Максим Крамаренко, руководитель ИАЦ «Институт Евразийской политики», г. Кокшетау

Согласно официальным источникам, Петр Порошенко посетит Казахстан с целью обсудить наиболее актуальные вопросы двусторонних отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество. Как сообщает казахстанская пресс-служба, ожидается, что Нурсултан Назарбаев и Петр Порошенко обменяются мнениями по ключевым аспектам международной повестки дня, в том числе по ходу реализации минских договоренностей. Однако кроме официальной информации стоит обратить внимание на активизацию деятельности посольства Украины в Казахстане. 

Как известно, в конце сентября Посольство Украины направило ноту в адрес МИДа Казахстана, которая содержала в себе фактически требование изменить текст учебных пособий, содержащих в себе информацию о том, что Крым является российской территорией. Также в ноте предлагалось руководству Казахстана запретить вещание на территории РК российских телеканалов, обосновывая это тем, что часть казахстанцев «заражена российской пропагандой».

Такие выпады украинского посольства против России наталкивают на мысль о том, что современный киевский режим будет проводить в отношениях с Казахстаном линию, заданную ему Госдепом США, а именно: «торпедировать» развитие евразийской интеграции. Можно предположить, что Порошенко будет предлагать Назарбаеву «дружбу» против России. То есть за закрытыми дверями скорей всего пойдет речь о мифической русской угрозе, а также будут сделаны предложения, от которых президенту Казахстана будет трудно отказаться, допустим, выгодные инвестиционные проекты в украинскую экономику.

Как отреагирует на это Казахстан, пока трудно сказать. Так, на посольскую ноту Министерство образования и науки РК уже отреагировало, дав указание изменить в учебниках информацию, раздражающую украинский МИД.

Максим Лихачев, научный сотрудник Уральского информационно-аналитического центра РИСИ, Екатеринбург

Эта уже будет третья по счету встреча казахстанского лидера с украинским коллегой (после августа и декабря 2014 г.). На повестке будут стоять две ключевые темы – двусторонние контакты и мирный процесс на Донбассе.

Что касается собственно казахстанско-украинских отношений, едва ли оба государства являются или могут стать в перспективе значимыми друг для друга экономическими партнерами. Взаимный товарооборот продолжает неумолимо сокращаться: по официальным данным РК, за январь-июль 2015 г. он сократился на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., достигнув 1 млрд. дол, т.е. более чем двукратное падение с начала кризиса и гражданской войны. Да и в лучшие времена в 2012 г. доля Украины не превышала 4% от общего объема внешней торговли Казахстана (против 2,3% в нынешнем году).

Тем не менее, украинских партнеров может интересовать интенсификация сотрудничества в военно-технической сфере в условиях разрушения традиционных производственных цепочек с российским ВПК и в поставке минерального сырья.

По вопросам мирного урегулирования на Донбассе Киев, вероятно, заинтересован в поддержке Астаны как ключевого партнера России в рамках евразийской интеграции.

Заинтересованность казахстанской стороны в подобных контактах и переговорах носит, на мой взгляд, скорее, имиджевый, нежели прагматичный, влекущий практический результат характер. Сам Нурсултан Назарбаев неоднократно предлагал собственную площадку для мирного урегулирования украинской проблемы. Астана хотела бы, чтобы в резонансных сводках о переговорном процессе она звучала в качестве посредника-организатора. Такие инициативы в полной мере согласуются с рядом международных имиджевых мероприятий, проводимых в Казахстане, и со смелыми предложениями лично Назарбаева, часть которых недавно была озвучена на полях Генеральной Ассамблеи.

При этом очевидно, что внешнеполитическая позиция Казахстана останется неизменной: внешний нейтралитет по украинскому вопросу и демонстративно беспристрастное и дружественное отношение к каждой стороне урегулирования при продолжающемся наращивании стратегического партнерства и добрососедства с Россией, ключевым партнером центральноазиатской республики. При всем уважении к Казахстану как важнейшему союзнику России и личному авторитету Нурсултана Абишевича Назарбаева нужно объективно оценивать ограниченные возможности казахстанской стороны в ее воздействии на позицию России по украинскому вопросу. Проблема Украины решается не в этом формате.

Я бы не стал ожидать каких-то громких заявлений со стороны лидеров двух стран по итогам встречи. Более того, думаю, риторику формально смягчить придется и Петру Порошенко, вынужденному в присутствии Назарбаева воздержаться от агрессивных высказывания в адрес Москвы.

По двустороннему сотрудничеству едва ли удастся достичь прорывных договоренностей. В области ВПК Украина не представляет интереса для Казахстана. К тому же едва ли такие контакты согласуются с интересами российско-казахстанских отношений. Поставки угля из Центральной Азии обсуждаются безрезультатно с декабря прошлого года: речь идет о незначительных даже для Украины объемах. К тому же, у экспертов вызывает сомнения пригодность такого сырья для украинских ТЭЦ. О поставках газа и нефти речи пока идти не может: у Казахстана для этого нет ни инфраструктуры (в обход России), ни необходимых объемов сырья.

По проблемам мирного урегулирования на Донбассе стороны обменяются взаимными заявлениями, во многом констатирующими принятые решения и актуальное положение и отражающими пожелания скорейшего разрешения кризиса.