По сути, надгосударственным органом ЕАЭС в настоящее время является Евразийская экономическая комиссия.  Там очень грамотные эксперты, но орган этот глубоко технократический. Он создает возможность для нормотворчества очень узким кругом лиц. Они не советуются ни с населением, ни с парламентариями. Их не контролирует никто, кроме глав государств.

«Естественно, отсутствие подотчетности отдаляет деятельность Евразийской экономической комиссии от народа. И отсюда трудности, которые возникают с формированием ЕАЭС. Поскольку для населения непонятно, чем занимаются эти люди, какие решения принимают, – прокомментировал он. — В условиях идеологической войны эта закрытость используется против нас, для того, чтобы распространить слухи, что ЕАЭС направлен на то, чтобы ущемить интересы стран участниц».

По мнению Аджара Куртова, оптимальным вариантом было бы создание парламента по тем же принципам, по которым существует Европарламент. «Парламентарии там выбираются непосредственно населением. Внутри Европарламента существуют фракции, которые объединяются по политической направленности. Когда парламентарии выбираются напрямую населением — это максимально демократично и укрепляет политические связи на низовом уровне. Потому что политические партии при таком варианте будут вынуждены искать союзников в станах-партнерах.

Возможны альянсы, например, КПРФ России с партиями близкой направленности в других странах. Но именно этого и не хотят наши соседи. В результате, интеграция в рамках ЕАЭС ущербна», — уверен он.

Он также напоминает, что эта инициатива не первый раз исходит от России. Еще несколько лет назад с ней выступал руководитель нашей Государственной Думы. Предполагалось, что надгосударственный орган будет организован по принципу парламента. Парламент предполагает, что его деятельность смогут контролировать законодательные структуры стран членов и сами избиратели.  Тогда эта инициатива была воспринята в штыки, прежде всего, Казахстаном. В Мажилисе, нижней палате парламента Казахстана, эту идею раскритиковали за попытку политизации экономических отношений, в духе обвинений в попытке воссоздания СССР.

«На самом деле это была надуманная причина. Между тем, существует миф, что именно президент Казахстана, Нурсултан Назарбаев был инициатором создания экономического союза, что он выступал в с этой идеей в 1994 году. Но его план принципиально отличается то того что реализуется сейчас. Тогда он предлагал, в том числе, и политическую интеграцию, а сейчас Казахстан активно возражает против любого политического сближения. В том числе и против создания парламентских учреждений», — отмечает эксперт.

В настоящее время наиболее вероятным форматом существования надгосударственного органа ЕАЭС является аналог того, что существует в виде ассамблеи в союзном государстве России и Белоруссии, где представительство формируется из депутатов Государственной Думы и парламента Белоруссии.

Функции будут аналогичны функциям парламентской ассамблеи СНГ. Это органы, которые принимают некие модельные нормативные акты. Модельные законы, прежде всего, были нужны, чтобы унифицировать наши законодательства, чтобы был создан некий образец, на который бы равнялись все члены Союза.

Нина Вострова