По словам респондента, возможности Кыргызстана связаны с перспективами расширения присутствия кыргызстанских товаров и услуг на некоторых сегментах российского рынка, а угрозы заключаются в высокой вероятности реэкспорта турецких товаров через Кыргызстан в Россию.

«В этом случае республика рискует не только упустить возможности для развития собственного реального сектора экономики, но и закрепить модель экономического развития, основанную на реэкспорте товаров», – считает она.

Эксперт отметила, что Россия, безуловно, не будет требовать от своих партнеров по ЕАЭС введения аналогичных санкций в отношении турецких товаров, поскольку подобные решения должны приниматься исключительно на государственном уровне. От Кыргызстана, скорее всего, потребуется минимизировать вероятность реэкспорта турецких товаров через госграницу на территорию Евразийского союза.

Сельхозпродукция – необходимо повышать качество и увеличивать объемы 

Арина Мордвинова высказала мнение, что учитывая сложившуюся в экономике России ситуацию, вызванную введением санкций в отношении европейских, а теперь и турецких продуктов питания и сельскохозяйственных товаров, у государств Центральной Азии есть реальная возможность расширить свое присутствие на российском рынке сельхозпродукции и частично занять освободившуюся нишу.

«Безусловно, в данном отношении наибольшее преимущество получат государства-члены ЕАЭС, в частности, Кыргызстан. Основной задачей республики по данному направлению остается приведение качества продукции в соответствие с требованиями ЕАЭС. Обеим сторонам – российской и кыргызской – необходимо приложить все усилия для ускорения данного процесса. Кроме того, следует налаживать и расширять контакты с российскими оптовыми сетями, привыкшими работать с определенным перечнем поставщиков и зачастую в малой степени знакомых с продукцией государств Центральной Азии», – добавила она.

Текстильная отрасль Кыргызстана – проект «на вырост»

Еще одним потенциально конкурентным товаром Кыргызстана на рынке ЕАЭС аналитик назвала продукцию текстильной отрасли, подчеркнув при этом, что введение Россией антитурецких санкций будет во многом способствовать реализации данного преимущества.

«Однако нужно помнить, что кыргызстанские и турецкие текстильные товары объективно занимают разные ниши на российском рынке, поэтому для замены турецкой продукции Кыргызстану стоит уделить больше внимания не столько качеству своих товаров, сколько их дизайну и маркетингу. Реализация данных мер требует изменения подхода к ведению бизнеса у кыргызстанских предпринимателей. В краткосрочной перспективе это невозможно», – добавила она.

Туризм. А причем здесь Турция?

Обострение международной обстановки, нарастание внешних угроз, а также тяжелая экономическая ситуация спровоцировали перераспределение туристических потоков и развитие в России внутреннего туризма.

Тем не менее, считает Арина Мордвинова, российско-турецкий инцидент не способен дать существенный импульс развитию кыргызстанской туристической отрасли, поскольку целевой аудиторией турецких и египетских курортов были люди, предъявляющие высокие требования к качеству сервиса, климатическим условиям страны назначения, а также крайне чувствительные к ценовым колебаниям.

По мнению эксперта, на сегодняшний день туристическая отрасль Кыргызстана не соответствует данным требованиям, хотя и обладает значительным потенциалом для развития иных видов туризма.

«В этой связи, очевидно, что республика могла бы приложить определенные усилия для привлечения российских туристов. В первую очередь необходимо разработать стратегию развития отрасли, определить нишу региона на рынке туристических услуг и, следуя выбранному курсу, повысить осведомленность целевой аудитории о преимуществах данного туристического направления», – подытожила она.