Итак, что же удалось нарыть журналистам? Что испытания выявили проблемы при посадке и взлете самолетов с палубы авианосца, при управлении воздушным движением. Конструкторы обнаружили и неполадки в системах самообороны корабля и доставки вооружений. Понятно, что все это надо исправлять, а целую взлетно-посадочную систему авианосца и вовсе придется менять полностью. Пока непонятно, успеет ли авианосец планово быть принять на вооружение в начале следующего года. Его строительство началось еще в 2009 году, на все про все было потрачено около 13 миллиардов долларов, но что-то в процессе создания специалисты не учли.

«Для такой сложной техники ничего особенного тут нет: она всегда доводится, совершенствуется, на ходу модернизируется, появляются ошибки, которые пока на практике не исправить, сложно попробовать. В линейке таких сложных комплексных систем, неважно корабли это или самолеты, один экземпляр никогда не бывает похож на другой. В каком-то смысле это каждый раз новое произведение искусства. Бывают исключения, когда получается все, от идеи до строительства, но они очень редки. Американцы не снимают с повестки дня обеспечение своего лидерства, в том числе, и путем военной силы. Для этого развивается авианосный флот. Озвученные Обамой планы на Азиатско-Тихоокеанский регион (перераспределить военно-морские силы и к 2020 году передислоцировать туда 60% своих военных кораблей) пока не реализованы в полной мере. Для этого новая техника и вводится», — комментирует военный эксперт, начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков.

По его словам, введение в строй новой боевой единицы — еще и элемент психологии, информационной войны. Штаты строят многоцелевые атомные авианосцы, которые в идеале должны являться улучшенной версией авианосцев типа «Нимиц» за счет высокой степени автоматизации. Но это в идеале.

«Это абсолютно обычная история для всех военных кораблей во всех странах. Как правило, самые тяжелые в этом смысле — головные корабли проекта. Обычно на них доводятся до ума все составные части, закрываются опытные конструкторские работы. На кораблях такого класса  новое оборудование, множество новых агрегатов, узлов, систем. И уже потом на этом корабле устраняются все недостатки, а после этого запускается серия. Если мы обратимся к 855-му проекту наших атомных подводных лодок или атомных подводных катеров стратегического назначения. По обоим проектов сначала строились первые три лодки, доводились до ума, а дальше идут те же самые проекты, но с буковкой «М». Это означает, что на них уже установлены новые системы, доработаны и могут строиться в большой серии без особых проблем», — добавляет военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский.

Дмитрий Пятов