По мнению старшего научного сотрудника ПИР-Центра Вадима Козюлина, специализирующегося на рынках вооружений и Центрально-Азиатском регионе, договор может объясняться приходом к власти в Узбекистане нового президента Шавката Мирзиёева.

Козюлин отметил, что Россия сотрудничала с Узбекистаном в военной сфере и при прошлом президенте Исламе Керимове, однако сотрудничество носило сугубо двусторонний характер. Теперь же подписанное соглашение может стать шагом к возвращению Узбекистана в ОДКБ, членство в котором среднеазиатская республика приостановила в 2012 году.

«Сейчас возникла ситуация, когда Узбекистан может вернуться в ОДКБ в качестве одного из «полюсов силы». Его как раз не хватает сегодня организации, в которую входят Россия и менее весомые в военном отношении государства. При новом лидере появляется возможность проводить согласованную политику в сфере безопасности, – высказал свою точку зрения Козюлин. – У Узбекистана всегда были и наверняка останутся собственные амбиции, желание быть лидером в регионе и вести какую-то собственную игру. Для России лучше предложить ему интересный путь развития в сфере обеспечении безопасности, чему и должно послужить это соглашение».

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов предположил, что договор вполне может стать предпосылкой к углублению сотрудничества. Тем не менее, на кардинальный прорыв рассчитывать не стоит.

«С одной стороны, сотрудничество упирается в финансовые возможности Узбекистана, с другой же стороны оно упирается в их потребности. Поэтому мне кажется, что крупных закупок ожидать сложно. Тем не менее, вполне возможны какие-то контракты в части ремонта и модернизации образцов советской техники, используемой Узбекистаном», – поделился своей точкой зрения эксперт.

В свою очередь старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Иван Ипполитов, исследующий социально-политическое развитие стран Средней Азии, обратил внимание на активность Узбекистана в сфере перевооружения и закупок военной техники.

«Не так давно подписаны и выполняются контракты по поставкам европейской авиации, ну и российская военная техника туда также поставляется. ВС Узбекистана активным образом обновляются, поэтому следует ожидать новых контрактов, а также активизации подготовки узбекских военнослужащих», – подчеркнул специалист. Он также добавил, что более тесного взаимодействия сотрудничества двух стран на уровне ОДКБ ожидать преждевременно, поскольку официальный Ташкент не хочет быть связан этим форматом.

Согласно пояснительной записке, предметом подписанного между странами договора стали вопросы поставок продукции военного назначения и установление благоприятного режима взаимодействия в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта, модернизации, продления сроков использования, а также утилизации вооружения и военной техники.

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) основана в 1992 году. В нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Некогда в состав ОДКБ входили Грузия и Азербайджан, однако в 1999 году эти страны вышли из состава организации. Что же касается Узбекистана, то среднеазиатская страна выходила из состава ОДКБ в 1999 году, но возобновила членство в 2006 году. Тем не менее, в 2012 году Ташкент вновь приостановил членство в организации. Это объяснялось политикой нейтралитета, провозглашенной Исламом Каримовым в том же 2012 году.