Эксперты международной консалтинговой компании Deloitte задались вопросом, на какие новогодние расходы готовы пойти жители различных государств мира. Исследованием были охвачены 14 тыс. человек из 14 стран Европы, а также из ЮАР. Как выяснилось, больше других намерены урезать свои предстоящие расходы на подготовку к традиционным декабрьским и январским праздникам жители Греции и России. Что, по мнению аналитиков, довольно точно отражает глубину кризиса, с которой столкнулись эти страны.

Утешаться мы можем только тем, что грекам на Новый год придется затянуть пояса сильнее, чем россиянам. По данным Deloitte, в Элладе траты на Новый год и Рождество нынче упадут на 8,63%, до 402 евро (из расчета на семью). В России прогнозируется «сжимание» праздничного бюджета на 6,96% – до 217 евро (15,2 тыс. руб­лей по курсу ЦБ на 13 ноября).

Если же посмотреть на всю выборку, то средние траты европейцев на новогодние праздники уменьшатся на 0,28%, составив 513 евро на одну семью. Так что нынешний зимний праздник пройдет по всему континенту под знаком пусть небольшой, но экономии.

Быть более скромными в рождественских торжествах планируют, помимо россиян и греков, также жители Португалии (их траты сократятся на 5,55%) и Италии (на 3,08%). Зато французы, англичане, немцы и испанцы, по подсчетам Deloitte, на стыке 2015 и 2016 годов не прочь, как и в прошлые годы, раскошелиться, несколько увеличив свои расходы.

Лидер в этом «благополучном» списке – Великобритания. Средняя английская семья готовы выложить на подарки и прочие новогодние радости свыше 880 евро. На втором месте – Дания. Жители этой страны потратят 617 евро на семью, французы – 557 евро, немцы – 423.

Как отмечается в отчете компании, в 2014 году российские потребители планировали потратить на новогодние праздники 15,1 тыс. рублей, в 2013 году – 19,2 тыс. рублей. Снижение предстоящих расходов эксперты объясняют в первую очередь макроэкономическими факторами: с начала 2015 года инфляция в России составила 11,3%. По данным различных компаний, связанных с отечественным продовольственным рынком, под новый год ожидается заметное подорожание всех самых «ходовых» продуктов – вина, кондитерских изделий, фруктов. Причем не на доли процента, а по разным сегментам от 15 до 40%. В таких условиях нашим потребителям волей-неволей придется экономить, отмечают эксперты.

Старший научный сотрудник Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Николай Трошин в беседе с «НИ» заметил, что результаты опроса Deloitte красноречиво свидетельствуют о потребительских настроениях в разных странах, включая Россию.

По мнению г-на Трошина, то, что мы оказались в одной компании с Грецией, не должно вызывать никакого удивления. Там кризис, начавшийся в 2008–2009 годах, и не заканчивался, у нас же чуть больше года, как начался. «В условиях спада экономики происходит уменьшение расходов и, соответственно, рост сбережений населения», – отметил эксперт. Ясно, что в этих условиях потребители вынуждены сокращать «необязательные» траты, к которым в общем-то относятся и новогодние подарки – как бы не приятно было побаловать себя и своих близких под бой курантов.

Алексей Голяков