить темы для обсуждения, наверно эта тема была согласована с соответствующими ведомствами, в том числе ФМС, – считает эксперт.

Александра Докучаева не согласна, что слова главы МИД стоит расценивать как руководство к действию.

«Не думаю, что в ближайшее время будут сделаны какие-либо поправки в закон о гражданстве по упрощению процедуры приобретения гражданства соотечественниками. Если на исполнение прямого поручения Президента В.Путина об облегчении приема в гражданство «носителей русского языка», которое он сделал в обращении к Федеральному Собранию в декабре 2012 года, ушло почти два года, чего можно ожидать «скоро»?. Тем более, что прием в гражданство «носителей русского языка» только начался. Он обставлен такими бюрократическими процедурами, что преодолеть их очень непросто. Я уже слышала ответы от чиновников, ответственных за этот процесс: «надо отработать механизм, накопить опыт реализации, прежде чем что-либо изменять». Так что в ближайшее время ничего не изменится. Да и никаких новых законодательных инициатив в этом направлении не внесено», – считает заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ.

Сейчас у России есть договор с Таджикистаном и соглашение с Туркменией о двойном гражданстве. Будучи депутатом ГД РФ директор Института стран СНГ Константин Затулин неоднократно высказывал инициативу о том, чтобы предоставлять гражданство России соотечественникам без отказа от гражданства страны пребывания, фактически без переезда в Россию (данной практикой активно пользуются Венгрия и Румыния на той же Украине). Сегодня, когда на территорию России прибыли около миллиона беженцев с Донбасса, по сути, наших соотечественников, многие из них вынуждены стоять в унизительных многомесячных очередях за российским паспортом. В данной ситуации вопрос двойного гражданства как никогда актуализируется.

Игорь Белобородов объяснил мотивы договоренностей России с среднеазиатскими государствами.

«Таджикистан и Туркмения это те страны, где проживает меньше всего соотечественников. Договора о двойном гражданстве с ними – вопрос исключительно политического консенсуса. Такие республики как Таджикистан заинтересованы в том, чтобы значительная масса молодёжи, имеющей некий протестный потенциал, находилась за границей. Они заинтересованы и в том, чтобы поток денежных переводов не иссякал – это фактор экономической стабильности республик. К сожалению, выходцы из той страны сажают многих здесь на героиновую иглу, с другой стороны, те же выходцы, работающие здесь легально и нелегально, сажают свою стану на финансовую иглу от переводов. Возможно вопрос ещё в области обороны, когда наши военные базы стали предметом договора. Что с Туркменией, не могу понять, потому что они не были заинтересованы в такой миграции, соотечественников там крайне мало, они, конечно, есть, но их мало и закон явно направлен не на них. Вообще выехать из Туркмении не так просто, поэтому это не те целевые группы, на которые может распространяться институт двойного гражданства», – рассказал Белобородов.

Эксперт считает, что Россия ведет совершенно нелогичную практику двойного гражданства.

«Мы начали не с того конца, абсолютно. Двойное гражданство было бы понятно в отношении Украины, Казахстана, условно Молдавии, частично Прибалтики, так как поток там тоже во многом иссяк. Если говорить о численном потенциале, то это, безусловно, Украина, Казахстан и Белоруссия – вот, пожалуй, эти три столпа, – считает эксперт РИСИ.

Однако, представитель законодательной власти Сергей Иванов – зам. председателя комитета Госдумы по конституциональному законодательному и государственному строительству резко негативно оценил подобные инициативы.

«Вопрос – а для чего это делать? Какая польза России, если у нас, допустим, на территории Канады, США или ещё где-то будет проживать большое количество людей, имеющих второй паспорт? Кстати, это надо увязывать и с национальным законодательством, где-то это возможно, а где-то это невозможно. По большому счёту, мы недавно принимали Закон об упрощённом порядке предоставления гражданства носителям русского языка. Т.е. достаточно просто-напросто поговорить, и всё, пожалуйста, вот тебе в упрощённом порядке, без всяких пятилетних ожиданий, в течение двух месяцев выдаётся российский паспорт. Но я не вижу большой пользы в том, что человек, получивший российский паспорт, будет жить где-то в другом месте. Институт двойного гражданства это очень спорная вещь. Поэтому по нашему закону мы так и не определились, кто у нас гражданин, который имеет двойное гражданство. С одной стороны, это только тот, у кого с Россией есть договора (это у нас две страны в СНГ), а с другой – мы не признаём двойное гражданство человека, у которого есть российский паспорт, если у нас с ними договоров таких нет – мы его рассматриваем только как российского гражданина. Ну ладно, выдали им всем российские паспорта, чего дальше? Они налоги платят в российскую казну? – Не платят. Они нам помогают? – Никак не помогают. Единственно, что у них есть документ, который душу греет – «Вот, я российский гражданин, вы должны нас защищать»… Только, если каждый раз вмешиваться, когда он что-то натворил?» – заявил депутат.

Андрей Суздальцев напомнил, когда выдача российских паспортов соотечественникам принесла реальную пользу.

«Напомню, когда большая часть Абхазии была оккупирована Грузией, большая часть беженцев оказалась со старыми советскими паспортами, которые Россия, как преемник Советского Союза, обязана менять на российские. Когда грузинские власти выпускали абхазцев, они выдирали страницы с пропиской из паспортов. Мы российские паспорта им выдали, что вызвало международное недовольство. Эксперты на это говорили: « кто мешал открыть представительства Грузии в Абхазии, Южной Осетии и выдавать грузинские паспорта?» – это поставило их в тупик. Какие претензии к России? Ведь люди не могли ни работать, ни пенсии получать, ни выехать куда-то – ничего, их просто бросили на улице. С другой стороны, граждане Молдавии в Приднестровье, желающие получить румынский паспорт при всеобщей румынской раздаче паспортов, не могут этого сделать – и это в Европе никого не волнует. Наша практика постепенной раздачи паспортов в Приднестровье оказалась совершенно правильной. Прежде всего это позволяет детям из ПМР учиться в лучших вузах России», – отметил эксперт.

В завершение приведём слова известного правозащитника Валерия Юшина, в течении 15 лет возглавлявшего Русскую общину Таджикистана, соучредителя Всемирного Русского Собора, многие годы посвятившего борьбе за права соотечественников.

«Мы не покидали свою страну – это страна покинула нас. И чтобы мы восстановили наше единство с нашей страной, страна – Россия – должна к нам вернуться. Идея двойного, идея второго гражданства, идея российского гражданства для российских этнических соотечественников, проживающих вне России – это один из важнейших вопросов. Кровавые тяжелые события на Украине говорят о том, что времени мало, и нужно заниматься проблемой гражданства, восстановлением прав соотечественников в той или иной форме с различным вариациями и в различных странах – в Прибалтике, на Украине, в Казахстане, в Закавказье – этим надо заниматься немедленно». (интервью с Валерием Юшиным читайте в ближайших материалах «Материка»)