1. Наше издание православно-монархическое, и вопросы будут соответственные. В 2001 году, если не врёт Википедия, Вы приняли Православие. Почему не раньше, и что побудило Вас к этому поступку?

Действительно, я крестился в 2001 году, хотя шел ко Крещению на протяжении многих лет. «Крестил» меня о. Павел Флоренский, очень хорошо разбиравшийся в классической философии человек. Он убедил меня, скептика, в том, что все иные пути и неверны, и недостойны.

  1. Как и где Вы познакомились с идеей Православного монархизма и открыли для себя возможность служения идее восстановления Православной самодержавной монархии в России?

Я профессиональный историк, занимаюсь допетровской Россией. На историческом материале, с которым я сталкиваюсь вот уже тридцать лет, я вижу: Россия вне монархии представляет собой нечто хаотичное, безобразное… точнее сказать «без-образное», т.е. потерявшее образ Божий.

  1. Некоторые  считают возрождение царской власти в России экзотичной и даже маргинальной. Какого мнения на этот счёт придерживаетесь Вы?

А я уверен, что всё это и технически исполнимо и даже не встретит в народе сколько-нибудь сильного, массового отторжения. Чувство монархии – оно ведь разлито в народе, хотя бы в самом простом виде: все уверены, что у всякого сколько-нибудь серьезного дела должен быть один хозяин, а у «семи нянек – дитя без глазу»!

  1. Знакомы ли Вы с деятельностью организаций, боровшихся и борющихся за восстановление Православного самодержавия в нашем Отечестве? Помогли ли они, на Ваш взгляд, продвижению идеи Православного царства? Какова, на Ваш взгляд, самая серьёзная и авторитетная монархическая организация России? Кого бы вы назвали в числе «главных монархистов» нынешней России?

Да, мне приходилось не раз принимать участие в разного рода конференциях и книжных проектах монархического характера. Кто всех важнее? Да Бог весть. Стоит ли разжигать излишнюю горделивость. А вот истинным и твердым монархистом я считаю генерал-лейтенанта Л.П.Решетникова: он не просто болтает (как многие), он действительно работает на благо монархического идеала.

  1. Обрисуйте вкратце, как видите Вы  путь к восстановлению Православного царства? Какие ступени должен пройти народ России, чтобы вернуться на вершину монархической государственности? 

Референдум, Земский собор со включенным в него Поместным (или хотя бы Архиерейским) церковным собором, венчание избранного на царство Патриархом в Успенском соборе Московского кремля.

  1. Вы соборник или легитимист?  Кого Вы хотели бы видеть на Троне?

«Соборник», как было видно из предыдущего ответа. Желательно увидеть на троне представителя одной из четырех династий, правивших на территории Древней Руси и Московского царства: Рюриковичей, Гедиминовичей, Годуновых, Романовых. Но если народ сделает другой выбор, что ж, главное, чтобы это был русский православный человек.

  1. Каково Ваше отношение к «кирилловичам» и к возможному восхождению на Трон Марии Владимировны или Георгия Михайловича?

Один из возможных вариантов. Воля земского собора и воля Церкви важнее, чем кровь.

  1. Каково Ваше отношение к возможному восхождению на Трон действующего президента России Владимира Путина?

Так же – один из возможных вариантов. И тут воля земского собора и воля Церкви имеют преобладающее значение.

  1. Слышал, что среди вашего окружения в РИСИ немало людей симпатизирующих идее восстановления монархии. Что это – дань моде, мечты или что-то большее?

Это сообщество единомышленников, не более того, но и не менее.

  1. Совсем недавно вышел резонансный сборник «Российская Империя 2.0», в создании которого Вы приняли участие как один из авторов. Этот жанр «имперской футуристической фантастики» появился недавно или имел место ранее? Какие цели Вы видите в выходе в свет подобных вещей?

