Кульминацией Царских дней в Екатеринбурге стал традиционный крестный ход от Храма на Крови до Ганиной Ямы, где были найдены останки Николая II и его семьи (всего — более 20 км). В этом году в нем приняли участие 50 тысяч человек. Многие отправились в путь семьями, в том числе с маленькими детьми. Среди паломников были представители нескольких стран — от Белоруссии до Китая. Репортаж журналиста Портала 66.ru, который прошагал вместе с верующими до Ганиной Ямы, вы можете прочитать здесь.

На этот раз мы спросили у начальника сектора анализа и оценок РИСИ Петра Мультатули и наместника Крестовоздвиженского мужского монастыря отца Флавиана, зачем Екатеринбургу нужны Царские дни, мог ли Николай II не отказываться от престола и за что Русская православная церковь канонизировала последнего российского царя и его семью.

— Николай II сделал все для того, чтобы не потерять власть. Он сделал все для подавления мятежа в 1917 году. Он не только сам выехал в Петроград, но и послал 50-тысячное войско, отдав четкий, недвусмысленный приказ подавить мятеж. Но просчитать предательство и измену не может никто, ни один человек. Измена ближайшего военного окружения сыграла роковую роль в событиях 1917 года. «Кругом измена, трусость и обман», — очень точное определение того состояния, в котором находилось все российское общество того времени.

Интерес к личности Николая II сегодня вызван тем, что он являет собой совершенно иную систему ценностей, противоположную той, что навязывали нам в годы советской власти и навязывают сейчас либералы. «Системой ценностей Николая II» я называют систему ценностей вековой России. До 1917 года мы жили огромной цивилизацией, которая была уничтожена. Сделали это люди, которые, сидя где-то в пивных в Швейцарии и Брюсселе, решили, что все это время страна жила неправильно. И вот они пришли, чтобы показать, как жить правильно, и ради этого они готовы были перебить столько народу, сколько потребуется. Всех тех, кто не пойдет за ними. Так они и поступили.

Я согласен, что при Советском Союзе было сделано много свершений. Но кто стоял за этими свершениями? Это были те люди, которые родились до революции, и их дети. Средний возраст солдата-победителя Великой Отечественной войны — 39–44 года. Самые молодые ребята погибли как герои в 1941 году, потом стали призывать людей в возрасте. Многие из них — солдаты Первой мировой войны. Многие имели Георгиевские кресты. Это им Сталин был вынужден вернуть погоны, это с ними Сталин был вынужден говорить об Александре Невском и Дмитрии Донском. С молодым, воспитанным в коммунистическом духе поколением, говорить об Александре Невском было бесполезно.

Фигура Николая II неприемлема для врагов России, потому что она олицетворяет собой ту систему ценностей, которую они боятся. Они специально подсовывают нам СССР 2.0 или либеральный путь. Но я уверен, что это тупик, пропасть, что мы не должны снова повторить этот страшный путь безысходности. Возвращение на советский или либеральный путь было бы настоящей катастрофой.

Крестный ход, который прошел в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге, опроверг ложь о том, что в России не любят царя. Якобы в нашей стране все коммунисты или все левые. Я рад, что с каждым годом этот крестный ход становится все мощнее.

— Интерес к личности святого страстотерпца Николая II очень высок не только в Екатеринбурге и области, но и в других странах. Причем не только у христиан. Каждый год во время проведения Царских дней к нам в город приезжают люди самых разных возрастов, культур и вероисповеданий. Очень многие едут из Украины, Белоруссии, Молдавии. Приходилось встречать и людей из дальнего зарубежья: из США, Латинской Америки, Японии и Китая люди приезжают для того, чтобы принять участие в этих скорбных торжествах.

Многие говорят, что для них это событие имеет большое значение, потому что у нас не так много людей, которые сыграли столь значимую роль в жизни целой страны и всего мира. Да, некоторые императоры и короли были казнены своими подданными, но не всегда это была зверская расправа — не только над человеком, но и над всей его семьей. Не во многих ситуациях это происходило в самой большой стране на планете и повлекло за собой все те события, которые произошли у нас, в России. Это и кровопролитная гражданская война, и военная интервенция, и формирование нового государства…

Это то, что лежит на поверхности и привлекает много туристов. Но помимо этого многих людей привлекает сама личность императора. Я говорю о духовных аспектах, благодаря которым церковь прославила Николая II как страстотерпца. Николай II был поставлен перед выбором: утверждать свою власть через кровопролитие или отказаться от нее. Он принял решение отказаться от власти, чтобы не проливать кровь. Много ли найдется таких царей, императоров, королей на планете Земля? Это очень большой вопрос.

В то время, когда император находился под арестом, его перевозили с места на место и содержали в тяжелых условиях здесь, в Екатеринбурге. Но даже в этой ситуации он сумел сохранить такие христианские черты, как незлобие и любовь ко всем своим подданным. И даже к своим мучителям… Свидетельства этого дошли до нас в письмах его дочерей. В одном из них сохранились пронзительные слова: «Отец просил не мстить за себя. Он хочет всем сказать, что не злоба победит, а победит только любовь». Представить себе, что такие слова мог произнести не святой человек, просто нельзя.

Именно все это и делает Николая II святым, а не то, что происходило во время его правления. Срок его правления был довольно длительным, и в течение этого времени происходили разные события. Пусть их оценивают историки, правоведы и социологи. Мы же говорим о духовных моментах, которые и делают его святым и благодаря которым церковь его и его семью прославила как страстотерпцев. Я думаю, что именно духовное величие личности Николая II привлекает самых разных людей.