Иллюстрируя свои слова, Готтемеллер вспоминает кулуары переговоров в Женеве в 2009 году по новому договору СНВ. «И теперь Вашингтон намерен возобновить сотрудничество с Россией в полной мере, предприняв конкретные и важные шаги с целью установления более предсказуемой и безопасной обстановки», – сообщает зам госсекретаря.

Готтемеллер также напомнила о том, как США и НАТО предложили России создать совместные центры по ПРО и установить режим прозрачности. Что на самом деле представляют собой американские «предложения» по системам ПРО, и почему в 21 веке миру необходим новый договор об ограничении систем противоракетной обороны, «Экономике сегодня»рассказал главный советник РИСИ и профессор Академии военных наук РФ Владимир Козин:

«Диалог с нынешней американской администрацией о ЕвроПРО или глобальной системе ПРО США невозможен, что подтвердили 12-летние дискуссии, проводившиеся между официальными представителями двух стран. Напомню, они начались еще задолго до официального выхода Вашингтона из договора о противоракетной обороне от 1972 года.

Речь в данном случае идет скорее о консультациях, чем о переговорах, так как консультации – это обмен мнениями, изложение подхода сторон к проблеме. А практика ведения диалога показала, что американцы не хотели обсуждать проблему по существу. Они не ответили ни на один вопрос, которые задавали им российские представители: каков должен быть район прикрытия кооперативной системы ПРО между двумя государствами, как будет выглядеть система управления, по какому принципу будет осуществляться финансирование, или где будет располагаться центр управления.

В течение долгих лет они действовали как в сказке про «белого бычка». Вместо конкретных ответов говорили заезженную фразу, о готовности сотрудничать в этом направлении. У нынешней администрации остается слишком мало времени, чтобы обсуждать тему. Как можно договариваться о совместной системе ПРО между Москвой и Вашингтоном, если американцы по-прежнему наращивают свои ударно-боевые средства ПРО не только на европейском континенте и вокруг него, но и в зоне Персидского залива, Средиземного и Черного морей, а также в зоне АТР.

Как можно договариваться с ними на эту тему, если в  американо-румынском и американо-польском соглашении о развертывании американской оперативной базы ПРО, контроль и пуск ракет перехватчиков будет находить полностью в руках США. Кроме того, на саммите НАТО в Чикаго в мае 2012 года противоракетные системы США и НАТО были сопряжены в оперативном режиме с их ракетно-ядерными вооружениями и силами общего назначения. Американцы не захотят разрывать этот «чикагский треугольник». А он настолько приблизился в нашим рубежам, что даже Госдеп и Пентагон называют его средствами передового базирования относительно территории РФ.

Я думаю, что обсуждать эти темы и выслушивать отговорки  Россия не может и, скорее всего, не будет. По крайней мере, до инаугурации президента. Нам следует в жесткой форме призвать американскую сторону вывезти с военно-воздушной базы румынских ВВС все ракеты-перехватчики, которые там установлены, параллельно заморозив этот объект. Такая же судьба должна постигнуть строящийся аналогичный оперативный комплекс ПРО США в Польше.

Если прошлый век ознаменован гонкой ядерных вооружений, то текущее столетие может стать веком соперничества противоракетных систем. России и США, а также тем странам, которые располагают потенциалом создания ракетных систем любых форм базирования, необходимо договориться о заключении принципиально нового договора об ограничении систем противоракетной обороны. Он должен ограничить как общее количество ракет-перехватчиков для каждой страны-участника договора, так и географические рамки развертывания ударно-боевых средств системы ПРО. Только так можно спрятать джинна в бутылку, и  при этом как можно сильнее запечатать его в ней».

Андрей Петров