Эксперт РИСИ остановился на нерешенных проблемах в отношениях между Москвой и Вашингтоном в области контроля над вооружениями, где по вине Вашингтона возник глубокий застой. В частности, он отметил, что до сих пор не урегулированы такие проблемы как сохраняющееся размещение американского тактического ядерного оружия на европейском континенте и в азиатской части Турции, необходимость распространения соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море на атомные подводные лодки-ракетоносцы и ударные подводные лодки, бесконтрольное развертывание ракет-перехватчиков противоракетных систем у границ других государств, возможность вывода ударных вооружений в космическое пространство. Кроме того, американская сторона и ее партнеры по НАТО вот уже более одиннадцати лет проводят операцию «Балтийское воздушное патрулирование» в воздушном пространстве Латвии, Литвы и Эстонии, используя при этом самолеты двойного назначения, способные нести как обычные, так и тактические ядерные вооружения. Государства-члены НАТО отказываются вести даже простые консультации по новому ДОВСЕ, на которых не вырабатываются международные соглашения, а происходит только обмен мнениями.

По предположению В.П.Козина, независимо от того, представитель какой политической партии придет к власти в США по итогам президентских выборов в ноябре 2016 года, Вашингтон будет по-прежнему уклоняться от решения многих вопросов в области контроля над вооружениями с российской стороной. Но это обстоятельство, тем не менее, не должно ослаблять усилий Российской Федерации, направленных на вовлечение новой администрации Соединенных Штатов в предметный диалог по широкому кругу проблем в области контроля над вооружениями и на достижение в ходе соответствующих переговоров конструктивных договоренностей на основе принципа равенства и равной, неделимой безопасности в интересах всех государств, как считает руководитель Группы советников директора РИСИ.

В соответствии с форматом телепередачи «Право голоса» в ней, как известно, принимают участие не только специалисты, поддерживающие точку зрения России по тем или иным международным вопросам, но и группа экспертов, которые демонстрируют либо откровенно прозападную точку зрения или, в лучшем случае, либеральные взгляды на последующее развитие российско-американских отношений. Такой формат обмена мнениями представляется правильным, поскольку позволяет телезрителям сравнивать различные точки зрения этих двух групп и оценивать силу их аргументов и контраргументов. Разумеется, подобная схема ведения дискуссии возражений не вызывает и должна быть сохранена.

Что же касается конкретной передачи, вышедшей в эфир 7 сентября, то следует заметить два обстоятельства, связанные с изложением позиции «либеральной» группы экспертов (если сказать весьма мягко).

Во-первых, она явно попыталась завести развернувшуюся дискуссию в тупик, предложив рассматривать вопросы, не относящиеся к заявленной ключевой теме дебатов, а также проявила элементарное незнание фактической стороны дела применительно, например, к проблеме бесконтрольного развертывания глобальной системы ПРО США, их подходов к вопросу об ограничении избыточных обычных вооружений в Европе и о полном выводе американского тактического ядерного потенциала с европейского континента и азиатской части Турции. Один из выступавших в названной группе до сих пор не знает, что негативное отношение России к внедрению американской глобальной системы ПРО является национальной позицией Москвы, а не частной точкой зрения многих российских экспертов. Эту группу даже не смущают откровенные выпады Хиллари Клинтон в адрес нашей страны и ее руководства, открыто высказанные в ходе предвыборной кампании.

Второй ключевой особенностью дискуссионной линии, проводившейся названной группой, стал ее призыв нормализовать российско-американские отношения «любой ценой» – даже за счет значительных уступок с нашей стороны.

Такая позиция представляется весьма странной: то ли «либеральные» эксперты не владеют ситуацией и не знают существа поднятых вопросов, то ли предлагают рецепт заведомо ущербного подхода для российской стороны в условиях, когда Вашингтон свернул практически все, что можно было свернуть в отношениях с Москвой (за исключением ряда ограниченных проектов), незаконно ввел торгово-экономические и иные санкции за то, что Россия никогда не совершала, а также основательно нарастил комбинированный потенциал средств «передового базирования» у российских рубежей. Но нам предлагают закрыть глаза на такие провокационные выпады США и НАТО в целом! Странная позиция. Очень странная.