Главный вопрос переговоров – проведение выборов в ДНР и ЛНР. Россия пошла на огромную уступку: фактически дала согласие на отмену выборов, уже назначенных на 18 октября и 1 ноября. Прежде они были объявлены вследствие открытого отказа Киева от реализации всех тех мер, которые должны были привести к проведению этих выборов одновременно со всей Украиной и по украинским законам. Но теперь Порошенко, чтобы не смущать европейских коллег, согласился вновь сделать вид, что хочет выполнить эти соглашения. И несмотря на то, что совсем недавно он чётко заявил о недопустимости продления срока действия «Минска-2», он всё же дал согласие на перенос их исполнения на следующий год. Теоретически это необходимо, чтобы подготовить выборы в республиках согласно с украинскими законами, и тогда наиболее вероятной датой оказывается 21 февраля. Но это лишь в теории.

Надо отметить, что народные республики продемонстрировали максимально конструктивный настрой – они готовы к переносу выборов. Однако отмашки на это пока не дано. Киев должен сделать реальные шаги по выполнению минского «Комплекса мер», в первую очередь по амнистии и по настоящему закреплению особого статуса Донбасса в Конституции. Недовольное согласие на это Порошенко – кажется, главное, что могут записать себе в плюс Меркель и Олланд.

Всё это выглядит как попытка реанимации безнадёжно затухающего процесса. Собственно, нет никакого ответа на вопрос: почему Киев вдруг начнёт выполнять минские соглашения? Устранена ли причина, по которой он их упорно не выполнял прежде? Ясно, что нет. Главное, что Украина по-прежнему отказывается идти на прямые переговоры («консультации») с ЛНР и ДНР, а без этого и выполнение обязательств по «Минску» просто невозможно.

Уже целый год как Россия с партнёрами по Нормандскому формату пытается протолкнуть «минский процесс», то есть, по сути, впихнуть Донбасс назад в Украину на определённых условиях. Но Киев упорно этому сопротивляется – ему это просто не надо. У нынешней Украины идеальные «националистические» границы – без русского Крыма и «антиукраинского» Донбасса, причём без его территориально меньшей части. Такое положение позволяет сделать русскоязычную часть страны безнадёжно уступающей по своему электоральному весу, а пророссийские настроения объявлять антигосударственными, предательскими, и на том основании жёстко их подавлять. Прежний политический маятник между востоком и западом страны ликвидирован однозначной победой западной части, и восток, как побеждённый, лишён своего голоса и каких-либо надежд на удовлетворение своих культурных и политических потребностей. Призрак большой Новороссии растаял, а автономистское движение всего Юго-Востока съёжилось до отчаянного сопротивления маленьких приграничных «народных республик», жизнь в которых никогда не сможет стать привлекательным образцом для других частей Украины. При этом Украина громогласно заявляет, что ведёт войну с Россией за всю западную цивилизацию! Зачем это менять? Зачем Киеву принимать обратно ожесточённо ненавидящее его население, восстанавливать разрушенную им же самим землю? Украина превратилась в воюющую крепость, а в неё хотят ввести троянского коня, причём ещё и заставить считаться с его враждебными обитателями, принять их как своих, ввести в свой парламент! Нет, в Киеве нет желающих исполнять весь этот план.

Официальная Украина вынуждена играть в дурачка, заявляя о своей приверженности минским соглашениям, чтобы не подставлять европейских партнёров. Когда весь проект будет окончательно остановлен, это будет означать довольно болезненный провал Берлина и Парижа. А ведь у них надо ещё денег просить.

Однако у Киева есть поддержка в лице США – они тоже не заинтересованы в умиротворении Украины. На вопрос «где в нормандском формате США?» ответ очевиден: США представлены Порошенко. Именно это позволяет президенту Украины так нехотя соглашаться с нажимом европейских коллег, а потом вновь ничего не выполнять. Для Киева главное – максимально затягивать время, а что там дальше будет – будущее покажет. Украинские власти сейчас живут двумесячными стратегиями. Пока в Европе надеются на выполнения минских соглашений, Киев имеет шансы на выклянчивание новых денег.

Но реального компромисса нет и не будет. Так, уже после парижских переговоров председатель Луганской (украинской) военно-гражданской администрации Георгий Тука предложил обустроить на Донбассе «полноценную границу с жесточайшим контролем». А сам Порошенко 4 октября заявил, что передача границы с Россией под контроль Украины должна состояться «перед принятием изменений в конституцию», что очередной раз переворачивает ту последовательность, которая прописана в минских соглашениях. То есть фактически Киев вновь отказался от их выполнения сразу же после завершения парижской встречи. В военное время трудно играть в поддавки.