Алексей Голяков

В Euromonitor прямо указывают, что «пессимистичный прогноз на экономическую ситуацию не оставляет сомнений насчет негативной рыночной конъюнктуры в России в 2016 году». Тем не менее прецедент, когда соотечественники на фоне резкого падения национальной валюты спешат в магазины за электроникой и бытовыми приборами, налицо. Хотя данная ситуация и не нова: она во многом схожа с «покупательской лихорадкой» в торговых точках страны под финиш 2014 года, когда многим приобретателям казалось, что таким образом они спасают свои рублевые накопления от девальвации.

По данным информационного ресурса Euromonitor, в России «тренд на приобретение электронных и бытовых товаров исчерпает себя во II полугодии 2016 года». Аналитики агентства прогнозируют в ближайшие два месяца резкое снижением спроса на предметы длительного пользования, в частности на бытовую электронику. Произойдет это после резкого всплеска интереса российских потребителей к данному сектору товаров, который наблюдался в первые январские дни.

В результате, когда паника на валютном рынке улеглась, многие покупатели оказались с абсолютно ненужными им, «лишними» компьютерами, холодильниками, пылесосами и СВЧ-печами, сбыть которые «с рук» крайне непросто.

Причины невыгодности подобного рода сделок, как уточняет Euromonitor, – резкие валютные скачки, а также не устраненная, несмотря на все победные реляции об импортозамещении, зависимость наших товаропроизводителей от качественного импорта – даже по параметрам деталей и компонентов. В итоге ввезенная бытовая техника и электроника оказываются слишком чувствительной к колебаниям рубля. Но неискушенным в экономическом плане потребителям это не мешает двигаться по замкнутому кругу – в очередной раз пытаться скупать технику «про запас» на фоне дешевеющего рубля.

Так, в декабре 2014 года, когда доллар «весил» около 55–60 рублей, а затем взлетел до 70, многие паникеры ринулись покупать электротехнику и бытовые товары. В конце января 2016 года ситуация с потребительской паникой не только повторилась, но и осложнилась тем обстоятельством, что многие граждане, не имея накоплений, решили срочно обзаводиться техникой в кредит.

Январский всплеск выдач потребительских кредитов (POS) не обошли вниманием в своих обзорах видные участники банковского рынка: ХКФ-банк, «Ренессанс кредит», Альфа-банк, ОТП-банк. Ретейлеры в свою очередь также признают заметное увеличение спроса на электронику в январе, сразу же по истечении новогодних каникул.

«В 2016 году январь действительно стал очень активным месяцем с точки зрения POS-кредитования. Традиционно в январе наблюдается спад по сравнению с концом года; в наступившем же году объемы выдачи кредитов в январе находятся на уровне октября-ноября прошлого года. Это нетипично для нашего рынка», – характеризуют положение аналитики сети «Связной». Между тем на фоне явного ослабления рубля ряд ретейлеров уже успели в январе повысить цены на электронику и бытовую технику на 30–40%.

Несмотря на разовые вспышки оживления спроса на товары длительного пользования, данная динамика не перерастает в устойчивую тенденцию, заметил в разговоре с «НИ» старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Николай Трошин. «Ни для кого не секрет, что в кризис спрос населения существенно меняется: наблюдается спад объемов покупок дорогих вещей и предметов длительного пользования и возрастает спрос на товары первой необходимости, в первую очередь на еду», – считает эксперт.

Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков указал в беседе с «НИ» на прямую зависимость между падением покупательской способности и товарооборотом дорогих вещей: «Под ударом ныне – прежде всего премиальные сегменты розничной торговли; они терпят в настоящее время наибольшие убытки». По прогнозу экономиста, процесс игнорирования массовым потребителем товаров премиального класса будет в ближайшее время продолжаться – по крайней мере, две трети россиян вынуждены в срочном порядке упрощать структуру своего потребления.