Известно, что экс-премьер министр Овик Абрамян перед отставкой заявил о необходимости новых подходов к управлению государством.

О том, какие это могут быть перемены, ФБА «Экономика сегодня» рассказал Аждар Куртов, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии».

«Можно предположить, что, прежде всего, речь идет о привлечении иностранных инвестиций в страну и улучшения ситуации с занятостью населения. И с тем и с другим у Армении есть серьезные проблемы. После вступления Армении в ЕврАзЭС проблема занятости приобрела довольно причудливый характер, когда значительная часть граждан Армении вынуждена искать работу на территории других государств, поскольку высокооплачиваемых должностей в Армении не так много.

Значительная часть населения Армении вынуждена зарабатывать в России

И программы, действующие в ЕврАзЭС, не всегда выгодны Армении потому что они как раз стимулируют переток рабочей силы в Российскую Федерацию, дают преференции гражданам Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана. И тем самым Армения лишается значительной части трудоспособного населения, а это порождает проблемы самого разного порядка. Естественно, что эта проблема, равно как и привлечение инвестиций, довольно сложно решается.

Если говорить об инвестициях, то нужно понимать, что во-первых, граница Армении с Азербайджаном не прозрачна, равно как и граница с Турцией, с которой вообще нет дипломатических отношений. На границе с Азербайджаном время от времени вспыхивают перестрелки, это вообще прифронтовая зона.

Естественно, это влияет и на иностранного инвестора, который раздумывает, стоит ли давать ей деньги на долгосрочные проекты, или поискать другое место для приложения своих сил. Конечно, деньги в Армению идут, прежде всего, из Российской Федерации и от многочисленной армянской диаспоры, члены которой проживают в самых разных государствах, в том числе и в государствах Запада.

Для Армении важен выход во внешний мир

С Россией у нее границы нет, выходы через Азербайджан и Турцию перекрыты, остается Грузия и Иран. Через Грузию выход достаточно проблемный. Грузинское руководство понимает стратегическую важность этого пути для Армении и, когда у власти было правительство Саакашвили, они сознательно создавали препятствия.

С Ираном граница у Армении небольшая, в основном, это автодороги, армянское руководство постоянно обращается к России с предложением построить железную дорогу, которая связывала бы Армению и Иран. Но в горах строительство очень дорогостоящее и Россия сейчас не обладает достаточными средствами. Нужно пробивать тоннели, что-то делать с лавиноопасностью, все это вылилось бы в очень большую сумму. Так что руководству Армении приходится решать достаточно сложные экономические задачи.

Опыт работы Карена Карапетяна в «Газпроме» интересен тем, что занимая в такой компании высокие посты, хочешь не хочешь, а становишься дипломатом. Это практика решения вопросов и внутри компании и за ее пределами. Ситуация с российским газом в Армении совсем не простая. Сейчас газ поставляется по льготным ценам, но все равно существуют прозападные группировки, которые пытаются поссорить Россию и Армению, используя ценовой фактор газа. Граждане Армении в массе своей не очень богаты и, когда правительство повышает цены на проезд или коммунальные услуги, это вызывает очень большое недовольство. Попытки реформировать пенсионную систему также часто приводят к демонстрациям на улицах столицы. Социальная сфера в Армении таит в себе взрывчатый потенциал. И опыт «Газпрома» здесь не слишком полезен, всеже к социальной сфере он имеет мало отношения. Карену Карапетяну придется лавировать между необходимостью повышать цену и возможностями населения и опасностью того, что это население выйдет на улицу», – отмечает эксперт.

Инна Усова