Исследовательская служба при конгрессе США предлагает создать межправительственную верификационную комиссию по соблюдению первого в мире международного договора о сокращении ядерных вооружений — Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) от 1987 года. Чтобы простимулировать Россию к сотрудничеству, США могли бы активизировать разработки новых ракет или выйти из действующих соглашений, говорится в отчете службы о выполнении Россией Договора о РСМД, с которым ознакомились «Известия».

Последние неcколько лет США не раз обвиняли Россию в нарушении Договора о РСМД (Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty, INF Treaty), который был заключен в 1987 году Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом. Россия отвергала эти обвинения, и доказательств нарушения ею договора по-прежнему нет, констатируется в отчете Исследовательской службы при конгрессе США — CRS — от 13 октября 2015 года (fas.org/sgp/crs/nuke/R43832.pdf). Поэтому центр предлагает американским парламентариям инициировать создание комиссии о проверке исполнения сторонами Договора о РСМД — возможность создания такой комиссии предусматривается самим договором.

Одновременно США «могут начать разработки новых систем РСМД, разрешенных этим договором, чтобы побудить Россию выполнять договор и создать для США возможности для реализации будущих программ, если Россия в итоге разместит новые ракеты, и договорный режим рухнет». По мнению авторов доклада, Америка может также приостановить или выйти из соглашений по контролю за вооружениями.

Администрация президента США Барака Обамы впервые ознакомила американский конгресс со своими опасениями по поводу выполнения Россией договора о РСМД в конце 2011 года и начала выражать опасения во время переговоров с Россией в мае 2013-го. Россия опровергла то, что она проводила пуски крылатых ракет, нарушавших РСМД, и пожаловалась, в свою очередь, на то, что США не представили доказательств обвинений против нее. РФ также обвинила США в нарушении договора РСМД.

Автор отчета Эми Вульф напоминает, что в летом 2014  и 2015 годов Госдепартамент США публиковал отчеты, согласно которым «Россия нарушает обязательства по РСМД не владеть, не производить и не испытывать крылатые ракеты наземного базирования дальностью действия от 500 до 5,5 тыс. км, а также пусковыми установками для их запуска».

В российском Министерстве обороны и Минобороны США не смогли дать оперативных комментариев. В CRS заявляют, что занимаются изложением возможных вариантов в качестве ликбеза для парламентариев.

— Центр проводит исследования и анализ исключительно для конгресса США. Наши отчеты не продвигают позицию, точку зрения по предлагаемому курсу действий для конгресса — их задача исключительно помочь обучить членов конгресса по тем вопросам, по которым им, возможно, придется работать, или по потенциальным проблемным зонам. Поскольку мы работаем только для конгресса, то мы не можем отвечать на данные вопросы (о вероятностях тех или иных действий США. — «Известия»), — сказала «Известиям» руководитель службы коммуникаций CRS Эллис Брэчмен.

Эксперты, опрошенные «Известиями», полагают, что ни Америке, ни России не выгодно выходить из договора 1987 года и устраивать гонку ядерных вооружений.

— Нужно вспомнить условия, при которых этот договор заключался. Это было время, когда на СССР было направлено 108 «Першингов-2» и несколько сотен крылатых ракет высокой точности ракет в Европе в ответ на массированное развертывание наших комплексов «Пионер». «Першинги» представляли серьезную угрозу нашим центральным командным пунктам, некоторым объектам ядерной инфраструктуры, эти боезаряды были высокоточными по тому времени и заглубляющимися. Именно это заставило пойти СССР на нулевой вариант и согласиться на ликвидацию всех ракет средней и меньшей дальности. России пришлось из-за этой угрозы сократить в три раза больше боезарядов и в два раза больше ракет. Что означала бы денонсация договора РСМД со стороны США? В Европе появились бы новые ракеты — и баллистические, и крылатые, только еще более совершенные и точные, чем были в 1987 году. И угроза была бы несопоставимой даже с той, что была в то время, поскольку ракеты в Европе были бы значительно ближе к нашим границам. Мы могли бы ответить только ограниченным развертыванием своих систем из-за финансовых проблем. Вот почему для России денонсация договора РСМД представляется совершенно недопустимой, — говорит Владимир Дворкин, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, в 1993–2001 годах — начальник 4-го ЦНИИ Минобороны РФ, генерал-майор в отставке.

