– Андрей Андреевич, Россия без преувеличения является одним из ключевых игроков в Арктике. С какими сложностями, на Ваш взгляд, приходится сталкиваться России в Арктическом регионе? 

Сложности в Арктике, по большому счету, являются одинаковыми для всех арктических государств. Это суровые климатические условия, неразвитость инфраструктуры, малонаселенность, необходимость учета в своей деятельности фактора уязвимой окружающей среды полярного региона. К слову, конструктивность диалога арктических государств и сохранение Арктики как территории мира и стабильности напрямую зависит от признания всеми участвующими странами невозможности развития региона в одиночку. Те вызовы и сложности, которые существуют на Крайнем Севере, можно преодолеть только общими усилиями.

Причем главная задача здесь – соблюсти баланс между эксплуатацией природных ресурсов и извлечением транспортных, туристических и других преимуществ, на которые богата Арктика, с одной стороны, и бережным отношением к экосистемам Севера – с другой. Иными словами, необходимо добиться устойчивого развития Арктики. Это ключевая цель, заложенная в учредительных документах Арктического совета, она проходит нитью на всех встречах арктических государств. В частности, вопросы устойчивого развития обсуждались на недавней крупной арктической конференции «Arctic Frontiers» в январе текущего года в Тромсё (Норвегия), собравшей высоких представителей государственной власти арктических и неарктических государств, бизнесменов и экологов.

– У России есть свои приоритетные задачи на 2017 год, какие из них Вы бы выделили?

Если говорить о внешней политике России, то в первую очередь следует упомянуть работу Арктического экономического совета (АЭС). Россия была одним из инициаторов создания в 2014 году этого института, целями которого является содействие развитию бизнеса в Арктике, более тесному сотрудничеству в Арктике, а также привнесение деловой перспективы в работу Арктического совета. И в текущем году, по словам Министра иностранных дел России С.Лаврова, мы будем добиваться расширения числа проектов в рамках АЭС в целях конструктивного деполитизированного взаимодействия в Арктике.

Россия продолжит активную работу в Арктическом совете. В непростых геополитических условиях современности, напряженности отношений с Западом, мы рассматриваем АС как одну из немногих – чуть ли не единственную – площадку, где конструктивный диалог во благо всех участвующих сторон возможен и необходим. Свидетельством продуктивности сотрудничества в Арктике станет подписание в 2017 году третьего в истории региона обязывающего соглашения – на этот раз о сотрудничестве в области научных исследований в Арктике.

Что касается внутренней повестки, то здесь можно выделить планируемое в 2017 году принятие федерального закона об Арктической зоне РФ, которого ждут арктические регионы страны и заинтересованная общественность. Закон должен определить критерии отнесения территорий страны к арктической зоне, положить основы для создания так называемых опорных зон в Арктической зоне Российской Федерации, создать особые условия ведения бизнеса в арктической зоне, механизмы социальной защиты коренного населения Арктики и др.

Как справедливо подчеркивает председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации России сенатор Вячеслав Штыров, на данный момент действует более 500 нормативных правовых актов, которые регулируют правоотношения в Арктической зоне Российской Федерации. Многие из них откровенно устарели и не отвечают современным задачам. Принятие комплексного закона будет являться большим шагом вперед на пути консолидации государственных усилий и созданию четкого механизма по управлению обширными арктическими пространствами страны.

– 2017 год объявлен в России годом экологии, на основании указа В.В.Путина. Как Вы оцениваете перспективы для изменения Арктической экологической обстановки в 2017 году?

Распоряжением Правительства от 2 июня 2016 года утвержден официальный план мероприятий в России в Год экологии. В документе на Арктику выделен отдельный раздел, насчитывающий более десятка мероприятий по улучшению экологической обстановки в регионе. В их числе реализация мероприятий по ликвидации экологического ущерба, причиненного в результате деятельности на территории Арктической зоны, учения по ликвидации нефтеразливов в ледовых условиях, работы по очистке металлолома, внедрение частными компаниями корпоративной системы управления выбросами парниковых газов, создание новых особо охраняемых природных территорий и многое другое.

Осталось реализовать намеченное.

– Какие главные события, итоги 2016 года Вы бы могли выделить для Арктических проектов в России? 

Главным событием 2016 года для российской Арктики я бы назвал заявленный властями переход от традиционного отраслевого подхода к решению арктических проблем к территориальному подходу. Его реализация заключается в объявленных планах создать в Арктической зоне РФ так называемые опорные зоны. Планируется учреждение 8 опорных зон в каждом из арктических регионов страны. Проекты должны включать в себя комплексное развитие макрорегиона – создание транспортной, логистической инфраструктуры, развитие Северного морского пути, формирование благоприятных условий для бизнеса, создание условий для освоения ресурсной базы Арктики. Причем драйверами опорных зон будут именно проекты по разведке и добыче углеводородных ресурсов, которые будут объединяться в минерально-сырьевые центры. В конце 2016 года появилась информация, что Якутия выбрана пилотным проектом по созданию опорной зоны.