Имперской фантастики выходило много, в частности, я сам – автор нескольких романов, написанных в этом ключе. Данный сборник решает важную и сложную задачу: предложить массовой аудитории мир русского будущего, в котором уютно жить, в котором хочется жить. Там есть монархия, там сильна Церковь, там сохранены традиционные ценности, но это одновременно и мир динамичного развития экономики, науки, техники. По нашему мнению, тут нет никакого противоречия.

  1. Будучи сторонником «имперской фантастики» Вы по-прежнему являетесь противником фолк-хистори, новой хронологии. В чем вред этого псевдоисторического направления? Активизировались ли «фолк-хисторики» накануне знакового  для страны юбилея – 1917 года?

Какой-то особенной активизации не видно. В целом же фоменковщина и пр. фолк-хистори представляет собой химически активный мусор, разъедающий здравые представления о родной истории.

  1. Вы являетесь председателем Координационного Совета (КС) Лиги консервативной журналистики. В интернете мало сведений об этой организации. Она существует? Как стать её членом?

Лига когда-то существовала и активно действовала: собирала конференции, публиковала важные манифесты по национальному вопросу. Но уже несколько лет, как она скончалась, на мой взгляд, из-за того, что включала слишком разнородных в идейном плане людей. Теперь кому-то из «консервативных журналистов» подавай чуть ли не революцию, а кто-то готов мирно «работать» с системой, и какая может быть общая работа, когда «в товарищах согласья нет»?

13. Вопрос от наших крымских коллег. Одобрили ли Вы возвращение Крыма в состав России? Чем является Крым для России с Вашей точки зрения? Хотели бы Вы, как ученый, как историк поработать в Крыму? Чего не хватает нынешнему Крыму, как культурной, духовной единице? Какими  Вы видите нынешний Крым и крымчан со стороны?

Да, я безусловно одобряю возвращение Крыма в состав России. Крым – по преимуществу русская территория с русской православной культурой. Да, там живут и другие народы: те же татары, например, никто не собирается их притеснять или обижать, но надо понимать, что существуют интересы большинства, культура большинства, вера большинства, и ко всему этому следует относиться бережно. Украина ничего этого не умела, более того, не хотела этому учиться… ну и до свидания. Чего не хватает? Более тесной географической связи с Россией. Надеюсь, мост через Керченский пролив хотя бы отчасти решит эту проблему.

  1. О неоднозначных личностях в истории. Атаман Пётр Краснов: присягал только царю и готов был в союзе с кем угодно (выбрал не тех союзников) освободить Россию от большевистского рабства, отомстить за массовую бойню казаков. Кто он в нашей истории – патриот или враг?

Не могу назвать его врагом, язык не поворачивается. 1917 год был прививкой такой инфекции в тело России, которая без конца приносит новые воспаления, споры, новые боли и мучения. Вот и вопрос о Краснове – это вопрос прежде всего о 1917 годе: ЗАЧЕМ?

  1. Ваше отношение к личности Государя Императора Николая II? Отречение Государя было, или всё же это подлог?

Государь Николай II канонизирован Русской Православной Церковью. Поэтому отношение у меня к нему соответствующее – как к святому. Относительно «отречения»… Сколько ни копался в материалах той эпохи, не нашел по-настоящему серьезных аргументов, подтверждающих «отречение». Не могу считаться специалистом по тому времени, но очень-очень сомневаюсь на сей счет. Как минимум, сам документ «отречения» выглядит странно и вызывает серьезные вопросы. А уж его история – это сплошные вопросы.

  1. Что бы Вы пожелали российским монархистами, в частности, редакции информагентства «Наша Держава», «электронного органа» Союза ревнителей Памяти Императора Николая II?

Почаще делиться своими идеалами с властью. Она не глуха и не дура. В какой-то момент она может откликнуться всерьез.

Дмитрий Михайлович, спасибо за содержательное интервью!

Вопросы интервью составлены Главным редактором информагентства “Наша Держава”, Председателем Союза ревнителей Памяти Императора Николая II А.А.Васильевым (Симферополь) и заместителем главного редактора “нашей Державы” Е.Е.Быковым.