— В свою очередь, выход России из РСМД означает, что европейские союзники США и американские базы будут находиться под угрозой катастрофического ядерного удара. И никакой американский ядерный «зонтик» и ядерные силы сдерживания Великобритании и Франции не успокоили бы Европу. Поэтому и для США все это недопустимо, — рассуждает Дворкин. — Какие претензии существуют сейчас? Американцы считают, что наша крылатая ракета К-500 имеет дальность более 500 км, мы считаем, что наземные пусковые установки для американских комплексов SM-3, которые будут размещены в Польше и Румынии, идентичны по конструкции с теми, которые используются для запуска крылатых ракет типа «Томагавк». Хотя определенные изменения конструкции этих пусковых установок потребуются. В то же время такие спорные вопросы в спокойной обстановке вполне могли быть урегулированы в рамках согласительной комиссии, которая должна действовать в соответствии с бессрочным договором о РСМД 1987 года. Но на данном этапе мы находимся в состоянии конфронтации, контакты в этой сфере предельно ограничены. В этих условиях любые такие поводы используются с тем, чтобы сохранить конфронтацию и, может быть, даже усилить ее, возбудить никому не нужный ядерный психоз. То, что англичане согласились у себя разместить ядерные ракеты, и то, что в других странах НАТО они могут быть развернуты, так же как и наши угрозы выйти из договора, я бы рассматривал как взаимные предостережения о недопустимости денонсации договора.

Сергей Михайлов, старший научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований, согласен с тем, что пока что тема о выполнении договоров о ядерных вооружениях используется скорее как способ политического противостояния, чем реальный элемент гонки вооружений.

— Америка утверждает, что Россия разрабатывает крылатые ракеты наземного базирования, которые вступают в противоречие с договором. Американцы ссылаются на какие-то разведданные, которые никому не показывают. Претензии со стороны России более конкретные. Они заключаются в том, что американцы для испытания своей системы противоракетной обороны (ПРО) создали испытательную ракету для сбивания, при этом ракета-мишень представляет собой ракету средней и меньшей дальности. США не просто испытывают РСМД, но и еще проверяют на предмет того, как она будет преодолевать ПРО. Тренируются по полной программе. Со стороны США эти заявления о выходе из договора являются большим блефом. При Обаме, который пытается позиционировать себя в роли миротворца, США вряд ли будут выходить из РСМД, а иначе совсем уж станет смешно по поводу Нобелевской премии мира, полученной американским президентом. А если, не дай бог, на пост президента придет какой-нибудь «ястреб», жесткий политик, даже, к примеру, Хиллари Клинтон, то она может начать гонку вооружений. Тогда нельзя будет исключать того, что договор прекратит свое существование, — сказал Михайлов.

Россия и США действительно довольно давно угрожают другу выходом из Договора о РСМД. 15 февраля 2007 начальник Генштаба ВС России Юрий Балуевский заявил, что Россия может начать пересмотр всей договорно-правовой системы ядерного сдерживания в ответ на размещение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе. По его словам, Россия может в одностороннем порядке выйти из Договора о РСМД. На это же указывал глава администрации президента Сергей Иванов в 2014 году.

В июне 2015 года информагентство Associated Press сообщало, что администрация Обамы обдумывает ряд агрессивных шагов в ответ на возможные нарушения Россией договора о РСМД. Американские журналисты ссылались при этом на незасекреченную часть доклада, подготовленный сотрудниками генерала армии, председателя комитета начальников штабов США Мартина Демпси (сложил свои полномочия 25 сентября 2015). В сообщении агентства говорилось, что администрация рассматривает три варианта военного ответа на предполагаемые нарушения договора о ракетах российской стороной. В том числе развитие оборонительных средств, призванных остановить удар ракеты, а также применение «противодействующей силы» для превентивного удара по такой ракете.

— В принципиальном плане мы считаем абсолютно контрпродуктивным, вредным нагнетание милитаристской риторики, тем более что все наши партнеры в один голос заявляют, что они не хотят возвращения к временам холодной войны, — заявил глава МИД России Сергей Лавров в ответ на эту публикацию. — Мы будем готовы рассматривать конкретные свидетельства, которые дают американцам основания полагать, что мы что-то нарушили. В свою очередь, мы сформулировали наши достаточно конкретные вопросы к американской стороне, потому что считаем, что целый ряд действий, которые она предпринимает, в том числе прежде всего в контексте развертывания глобальной системы ПРО, прямо нарушают договор о ликвидации ракет средней и малой дальности … Каких-либо намерений ломать этот договор у нас нет.

8 декабря 1987 года между СССР и США в Вашингтоне был подписан договор, по условиям которого стороны согласились уничтожить ракеты средней (от 1 тыс. до 5,5 тыс. км) и меньшей (от 500 до 1 тыс. км) дальности. Договор по РСМД предусматривает не производить, не испытывать и не развертывать такие ракеты. Он вступил в силу 1 июня 1988 года. В соответствии с договором стороны в течение 3 лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5,5 тыс. км, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Это был первый в истории случай договоренности о реальном сокращении имевшихся вооружений. К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины — произведенные ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США — 846 комплексов.