На пресс-конференции по итогам 23-й встречи Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ глава российской дипломатии Сергей Лавров несколько неожиданно поднял тему агрессивности германских СМИ: «… оставляю на совести германских СМИ, которые… конечно, не хочу никого обижать, но в плане русофобии они впереди планеты всей».

Действительно, индекс агрессивности для СМИ Германии на рассматриваемой неделе составил 4,11 (на одну нейтральную публикацию приходилось более 4 негативных). Например, в США этот показатель равнялся 2,18, в Великобритании — 1,71, во Франции — 0,72, в Японии — 0,78.

Информационная активность: союз рубля и турецкой лиры

Активность зарубежных СМИ за период c 5 по 11 декабря 2016 года по сравнению с предыдущим анализируемым периодом (c 28 ноября по 4 декабря 2016 года) выросла на 15% (1071 материал против 911). Рост достаточно заметный. Особенно много материалов о России в СМИ Германии (185 публикаций) и Франции (163). Много пищи для размышлений дала Польша (62). В США опять писали про Россию мало — всего 52 публикации.

Всплеск интереса определен сразу несколькими информационными поводами: новый виток допингового скандала, ситуация в Сирии (Пальмира, Алеппо), обвинения спецслужб России во вмешательстве в выборы президента США, ситуация на рынке нефти. Скажем прямо, на позитивный имидж в таком наборе нашей стране рассчитывать не приходится.

Но в любом случае картина жизни России дается очень разнообразная. Например, Испания. Не будем брать букет доминантных тем, посмотрим на испанские медийные национальные пристрастия: «Крым — премьера или репетиция демонстрации российской политической силы?» (El Mundo, 09.12); «Последователь Каримова и будущее Узбекистана» (El Pais, 05.12); «Лавров: «Российская угроза — это миф» (El Mundo, 09.12).

© EL MUNDO
Фрагмент статьи на сайте испанского издания EL MUNDO

После того, как Польша заявила об очередной смене своего геополитического «куратора» (теперь, напомним, это Великобритания), накал антироссийской риторики Варшавы вырос незначительно, все в пределах приличий (ИА равен 1,70). Однако теперь русофобство не примитивное, а с геополитическими завитушками: «А ему может повезти». Без иллюзий: счастливого тысячелетия в нашей части Европы не будет» (wPolityce.pl, 10.12); «Как верный повар Путина стал миллиардером и из благодарности создал фабрику троллей» (Gazeta Wyborcza, 11.12); «Российская армия готовится к большой войне? Дивизии, высокоточное и ядерное оружие» (Defence.24, 09.12).

© DEFENCE 24
Фрагмент статьи на сайте польского издания DEFENCE 24

Нельзя сказать, что контент СМИ Швеции сильно негативен, индекс агрессивности (1,6) — такой же, как у Польши. Но шведские медиа впали в антироссийскую прострацию: «Нажать на газ и тормоз.

Нельзя позволить России ступить ногой на нашу территорию. Доклад Института оборонных исследований» (Nya Wermlands-Tidningen, 09.12); «Российская пропаганда атакует нас. Россия ведет информационную войну против Запада и Швеции. Пора проснуться и перейти в контрнаступление» (Expressen, 11.12); «Центр изучения России и Кавказа открылся в Мальмё» (Sydsvenskan, 08.12).

В Молдавии стремление в НАТО никто не отменял. Общество остается расколотым: «Шалару: НАТО сейчас актуально для Молдовы как никогда. Нашей стране угрожает Россия» (Adevărul Moldova, 06.12); «О фильме путинской России, основанном на легенде Красной Армии: История «28 панфиловцев», фальшивых героев, полезных как моральный ориентир» (Adevărul Moldova, 06.12). Однако тут же: «Участники обороны Москвы побывали в столице России» (Молдавские Ведомости, 09.12); «Фарит Мухаметшин: «У всех детей должен быть праздник — посольство России готовит сюрпризы для молдавских ребятишек» (Молдавские Ведомости, 09.12).

СМИ Франции на этот раз написали о России мало. Вот самое интересное: «Уральский школьник изобрел компьютерную мышку для людей без рук» (LCI, 06.12).

Зато Турция буквально завалила информационное пространство позитивом: «В районе Султанахмет началась торговля в рублях» (Milliyet, 11.12); «Россия вернулась на Ближний Восток» (Hurriyet, 09.12); «Танец с русскими» (Aksam, 07.12).

Индекс агрессивности: немецкий напор и украинская усталость

Осредненный для всех стран индекс агрессивности резко вырос: был 1,0, стал 1,51. Все из-за Германии: здесь ИА равен 4,11. Немецкие журналисты налегли на тему пропагандистских войн: «Как противостоять кремлёвской пропаганде?» (Frankfurter Allgemeine Zeitung, 11.12); «Политики из ХДС требуют наказывать за распространение фальшивых новостей» (Welt am Sonntag, 11.12); «Вечеринка у российского генконсула с икрой и космонавтом» (Bild, 10.12).

© Bild
Фрагмент статьи на сайте немецкой газеты Bild

Индекс агрессивности для США достаточно высок — 2,18. Но материалы все как на подбор интересные, хотя некоторые и очень злые: «Посол России — шведскому телевидению: «Мы никогда не имели планов нападения на Швецию. Шведский народ может спать спокойно» (The Washington Post, 09.12); «Наращивание российской военной мощи на Балтике — тест для НАТО» (The Wall Street Journal, 10.12); «Противники российского режима говорят, что им специально подбрасывают детскую порнографию» (The New York Times, 09.12)

В крайне негативном ключе продолжает работать медиасистема Украины, хотя число антироссийских публикаций в абсолютном выражении и невелико. Но в украинском контенте нет особого драйва, все движется по инерции.

А вот гораздо более интересный негатив из Бразилии: «Рамзан Кадыров берет пример с Трампа» (Zero Hora, 06.12); «Безвизовый режим для граждан Украины и Грузии — вызов России» (Folha de Sao Paulo, 08.12); «Руководитель ФБР скрывал информацию о российских кибератаках» (Zero Hora, 10.12). Обращаем внимание, что все это подразумевает хорошую информированность бразильцев о наших реалиях.

Наш выбор: евроновости для Украины

Украинский медиаресурс «Эспрессо TV» выдал любопытный материал «Почему «европейское CNN» превращается в голос Кремля» (09.12).

Вот выдержки: «На телеканале Euronews разразился скандал, связанный с планами закрыть украинскую службу и запретом на критику России и Турции. На днях около 50 журналистов телеканала Euronews провели предупредительную забастовку, требуя у руководства не закрывать украинскую, персидскую и арабскую редакции. Планы сократить украинскую и еще несколько служб возникли после того, как в компании появились новые инвесторы. Неизвестно, чего больше в этом решении — российских интриг или попыток «оптимизировать расходы» из-за финансового кризиса, который переживает телеканал. (…) Украинская служба — единственная, которая сокращается полностью. Это всего 17 журналистов. По их словам, событие политически важное, поскольку может быть нарушен баланс освещения событий во время конфликта между Украиной и Россией. В то же время российская редакция остается одной из приоритетных. По некоторым данным, даже планируется ее расширение. Впервые о сокращении украинской редакции заговорили в апреле 2016 года. У российской службы были на то время пять свободных вакансий, но отдать их украинцам не позволили. По словам журналистов, это прямой приказ из Москвы. Одна из причин сокращения — отсутствие финансирования украинской службы со стороны Киева».