В ходе работы Восточного экономического форума министр по развитию Дальнего Востока Александр ГАЛУШКА презентовал проект Свободного порта Владивосток. По оптимистичным прогнозам чиновников, придание Владивостоку статуса свободного порта позитивно повлияет на качественное развитие всей портовой инфраструктуры Дальневосточного региона. «Впервые в новейшей истории России запускается такой механизм социально-экономического развития, как свободный порт. При этом и исторический опыт нашей страны – порто-франко во Владивостоке – был весьма успешным, и мировой опыт говорит об эффективности этого механизма», – говорит Александр Галушка.

Федеральный закон распростра­няется на 15 муниципальных образований Приморского края и все ключевые порты юга Дальнего Востока – от Зарубино до Находки. На этих территориях устанавливается облегченный визовый режим, современный и быст­рый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли, меры государственной поддержки предпринимателей в целях привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Также предполагается создать производства, ориентированные на выпуск конкурентоспособной на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона продукции, ускорения социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения Дальнего Востока.

В связи с принятием нового закона внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс и в отдельные законодательные акты. Корреспондирующие изменения вносятся в 24 законодательных акта, в их числе: Земельный и Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания, миграционное законодательство и другие нормативно-правовые акты.

В принятой редакции закона резидентам Свободного порта Владивосток будет предоставлена дополнительная защита. Управляющая компания Свободного порта получила право представлять и защищать интересы обратившихся к ней резидентов Свободного порта в суде, предъявлять иски по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, о защите прав и законных интересов неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидентов. «Это дает дополнительную защиту инвесторам. Управляющая компания будет не только сервисной структурой в форме «одного окна», сопровождающей от а до я все инвестиционные проекты, но и омбудсменом на судебных заседаниях», – подчеркивает Александр Галушка.

Также в законе сформированы соответствующие нормы, позволяющие создать так называемую зону Freeport в Свободном порту Владивосток. На портовом участке будет создан центр со свободной таможенной зоной, где можно будет хранить предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат и осуществлять их продажную подготовку, включая демонстрацию товаров потенциальным покупателям. Подобные центры пользуются широкой популярностью и реализованы во многих портах мира.

«Интерес иностранного бизнеса к Приморью несомненно растет. Умножаем это на создаваемые территории опережающего развития, на закон о Свободном порте Владивосток, на очень практичную государственную политику в азиатском направлении. Без преувеличения, именно на Дальнем Востоке сейчас такой настоящий ренессанс красивой российско-азиатской политики», – подтверждает генеральный директор «Фонда развития Дальнего Востока» Алексей ЧЕКУНОВ. «Поэтому Россия находит для себя удивительно интересные новые возможности взаимодействия со странами Азии и Ближнего Востока, что точно отразится на возможностях развития нашего Дальнего Востока. Мы в этом принимаем самое непосредственное участие и видим много позитива, интереса. Сейчас делается ставка на новые условия, территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, на новую экономическую свободу, на капитал крупных китайских инвесторов», – говорит он.

Среди общих для портов Дальнего Востока проблем можно прежде всего назвать недостаточную грузопропускную способность (в том числе из-за слабой пропускной способности железных дорог), нехватку припортовых коммуникаций и устаревание оборудования. «Как известно, развитие порта «в одиночку», то есть улучшение качества обслуживания, покупка и установка современного оборудования без строительства подъездных путей и закладки технологии работы железной дороги, без всего того, что называется «логистикой», не дает нужного эффекта. При этом формат, когда предлагается весь пакет (порт, причальные стенки с расположенным на них современным оборудованием, качественным персоналом, клиентскими договорами, железнодорожными путями и автомобильными дорогами), наиболее оптимален», – признает полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Виктор ИШАЕВ. Соответственно, снятие инфраструктурных ограничений и создание транспорт­ных коммуникаций для устойчивого социально-экономического развития и обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности страны – один из важнейших стратегических приоритетов развития Дальнего Востока.

Основные конкурентные преимущества Дальнего Востока – выгодное экономико-географическое положение (в том числе кратчайшие транспортные коммуникации), протяженная внешняя граница, базовая портовая инфраструктура. «К сожалению, состояние транспортного комплекса Дальнего Востока является сдерживающим фактором для развития округа. Несмотря на то что Дальний Восток занимает значительную часть территории Российской Федерации, транспортная сеть здесь развита слабо. Например, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет всего 13,8% от эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 000 кв. км в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране», – говорит Виктор Ишаев.

Базовыми транспортными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали. Основная нагрузка в экспортных и транзитных перевозках приходится на Транссиб, пропускная способность которого достигает 100 млн т в год. Пропускная способность БАМа – 12,5 млн т в год, но ее резервы отсутствуют на протяжении более 200 км пути. Порты Дальневосточного федерального округа обеспечивают более 17% грузооборота всех морских портов страны. Модернизация портовых мощностей и строительство современных терминалов, соответствующих международным стандартам, позволят увеличить не только грузооборот, но и транзитные перевозки.

«Перспективы развития портовой инфраструктуры не соответствуют масштабным планам развития промышленного экспорта с территорий опережающего развития. Для обеспечения транспортировки товаров, произведенных на территориях опережающего развития, на внешние рынки необходимо, чтобы расширение портовых мощностей Дальнего Востока было гармонизировано с планами размещения новых производств в восточных регионах страны. Для этого целесообразно предусмотреть объединение прилегающего к развиваемой территории портового хозяйства и производственных мощностей в единую систему с тем, чтобы преимуществами подобной интеграции могли воспользоваться и транспортные предприятия», – считает старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Каролина КАРАТАЕВА. Включение портов в систему территорий опережающего развития позволит, по ее словам, решить сразу несколько проблем: создать конкурентные условия хозяйствования по сравнению с портами соседних государств, способствовать облегчению таможенных и пограничных процедур, связанных с движением грузов, снижению административных барьеров при согласовании строительства новых мощностей, а также получению гарантий на перспективные объемы грузопотока от государственных агентств, обеспечивающих развитие регионов Сибири и Дальнего Востока.

Георгий Дмитриев