Претензии талышей на самоопределение  

СМИ сообщают, что на юге Азербайджана в талышских городах Астара и Джалилабад уже несколько дней идут крупные волнения. По официальной информации МВД и генпрокуратуры, протестные выступления прошли на прошлой неделе в Сиазаньском, Лянкаранском, Агджабединском, Физулинском, Агсуинском районах. Из этих районов только в Лянкоранском талыши проживают компактно. Остальные районы – это центр, и северо-запад страны.

Власти обвиняют в беспорядках оппозицию — партии «Народный фронт Азербайджана» и «Мусават», а также религиозных радикалов и экстремистов, которые хотят спровоцировать в стране беспорядки. Лидер партии «Мусават» Ариф Гаджылы был вызван в Главное управление по борьбе с оргпреступностью, где ему было сделано предупреждение, арестованы руководители Лянкаранского и Сиазаньского отделений «Мусават».

Но оппозиционеры опровергают обвинения, они считают, что власти не предпринимают действенных шагов для предотвращения роста цен, о чем говорится в заявлении партии «Мусават».

Власти Азербайджана ничего не говорят об этнической подоплеке конфликта. Это давние претензии талышей на самоопределение, которые Азербайджан называет сепаратизмом. Согласно «Википедии» талыши — это ираноязычный народ, исторически проживающий в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря (юго-восток Азербайджана и северо-запад Ирана).

Исторически это разделенный народ, в Азербайджане талыши компактно проживают в районах южнее реки Куры, а в Иране – в провинциях Гилан и Ардебиль.

Талыш-Муганская республика 

Немного истории. В составе Российской империи закавказские талыши сохраняли государственность в форме Талышского ханства. После установления советской власти в Закавказье, в местах традиционного компактного проживания талышей были открыты школы, издавалась переводная литература, активизировалась национальная интеллигенция — появились талышские писатели, переводчики и т. д.

В 30-е годы талыши перешли на кириллицу. Затем им «порекомендовали» ассимилироваться с азербайджанцами, то есть стать тюркским народом. Так они оказались вне списка народов СССР, хотя и были четвертым по численности народом Закавказья.

Это ущемление не прошло даром, в 1933 году талыши предприняли попытку организовать Талыш-Муганскую республику из семи районов. Было арестовано несколько десятков человек, которые были приговорены от 2 лет 9 месяцев лишения свободы до смертной казни. Вторая попытка в 1993 году тоже закончилась неудачно.

По переписи Азербайджана 2009 года, вместо «талыш» автоматически писалось «азербайджанец» и родной язык — «азербайджанский». По неофициальным данным самих талышей, в Азербайджане проживают 1,5-2,5 млн соотечественников, в Иране — не меньше 1 миллиона.

В Иране нет никаких ограничений на использование и преподавание талышского языка. Там издается несколько журналов, ведутся радио- и телепередачи на талышском языке. В талышских изданиях используется в основном персидская графика, иногда латинская транслитерация. Талыши не все шииты, есть мусульмане-накшбанди, которых в бытовом плане называют суннитами. Однако талыши обеих конфессий — шиитской и суннитской – являются приверженцами 12 имамов и считают имама Али законным наследником пророка Мухаммеда.

Согласно выступлению лидера движения «За возрождение Талыша» Фахраддина Абосзода на IV Международной конференции в Москве 29 апреля 2014 года, «наша главная цель — добиться освобождения талышского народа на территории Азербайджанской республики, и провозгласить независимость Талышистана».

«Лично я нисколько не сомневаюсь в том, что нынешний геополитический шторм, который уже охватил Сирию и активно продвигается на территорию Турции, разрушая все, что когда-то было создано искусственно на исторических землях других народов, и выдвигая на историческую арену порабощенные народы, ведущие отчаянную борьбу за выживание, стремительно приближается к Азербайджану», – сказал Фахраддин Абосзод.

Что стоит за протестами талышей?

«Эта народность (талыши) – они практически ассимилированы, и они пишутся как азербайджанцы, – сказала Правде.Ру Гюльнара Мамедзаде, аналитик, политолог. – Эти проблемы (протесты) связаны не с этнической принадлежностью, а с девальвацией маната, с определенными социально-экономическими проблемами, с которыми сегодня сталкивается не только Азербайджан, но и другие постсоветские нефтезависимые страны.

Это подорожание продуктов, проблемы с безработицей. Глава государства провел заседание кабинета министров, главы исполнительных властей встречаются с населением, пытаются как-то эти вопросы решать. Ситуация несколько сложная».

По мнению Гюльнары Мамедзаде, власти Азербайджана сохраняют контроль над ситуацией, говорить, что власть в талышских городах перешла каким-то активистам, каким-то группам — неправильно, это не соответствует действительности на данный момент. «Другое дело, что, возможно, какие-то силы будут пытаться воспользоваться этой ситуацией, чтобы направить эту ситуацию в какое-то нужное им русло», — сказала Гюльнара Мамедзаде.

«Я бы не стал акцентировать внимание на мусаватистах, — сказал Правде.РуАртур Атаев, начальник сектора кавказских исследований РИСИ. – Идет процесс консолидации политически активной части оппозиции, который может со временем вылиться в серьезные гражданские протесты. Дело в том, что Ильхам Алиев недооценил политическую составляющую своей оппозиции. Он больше мер принял в отношении джихадистов».

Что касается талышей, то, по мнению эксперта, «в Азербайджане определенная часть талышского национального меньшинства считает свои культурные и политические права ущемленными». Многие эксперты усматривают в этих событиях экономическую составляющую, связывают ее с падением цен на нефть. И Артур Атаев с ними согласен, но склонен считать, что ситуация вызвана «симбиозом факторов – экономического спада и талышского национализма».

Национальное меньшинство провоцирует такие протесты не в первый раз. В 2012 году это было лезгинское меньшинство, которое тоже активно протестовало против азербайджанских властей, отметил политолог.

«Хочется отметить, что сегодняшний потенциал и сегодняшний статус политической элиты в Азербайджане таков, что эти беспорядки будут локализованы». В отсутствие реальных политических лидеров среди талышей, создание Талышской автономной республики невозможно, сказал Артур Атаев. 

«В условиях, когда официальный Баку не приемлет эту идею ни на каком уровне, создание автономии отправляется в такой очень дальний угол комнаты. Он не рассматривается ни на экспертном уровне, ни на политическом. Те эксперты, те аналитики, те журналисты, которые из числа талышей поддерживают эту идею и активно продуцируют ее в печатных, электронных средствах массовой информации, находятся за пределами Баку или за пределами Азербайджана.

В этих условиях это такой долгосрочный проект, направленный на дестабилизацию политической системы Азербайджана и на создание там сепаратистского региона».