Власти стран-должников могут действовать только по указке кредиторов, смещая неугодных лидеров, распродавая за бесценок госсобственность и увеличивая налоговое бремя для населения. Наш корреспондент Виталий Втулкин расскажет, по каким принципам вот уже 70 лет действует МВФ.

Волевой подбородок, стальной взгляд. Генерал Джордж Маршалл. В конце 40-х госсекретарь США. Говорят, был настолько суровым, что никому, даже президенту Трумэну, не позволял называть себя  по имени. «Генерал Маршалл все сделает», так он почти всегда заканчивал разговор, получая указания в Белом доме. Именно ему Вашингтон доверил создать послевоенную «Программу восстановления Европы», которая войдет в историю как «План Маршалла».

Джордж Маршалл, Госсекретарь США 1947-1949: «Ситуация в высшей степени критическая. По счастью, на сегодняшний день мы – самая сильная мировая держава, в первую очередь, в экономическом плане».

Вот он, документ, который придумал Маршалл. По нему США начали поставлять лежащей в руинах Европе продовольствие, удобрения, сельхозтехнику, и «живые» деньги.  За 4 года 16 стран получили огромную в то время сумму – 13 миллиардов долларов. Причем, 80% из них отдавать было не надо. Но все это не за спасибо, конечно. Главный принцип: деньги – в обмен на изгнание коммунистов из правительства. Штаты, по-настоящему, покупали себе союзников, одновременно пугая: если не мы, то придет Сталин.

Гарри Трумэн, президент США 1945–1953: «Советский Союз и его ставленники насаждают тоталитарный режим в ряде стран Восточной и Центральной Европы. Этот беспощадный курс направлен на порабощение свободных народов, ведет к обострению ситуации на европейском континенте».

В итоге, всего через год, после начала действия «Плана Маршалла» ни в одном кабинете министров Западной Европы «красных» не было. Плюс к тому, в самих Штатах случился резкий рост производства. Ведь на полученные от США займы европейцы закупали американскую же продукцию. Что, разумеется, помогло доллару закрепиться в качестве главной мировой валюты, а Америке – выйти на уровень сверхдержавы. В этом смысле, МВФ вполне можно считать наследником «Плана Маршалла». Всемирный кредитор всегда готов помочь. Но, будьте добры, вот список условий, без выполнения которых денег вам не видать.

Никита Кричевский, экономист: «Очень четко аргументировалось всегда, что страна, которая хочет получить финансовую помощь от МВФ, должна исключить меры протекционистского характера, то есть поддержку собственной промышленности и своей экономической политики».

За примером вообще, никуда ходить не надо. Россия, в лихолетье 90-х, бродила по лезвию дефолта, и, ради зарубежных кредитов, соглашалась на все. Отдавала иностранцам госпредприятия за бесценок, отпустила цены, нараспашку открыла границы для импортного ширпотреба. А еще регулярно подписывала документ под названием «План социально-экономического развития на следующий год правительства Российской Федерации, согласованный с МВФ». Что, фактически, означало внешнее управление страной, через обещания дать еще денег. Словом, все происходило по отработанной схеме.

Формально, за выделение денег в МВФ России или еще кому, отвечал он. Директор-распорядитель, фамилия которого в России 90-х стала чем-то нарицательным, Камдессю. Но все ведь понимали, кто нашептывает ему правила ведения игры. Вашингтон. Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. А Штаты были и остаются главным акционером и спонсором МВФ.  Вот как сейчас распределены голоса 188 стран в составе Фонда при принятии решений, кого, как и на каких условиях кредитовать.

Егор Сусин, главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка: «США имеют, фактически, право вето. То есть, основные решения в МВФ принимаются 85% голосов, у США есть 17%, и это позволяет, в общем-то, наложить вето на любое решение».

Само собой, многие против такой зависимости. Тот же Китай, например, ВВП которого растет быстрее всех в мире, а увеличить свое влияние в МВФ не получается. США делиться не хотят. В том числе это заставило Поднебесную вместе с Россией, Индией, Бразилией и Южной Африкой создать БРИКС. И скинуться на свой собственный пул валютных резервов. Он, если что, без всякого МВФ поможет странам-участницам покрыть дефицит бюджета или, допустим, поддержать курс национальной валюты.

Дмитрий Бурых, заместитель руководителя Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ: «Пул таких резервов, который, собственно, и призван в случае необходимости представить из себя некую подушку безопасности для стран БРИКС, он собственно, является достаточно своевременной мерой».

Влиять каким-то образом на БРИКС для МВФ – дело ясное, что дело бесполезное. Доказывать, что фонд по-прежнему – главный мировой кредитор, приходится, подыскивая новые полигоны для совместных с Вашингтоном финансово-политических экспериментов. Сейчас в роли подопытной Украина.