Такое решение, подчёркивается в указе, вызвано возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий США в отношении России, а также явным нежеланием Вашингтона обеспечить выполнение принятых обязательств по этому документу. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, под предлогом кризиса на Украине происходит наращивание военного присутствия США в Восточной Европе, в том числе в странах, принятых в НАТО после 2000 года, то есть года заключения соглашения по плутонию.

В прошлом году в Болгарии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Эстонии были размещены шесть новых передовых пунктов управления  войсками. Их основная задача – в случае принятия соответствующего решения обеспечить оперативную переброску крупных военных контингентов НАТО в Восточную Европу. Подразделения вооружённых сил США введены на территории государств Балтии, увеличено количество самолётов, базирующихся на аэродромах этих входящих в альянс стран.

Помимо действий, направленных на изменение военно-стратегического баланса, США принимают меры по расшатыванию экономики Российской Федерации. В 2014 году одобрен законопроект о поддержке «свободы Украины», допускающий вмешательство во внутренние дела России.

Подписанное в 2000 году соглашение предусматривало утилизацию оружейного плутония, объявленного излишним для военных программ, объёмом 34 тонн с каждой стороны, то есть количества, достаточного, по данным агентства ЮПИ, для изготовления 17 тысяч ядерных боезарядов. Наиболее важным положением достигнутой тогда договорённости является обязательство сторон обеспечить необратимость перевода избыточного плутония в формы, которые были бы непригодны для изготовления ядерных боезарядов.

Для этого обе стороны должны были построить специальные предприятия. Россия уже сделала это, а США нет. Кроме того, в последнее время Вашингтоном предпринимаются попытки пересмотреть прописанную в протоколе от 13 апреля 2010 года к соглашению стратегию утилизации плутония. Они планируют осуществлять этот процесс путём захоронения избыточного оружейного плутония,  а не облучением его запасов, как это установлено упомянутым протоколом. Это означает, что сохраняется возможность вновь использовать оружейный плутоний для пополнения ядерных арсеналов.

Иными словами, у Москвы были веские основания для приостановки своего участия в соглашении 2000 года и протоколах к нему. Этот шаг явно вынужденный. Вполне очевидно, что если Вашингтон не откажется от нагнетания военной напряжённости близ территории России и пойдёт по пути сохранения заявленного количества ядерных материалов, задействованных в оружейных программах, то у него не должно оставаться никаких иллюзий относительно дальнейших действий РФ. Российская сторона в этом случае обретает полное право не утилизировать свой плутоний, и таким образом, Соединённым Штатам Америки не удастся подорвать стратегический баланс в ракетно-ядерной области в ущерб нашей стране.