«Следует помнить, что Китай был и остается традиционным рынком для российской вертолетной техники. И не только вертолетах, а вообще в поставках нашей авиатехники. Мы заинтересованы в Китае как рынке сбыта. Но следует учитывать, что китайцы в последнее время заинтересованы не сколько в приобретении, сколько в локализации производства интересующей их продукции. Это касается в том числе и линии военно-технического сотрудничества», — объясняет нам старший научный сотрудник Центра экономических исследований РИСИ Елена Семёнова.

Первый полет гражданский легкий вертолет Ми-34 совершил в 1986 году, он разрабатывался в качестве учебно-спортивного вертолета для замены устаревших Ми-1, Ми-2. Надо понимать, продолжает эксперт, что в КНР растет класс богатых людей, и у них растет потребность в легких вертолетах, которые могут использоваться ими для частных перевозок.

«В свое время у Ми-34 была модификация Ми-34С1, и Китай был очень заинтересован в приобретении этой модифицированной машины. Она считается весьма перспективной для китайского рынка, и имеет шансы стать популярным вертолетом для спортивной авиации. Ми-34С1 — одна из немногих машин своего класса, способная выполнять фигуры высшего пилотажа.

Что касается использования в Ми-34 китайского двигателя, то китайцы явно заинтересованы посмотреть, как будет работать их движок на проверенной машине, которая давно эксплуатируется и показала себя очень хорошо. Если что-то будет работать не так, то они могут воспользоваться консультацией нашей стороны. Причем «Вертолеты России» и раньше рассматривали возможность поставить импортные двигатели на модификацию Ми-34, что тоже могло сыграть свою роль», — считает Семёнова.

Кроме производства легкого вертолета, Москва и Пекин планируют к середине 2016 года заключить контракт по созданию российско-китайского тяжелого вертолета AHL.

«Мы заинтересованы в китайских деньгах и их рынке. Возможно из-за того, что проект по совместному производству тяжелого вертолета продвигается не так быстро, мы пытаемся выходить на Китай дополнительно со своими предложениями, как в случае с Ми-34. К тому же «Вертолеты России» продвигают на китайский рынок еще два своих вертолета – легкий Ка-226Т и средний МИ-38. Перспективные закупки связаны с получением сертификата, которые дадут возможность их эксплуатировать в Китае. Ка-226Т отличается исключительной точностью висения, что не всем вертолетам присуще, а также превосходной маневренностью и управляемостью. Переговоры уже ведутся и мы рассчитываем, что они не будут затягиваться как по тяжелому вертолету», — считает эксперт.

Дополнительным аргументом для локализации наших вертолетов в Поднебесной Семёнова называет специально оборудованный сервисный центр в городе Циньдао, который обслуживает всю российскую вертолетную технику. Да и в целом сотрудничество России и Китая в области авиационной техники различного назначения сейчас находится на взлете, отмечает эксперт.

Андрей Петров